Конспект урока «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»
план-конспект урока по химии

Федяева Анастастасия Андреевна

Конспект урока «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx309.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»

Цели урока:

  • сформировать представление о солях;
  • сформировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;
  • классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;
  • изучить физические свойства солей;
  • изучить химические свойства солей.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование:доска, учебник, презентация, телевизор, компьютер, фарфоровая чашка, спички

Реактивы: соли различных металлов и этиловый спирт

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая         

План урока:

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

3. Изучение  новогоматериала.

4. Проведение демонстрационного опыта

5. Первичное закрепление знаний.

6. Подведение итогов урока.

7.  Информация о домашнем задании.

Ход урока:

1.Организационный этап

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу. Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Мы уже знаем, что все вещества делятся на электролиты и не электролиты. Что такое электролиты? Неэлектролиты? На прошлом занятии мы с вами выяснили, что к электролитам относятся такие классы, как кислоты, основания и соли.

2.Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

        

Итак, кто является автором теории электролитической диссоциации?

В каком году ее разработали

Первое положение ТЭД

Второе положение ТЭД

Третье положение ТЭД

Внимательно посмотрите на доску и распределите вещества на группы. Заполним таблицу

Азот N2, бензин, хлорид кальция (CaCl2), гидроксид натрия (NaOH), керосин, метан, соляная кислота (HCl), кислород (O2), раствор сахара, нитрат натрия (NaNO3), карбонат кальция Ca(CO3)2.

Электролиты

Неэлектролиты

3.Изучение нового материала

Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока и  о каком классе неорганических соединений мы сегодня будем говорить я предлагаю отгадать мою загадку.

Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в 8 веке до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему предписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным химическим реактивом за обеденным столом. По русскому обычаю его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. (поваренная соль)

Правильно – это соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество входит в состав огромного класса неорганических веществ, который так и называется СОЛИ.

Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»

.Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Учащиеся формулируют цели урока

Знакомиться с новой темой нам помогут сообщения, которые ребята подготовили

Нитрат натрия. Является ценным азотным удобрением. Второе имя Чилийская селитра. Вы спросите, почему такое странное имя? На огромных пространствах Чили расположена пасмурная пустыня Атакама, которая тянется сотни километров. На первый взгляд – обычная пустыня, но это не так: под тонким пластом песка залегают мощные залежи нитрата натрия (натриевой селитры). Решили, что её можно использовать для производства пороха, точно как нитрат калия (калийную селитру), но нет, а название уже дали.

Карбонат кальция. Одно из наиболее распространенных соединений на Земле. Минералы на карбонатной основе покрывают около 40 млн кв. км земной поверхности. Мел, известняк, мрамор, жемчуг – это всё карбонаты! Мел- это не только известный вам зубной порошок и школьный мел, его используют в бумажной и резиновой промышленности. Мрамор и известняк используют в строительстве, а также при производстве стекла и керамики.

Цианид калия. Очень ядовитая соль, хотя имеет совсем невинный вид. Необходима для получения золота и серебра из руд, многих органических соединений. А ещё цианид добавляют в сталь- это придаёт её поверхности большую прочность.

Гидрокарбонат натрия. Принадлежит к семейству кислых солей. Данная соль известна нам нам под названием пищевая сода. Раствор питьевой соды – составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который и образует большую пену. А ещё раствор пищевой соды используют в медицине, например при полоскании горла при ангине.

Нитрат серебра. Адским камнем называли нитрат серебра во времена алхимиков. Нитрат серебра обладает прижигающими свойствами на живые ткани и может вызвать серьезные ожоги, окрашивая при этом поражённую кожу в темно-фиолетовый цвет. В то время люди не могли дать объяснения причин такой реакции кожи, поэтому прозвали это вещество адским камнем. По другому называют ляпис. Применяют в медицине для прижигания бородавок. А также используют для изготовления зеркал и токопроводящего слоя.

Внимательно изучите формулы. Что общего в них?

Правильно в этих формулах есть атомы металлов и кислотные остатки.

Т.е. в этих формулах есть часть от кислоты и от основания.

Теперь дадим определение новому классу неорганических соединений.

Теперь запишите это определение в тетрадь.

По физическим свойствам соли – твёрдые вещества, различающиеся окраской и растворимостью в воде. Кристаллическая решётка ионная.

Соли можно разделить по составу кислотного остатка.

(готовая схема появляется на экране)

Соли

(по составу кислотного остатка)

средние                                       основные                                   кислые

(K2CO3, CuSO4, Na3PO4)                          (AlOHCl2, CaOHNO3)                   (NaHSO4, KHS)

Номенклатура:

Название средней соли = название кислотного остатка+название металла+валентность

Название кислой соли = гидро+ название кислотного остатка + название металла + валентность

Название основной соли = гидроксо+название кислотного остатка + название металла + валентность

        

Пишем название каждой соли

K2CO3 карбонат калия

 CuSO4 сульфат меди

 Na3PO4 фосфат натрия

AlOHCl2 хлорид гидроксоалюминия

CaOHNO3 нитрат гидроксокальция

NaHSO4 гидросульфат натрия

KHS гидросульфит калия

4. Демонстрационный опыт

Студент выполняет демонстрационный опыт, остальные заполняют таблицу, окрас пламени соответствующей соли.

 Соединения некоторых металлов придают пламени характерный цвет, например:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9df19520551c0a506d7f7d71d01b8b6980a61fb4-5326574-images-thumbs&n=13

  • литий — малиново-красный;
  • натрий — жёлтый;
  • калий — фиолетовый;
  • кальций — кирпично-красный;
  • стронций — карминово-красный;
  • барий — жёлто-зелёный;
  • медь — изумрудно
  • -зелёный.

Выводы:

Летучие соли многих металлов окрашивают пламя в различные цвета, характерные для этих металлов. Окраска зависит от раскаленных паров свободных металлов, которые получаются в результате термического разложения солей при внесении их в пламя горелки. В нашем случае к таким солям относились, _________________, они дали яркие насыщенные цвета.

Это используют в химическом анализе для идентификации соединений, а также в пиротехнике при изготовлении смесей для салютов и фейерверков.

 

Вопрос: зачем мастерам по ремонту и обслуживанию автомобилей нужно знать о классе «Соли». Где применяют солевые растворы в автомобильном хозяйстве.

5. Первичное закрепление материала.

Давайте попробуем выполнить задание. Посмотрите на слайд.

металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная

кислота

Кислотный остаток

Са

К

Аl

Проверьте свою работу по образцу на слайде, поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка):

металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная кислота

Кислотный остаток

SO42-

Cl-

NO3-

Са

Са2+

СаSO4

СаCl2

Са(NO3)2

К

К+

K2SO4

КCl

КNO3

Аl

Аl3+

Al2(SO4)3

AlCl3

Al(NO3)3

6. Подведение итогов и рефлексия

Давайте вспомним тему сегодняшнего урока. Дайте определение соли. С какими солями мы сегодня познакомились.

Оцените свое эмоциональное состояние. Возьмите подходящий к вашему настроению смайлик и поднимите его, если урок не понравился – поднимаем синий, понравился – красный, в раздумьях –голубой.

7.Домашнее задание и инструкция по его выполнению

Учить записи в тетради, повторить названия кислотных остатков

№ 1. Дописать продукты образования в химических уравнениях реакций, записать полное и сокращенное ионные уравнения

https://i2.wp.com/tepka.ru/himiya_8/00259.jpg

https://russianmagnets.com/images/stories/virtuemart/product/0001-02.jpg


Раздаточный материал

Тема урока: «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»

Проверка д.з.

Внимательно посмотрите на доску и распределите вещества на группы.

Заполним таблицу

Азот N2,

бензин,

хлорид кальция (CaCl2),

 гидроксид натрия (NaOH),

керосин, метан,

соляная кислота (HCl),

кислород (O2),

раствор сахара,

нитрат натрия (NaNO3),

карбонат кальция Ca(CO3)2.

Электролиты

Неэлектролиты

По физическим свойствам соли – твёрдые вещества, различающиеся окраской и растворимостью в воде. Кристаллическая решётка ионная.

Соли

(по составу кислотного остатка)

средние                                       основные                                   кислые

(K2CO3, CuSO4, Na3PO4)                          (AlOHCl2, CaOHNO3)                   (NaHSO4, KHS)

Химическая формула соли

Название соли

K2CO3

CuSO4

Na3PO4

AlOHCl2

CaOHNO3

NaHSO4

KHS

Демонстрационный опыт

Оборудование: доска, презентация, телевизор, компьютер, фарфоровая чашка, спички

Реактивы: соли различных металлов и этиловый спирт

Формула соли

Название соли

Цвет пламени

NaCl

хлорид натрия

CuSO4

медный купорос

LiCl

хлорид лития

CaCl2

хлорид кальция

Вывод: Окраска пламени зависит от раскаленных паров свободных металлов, которые получаются в результате термического разложения солей. В нашем случае к таким солям относились __________________________________________________     они дали яркие насыщенные цвета.

Данные свойства используют при  химическом анализе для идентификации соединений, а также в пиротехнике при изготовлении смесей для салютов и фейерверков.

Запишите формулы солей в пустые ячейки

металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная

кислота

Кислотный остаток

SO42- 

Cl- 

NO3- 

Са

Са2+ 

К

К+ 

Аl

Аl3+ 

7.Домашнее задание и инструкция по его выполнению

Учить записи в тетради, повторить названия кислотных остатков

№ 1. Дописать продукты образования в химических уравнениях реакций, записать полное и сокращенное ионные уравнения

https://i2.wp.com/tepka.ru/himiya_8/00259.jpg

NaCl

CuSO4

LiCl

CaCl2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии: Соли, классификация, физические и химические свойства.

Урок «Соли, классификация, физические и химические свойства» проводится в 8 классе. Является уроком повторения ранее пройденного и изучения нового материала в разделе «Важнейшие классы не...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства

Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Химические свойства кислот".

Конспект урока по химии в  8 классе по теме "Химические свойства кислот"....

Презентация «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»

laquo;Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»...