Технологическая карта "Предмет химии"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Технологическая карта для учащихся "Предмет химии" является сценарием первого урока химии в 8 классе. Является методическим сопровождением урока с использованием деятельностно-компетентностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_himii.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ.
1. Значение химии в жизни человека.
Носки, ботинки и рубашки,
Шампуни, куклы-неваляшки,
Тарелки, шубы, аспирин,
Ракеты, мыло , ванилин,
Бумага, краски и капрон,
Стиральный порошок, тефлон,
И даже что-то из еды –
Волшебной химии плоды!
И без нее мы до сих пор
Ходили в шкурах, жгли костер,
В пещерах сидя и скучая,
Без кофе, колы и без чая...
Ни удобрений, ни бензина,
Ни урожая, ни машины,
Ни самолетов, ни колес...
Без химии – тоска до слез!
Зато сейчас, взгляни вокруг,
Она везде, твой верный друг!
«Широко распростирает Химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания. В первые времена от сложения мира принудили человека зной и стужа прикрывать свое тело; когда по первом листвия и кож употребления домыслился он… приготовлять себе одежды, которые хотя к защищению тела его довольно служили, однако гнушались простою белизною и, пестреющим полям завидуя, подобного великолепия и в прикрытии тела искали. Тогда химия, выживая из трав и цветов соки, выпаривая коренья, растворяя минералы и разными образы их между собою соединяя, желание человеческое исполнять старалась».(М.В.Ломоносов «О пользе химии»)
2. Что изучает химия?
Химия относится к естественным наукам, так как это наука о природе. Вспомните, основы каких естественных наук вы изучали ранее? _____________________________________________________________________________
Следовательно, химия является « родной сестрой» этих наук. Но она имеет свои особенности.
Химия – это наука о веществах и их превращениях. А что же принято называть веществом? Подумайте, что общего между предметами, изображенными на рис. 1.
Эти предметы – физические тела – изготовлены из
____________________.Следовательно,
_____________________ является
__________________________________.
Рис. 1
Физические тела, изображенные на рис. 2 изготовлены
из________________________ .
Следовательно, _____________________ является
________________________.
Рис. 2
Вещество – это то, из чего_____________________________________________________ .
Вспомните, что называют физическими телами? Физическими телами называют ____________________________________________________________________________
Выполни задания:
- Из предложенного перечня выпишите названия тел и веществ:
гвоздь, лед, снежинка, железо, полиэтилен, линейка, сахар, ложка, спирт, кислород, свеча.
Тела | Вещества |
- На основе анализа следующих примеров сформулируйте вывод и обсудите его с соседом по парте:
Тела Вещество Тело Вещества
Снежинка→ → Алюминий
Сосулька → →Вода Кольцо → → Серебро
Айсберг → → Золото
3. Свойства веществ
Одна из задач химии – узнавать и описывать свойства веществ. Одни вещества имеют невероятную твердость, другие могут быть раздавлены слабой рукой ребенка. У одних веществ вкус сладкий, у других – кислый. Есть вещества прозрачные, блестящие, матовые. Есть вещества, которые не замерзают и остаются жидкими даже при температуре -2500С, но есть и такие, которые не плавятся и остаются твердыми даже в ослепительном свете электрической дуги.
Для описания физических свойств вещества можно воспользоваться планом:
→ Г
1. Агрегатное состояние → → Ж
→ Т
- Цвет
- Запах (техника безопасности!!!)
- Вкус (техника безопасности!!!)
- Растворимость в воде
- Электропроводность
- Справочные данные:
- плотность
- Т кипения
- Т плавления
Попробуем описать физические свойства воды при нормальных условиях.
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.__________________________________________
6.__________________________________________
7.__________________________________________
8.__________________________________________
9.__________________________________________
4. Первоначальные понятия о физических и химических явлениях.
В окружающем нас мире постоянно происходят изменения ( явления). Иногда эти явления сопровождаются превращением веществ. Подумаем! Происходит ли превращение вещества воды при ее кипении или замерзании?
Водяной пар – это ___________ в ________________состоянии. Лед – это _________ в __________________состоянии. Следовательно, нового вещества не образуется. Явления, при которых не образуются новые вещества, называются физическими.
Каждый из вас наблюдал горение костра. Происходят ли превращения веществ при горении дров? При горении дров образуются _____________ и ___________, т.е. образуются новые вещества. Следовательно, горение костра – это химическое явление. Химические явления – это явления, при которых ________________
_______________________________________________________________________
Химические явления чаще называют химической реакцией.
Вещества, вступающие в химическую реакцию, называются исходными веществами. Вещества, полученные в результате реакции, называются продуктами реакции. При горении дров исходными веществами будут _______________________________________, а продуктами реакции ____________
_______________________.
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ.
- Поиграй в игру «крестики и нолики». Выигрышный путь составляют:
- Какими понятиями (подчеркните) можно охарактеризовать вещество?
Цвет, запах, размер, масса, форма, рост, цена, химические свойства, температура замерзания, объем, растворимость в бензине, вкус, год выпуска, горючесть, твердость.
3. Даны вещества: МЕЛ, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, САХАР, СПИРТ, АЗОТ, ПИТЬЕВАЯ СОДА, НАФТАЛИН, МЕДЬ, АЛЮМИНИЙ, КИСЛОРОД. Сгруппируйте вещества по свойствам:
Твердые вещ-ва | Газы | Жидкости | Обладающие запахом | Имеют цвет | Проводят электрический ток |
- Закончите таблицу «Значение химии»
Значение химии | |
Положительное ( хемофилия – любовь к химии) | Отрицательное (хемофобия – страх к химии) |
1. Обеззараживание воды | 1. Загрязнение воздуха |
2. Борьба с вредителями сельского хозяйства | 2. «Озоновые дыры» |
3. Изготовление синтетических тканей | 3. Химическое оружие |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс
Данная разработка урока с применением ЭОР в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева "Органическая химия. 10 класс" выполнена в виде технологической карты. О...
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....
Технологическая «находка» по химии «Изучение электронного баланса на уроках химии»
научить учащихся составлять электронный баланс...
Технологическая карта занятия кружка или нестандартного урока химии "Любовь и химия".
Технологическая карта и раздаточный материал к занятию кружка или нестандартному уроку химии "Любовь и химия".АННОТАЦИЯ К УРОКУ «ЛЮБОВЬ И ХИМИЯ» Российское образование в пос...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...
Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс
Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс по Рудзитису, Фельдман...