Технологическая «находка» по химии «Изучение электронного баланса на уроках химии»
учебно-методический материал по химии на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая «находка» по химии «Изучение электронного баланса на уроках химии»
Умение составлять электронный баланс при изучении окислительно-восстановительных реакций является одним из важнейших при изучении химии. Однако, несмотря на то, что учителя уделяют много времени и внимания формированию этого умения, учащиеся испытывают затруднения и допускают многочисленные ошибки.
К типичным ошибкам в традиционных способах приводят: неясность того, нужно ли учитывать индекс элемента и с какой части уравнения начинать расстановку коэффициентов. Излагаемый ниже способ этих недостатков лишен, достаточно лишь запомнить некоторые весьма несложные правила составления баланса.
Применяя этот метод в течение многих лет в своей работе, мне удалось дополнить и расширить его, постепенно сложились «Правила составления баланса».
Суть метода: электронный баланс составляется под уравнением, при этом учитываются индексы элементов, затем находится наименьшее общее кратное для чисел отданных и принятых электронов (НОК), делением НОК на эти числа получаем коэффициенты для восстановителя и окислителя.
Например, для уравнения Al0 + Сl20 ––> Al + 3Cl3–1 рассуждение ведется на один атом элемента: до реакции атом алюминия имел степень окисления ноль, после реакции приобрел степень окисления +3, следовательно, атом Al отдает три электрона. В той части уравнения, где составляется баланс, индекс Al равен единице, поэтому число три остается без изменений и подписывается под алюминием:
Хлор до реакции имел степень окисления ноль, после реакции имеет степень окисления –1, т.е. один атом хлора принимает один электрон, однако, в той части уравнения, где составляется баланс у хлора индекс два и, умножая число электронов на индекс, получаем цифру два для хлора
Находим НОК для числа отданных и принятых электронов
Делением НОК на число отданных электронов, получаем коэффициент для Al (6 : 3 = 2)
Делением НОК на число принятых электронов, получаем коэффициент для хлора (6 : 2 = 3)
В другой части уравнения коэффициенты расставляются методом подбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная презентация к уроку химии в 8 классе по теме: "Вода - растворитель. Растворы"
Электронная презентация может быть использована при проведении уроков химии в 8 классе по всем рекомендованным на сегодняшний день авторским линиям учебников. Гиперссылки данной презентации позв...
Электронная презентация к уроку химии в 10 классе: "Получение спиртов. Применение"
Данная электронная презентация позволяет наглядно представить последствия употребления алкогольных напитков, расширяет знания о направлениях применения спиртов, их общих и специфических способах получ...
Конспект урока "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса" (Химия, 8 класс)
Цель урока: обеспечение условий для самостоятельного вывода учащимися и применения ими на практике алгоритма по составлению ОВР методом электронного баланса. Прилагается презентация....
Использование межпредметных связей при изучении темы "Газы" на уроках химии (на примере истории открытия углекислого газа)
Углекислый газ был первым между всеми другими газами противопоставлен воздуху под названием “дикого газа” алхимиком XVI в. Ван-Гельмонтом. Открытием углекислого газа было положено начало новой о...
Технологическая «находка» по химии «Как научить решать задач на растворы, используя математический метод решения»
Рассмотрен алгоритм решения задач на растворы...
Особенности изучения некоторых тем на уроках химии в 8-9 классах.
Данный материал позволит учителю в доступной форме объяснить учащимся некоторые химические понятия. ...
Самостоятельное изучение учебного материала на уроках химии
Несмотря на стремительное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, утверждение, что книга-источник знаний актуально и в наши дни. Учебник-наиболее доступный источник информации д...