Урок по теме: "Химические реакции"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Данный урок используется при изучении темы: "Классификация химических реакций в неорганичекой химии" (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_reakcii.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Химические реакции»
Цель:
Образовательные:
- Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификациях;
- Продолжить формирования умений записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать их типы, делать выводы и обобщения
Развивающая:
- Развивать речевые навыки, способности к анализу, мышления, внимания;
- Развивать умения использовать изученный материал для познания нового;
- Формирование работать в группе.
Воспитательная:
- Воспитание самостоятельности, сотрудничества
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, практический
Оборудование:
- Спиртовка, цинк, соляная кислота, перманганат калия, оксид натрия, вода, штатив, лучина, вата, хлорид бария, сульфат натрия, пробирки, фенолфталеин.
- Рабочий лист учащегося
- Мультимедийная презентация.
Форма работы: групповая, фронтальная
Тип урока: изучения нового материала
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения
Без химии ты глух и нем,
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
Дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
И на морозе сушится белье
Жизнь вокруг себя узнаешь.
Разрешишь любой серьёзный спор.
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер
Действительно химия – наука сложная и трудная, но не для нас с вами. Нам уже многое известно и понятно. И прежде чем приступить к изучению темы нашего сегодняшнего урока, я попрошу вас ответить на следующие вопросы: (Учащимся задаются вопросы, на которые ни отвечают)
- Как называются изменения, происходящие в природе?
- Какие бывают явления?
- Как, по – другому, называются химические явления?
- Какие признаки химических реакций вам известны?
- Каковы условия возникновения и протекания реакций вы знаете?
Учитель благодарит учащихся за ответы
- Изучение нового материала
Учитель: Действительно, ребята, наша жизнь невозможна без химических реакций. В окружающем мире протекает огромное число реакций.
А как вы думаете, что такое реакция?
Учащиеся высказывают свои мнения
Учитель: В переводе с латинского языка реакция означает «противодействие», «отпор», «ответное действие».
И чтобы нам ориентироваться, в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы реакций. В этом нам сможет помочь один прием, который применяется в любой науке и позволяет разделить множество объектов, сходных по общим признакам, на группы. Этот прием классификации.
Следовательно, темой нашего урока будет «Классификация химических реакций»
Сегодня каждый из вас узнает, какие типы реакций существуют и по каким признакам их классифицируют, а также научимся определять эти типы
Мы с вами определили, что реакция в переводе с латинского языка означает «ответное действие». А что же, по вашему мнению, означает словосочетание «химическая реакция», то есть если говорить другими словами, то дайте определение: Что такое химическая реакция?
Учащиеся дают определения химической реакции
Учитель: Молодцы.
Действительно, химическая реакция - это изменение веществ, при котором разрываются старые и образуются новые химические связи между частицами, из которых состоят вещества.
Запишите это определения в рабочие листы
Учащиеся записывают определение
Учитель: А теперь, ребята, назовите типы реакций, которые вам известны?
Учащиеся называют типы реакций (соединения, разложения, обмена, замения)
Учитель: Молодцы, все реакции, что вы назвали, относятся к типу по числу и составу исходных и образовавшихся веществ
Отметьте этот тип у себя в рабочих листах
Учащиеся заполняют рабочий лист
Учитель: А теперь давайте проведем с вами небольшую лабораторную работу
У вас на столах стоят лотки с реактивами и инструкции по выполнению опытов. Перед тем, как перейти к их выполнению, давайте повторим правила ТБ
Учащиеся повторяют правила ТБ.
Учитель: Молодцы, а теперь приступайте к выполнению лабораторной работе. На выполнение их вам дается 3 минуту. Каждая группа записывает результаты своего опыта в таблицу. После выполнения опытов представитель каждой группы выходит, рассказывает, что они делали, записывает уравнение реакции на доске и дает определение типу реакции
Учащиеся выполняют лабораторную работу, записывают результаты в рабочий лист и комментируют их. Затем заполняется общая таблицу «Классификация химических реакций»
Учитель: Ребята, а может кто-то из вас знает еще какие – либо типы химических реакций?
Учащиеся называют реакции окислительно-восстановительные, гетерогенные, экзотермические, эндотермические, каталические, обратимые
Учитель: Молодцы. Второй тип по тепловому эффекту, третий тип - по изменению степеней окисления элементов, образующих реагенты и продукты, четвертый тип - по фазе, пятый - по использованию катализатора, шестой - по направлению
Учащиеся записывают определение этих типов реакции и подтверждают примерами (рабочий лист).
- Закрепление.
Учитель: Мы с вами познакомились со всеми типами химических реакций, которые существуют в неорганической химии. И для, того, чтобы мы их не забыли, я предлагаю вам выполнить упражнения
Учащиеся выполняют задания предложенные учителем (Рабочий лист)
- Итог урока.
Молодцы, вы неплохо поработали сегодня не плохо.
- Домашнее задание
У Владимира Маяковского есть такая философская мысль, если звезды зажигаются в небе, значит это кому - нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций, то, следовательно, это кому–то нужно. И поэтому я хочу предложить вам написать небольшой реферат, в котором на примерах можно показать значение всех типов реакций в реальной жизни.
- Рефлексия.
Вот подошел наш урок к концу, и мне бы хотелось узнать ваше впечатление о нем, что вам понравилось, что нет, что вы узнали, чему научились. Для этого я предлагаю вам закончить утверждения
Мне понравился урок потому что……..
Мне не понравился урок потому что…………………..
Я узнал (а) на нем…………………………………………
Я научился (ась) на нем………………………………….
Мне бы очень хотелось, чтобы…………………..
Учитель: Спасибо вам, ребята за работу, наш урок окончен, сдайте, пожалуйста, ваши рабочие листы
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
- Запишите определение
Химическая реакция – это ______________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Заполните таблицу
Типы химических реакций | Примеры |
I тип | |
II тип | |
III | |
IV | |
V | |
VI | |
- Лабораторная работа «Типы химических реакций»
Опыт 1 (группа 1)
Возьмите немного оксида натрия, насыпьте его в стакан, затем добавьте немного воды и капните в него 1 – 2 капли фенолфталеина. Результаты занесите в таблицу
Опыт 2 (группа 2)
Возьмите гранулу цинка, положите ее в пробирку, затем добавьте 1 – 2 мл соляной кислоты. Результаты занесите в таблицу.
Опыт 3 (группа 3)
Возьмите сухую пробирку, насыпьте в неё немного перманганата калия. У отверстия положите кусочек ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец, которой опустите в стакан. Закрепите в пробирку в штативе и нагрейте её. Через несколько секунд опустите тлеющую лучины в стакан. Результаты занесите в таблицу
Опыт 4 (группа 4)
Налейте в пробирку 1 – 2 мл хлорида бария, добавьте к нему 1 – 2 мл сульфата натрия. Результаты занесите в таблицу
Названия исходных веществ | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции | Тип реакций |
Фамилия Имя _______________________________
- Выполните упражнения
- Дано уравнение реакции получения оксида азота (II) N2 + O2 ↔ 2NO – Q
Дайте характеристику реакции по всем изученным вами классификационным признакам
N2 + O2 ↔ 2NO – Q – это _________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Соотнесите
А) разложения, гетерогенная | А1) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2 |
Б) соединения, гомогенная. | Б1) H2SO4+ BaCl2→ BaSO4 + HCl + Q |
В) обмена, экзотермическая | В1) 2H2 + O2 → 2H2 O |
Г) замещения, окислительно-восстановительная | Г1)2 NaOH → Na2 O + H2 O |
Ответ:
- Приведите примеры образования оксида меди (II) в результате реакции
- соединения ______________________________________________
- разложения ______________________________________________
- Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакции, определите, к какому типу они относятся
1. Al + O2 → Al2 O3 - _________________________________________________;
2. CaO + HCl → CaCl2 + H2O - __________________________________________;
3. NaHCO3 → Na2CO3 + CO2 + H2O - _______________________________________;
4. Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2 - ____________________________________________;
- к какому типу химической реакции относится образование углекислого газа в результате:
1. взаимодействие угля с оксидом меди; 2. прокаливание известняка;
3. сжигания угля; 4. горение угарного газа
- По каким внешним признакам можно судить, что произошла химическая реакция следующих пар веществ
- FeCl3 + NaOH → _____________________________________________________________;
- Na2CO3 + HCl → ____________________________________________________________ ;
- Fe + CuSO4 → _______________________________________________________________;
- Ca(HCO3)2 → _______________________________________________________________ ;
Напишите, какие вещества образуются, расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу
реакций относится каждая из них.
- Приведите по два примера реакций соединения, которые сопровождаются окислением – восстановлением, участвующих веществ
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Закончите предложения
- Мне понравился урок потому что ________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Мне не понравился урок потому что ____________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Я узнал (а) на нем ____________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Я научился (ась) на нем _______________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Мне бы очень хотелось, чтобы _________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота
Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...
Урок по теме "Химические свойства металлов"
Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"...
Урок по теме: «Химические свойства и применение этилена»
10 класс (БУП 1час в неделю)Цели урока: 1. ОбразовательнаяСоздать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме....
Презентация к обобщающему уроку по теме "Химические реакции"
Презентация подготовлена для урока-обобщения по теме"Химические реакции"....
Конспект урока по теме "Химические реакции"
Урок повторения и расширия знаний о химических реакциях. Задачи: сформировать понятие о химическом уравнении как об условном изображении химической реакции; пояснить правила состав...
Дистанционный урок по теме "Химические свойства алканов" (второй урок)
В нашу жизнь вошло дистанционное обучение. Вокруг него много споров. К нему можно по разному относиться. Но задача учителя, на мой взгляд, сделать предложенные обстоятельства катализатором своего проф...
Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"
Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"...