Урок по теме: "Химические реакции"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Данный урок используется при изучении темы: "Классификация химических реакций в неорганичекой химии"  (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_reakcii.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Химические реакции»

Цель:

     Образовательные:

  • Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификациях;
  • Продолжить формирования умений записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать их типы, делать выводы и обобщения

     Развивающая:

  • Развивать  речевые навыки, способности к анализу, мышления, внимания;
  • Развивать умения использовать изученный материал для познания нового;
  • Формирование работать в группе.

Воспитательная:

  • Воспитание самостоятельности, сотрудничества

     Методы и методические приемы: словесный, наглядный, практический

     Оборудование:  

  • Спиртовка, цинк, соляная кислота, перманганат калия, оксид натрия, вода, штатив, лучина, вата, хлорид бария, сульфат натрия, пробирки, фенолфталеин.
  • Рабочий лист учащегося
  • Мультимедийная презентация.

    Форма работы: групповая, фронтальная

     Тип урока: изучения нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения

Без химии ты глух и нем,

   И шагу не шагнешь порою,

      Не вырастишь хороший хлеб

                                                              Дом хороший не построишь.

           Химию любить и не лениться –

                                                              Значит, понятно будет все:

                                                              Почему коптит порою примус,

                                                               И на морозе сушится белье

                                                               Жизнь вокруг себя узнаешь.

                                                               Разрешишь любой серьёзный спор.

                                                               Без огня в дороге яйца сваришь

                                                              И без спичек разведешь костер

     Действительно химия – наука сложная и трудная, но не для нас с вами. Нам уже многое известно и понятно. И прежде чем приступить к изучению темы нашего сегодняшнего урока, я попрошу вас ответить на следующие вопросы: (Учащимся задаются вопросы, на которые ни отвечают)

  1. Как называются изменения, происходящие в природе?
  2. Какие бывают явления?
  3. Как, по – другому, называются химические явления?
  4. Какие признаки химических реакций вам известны?
  5. Каковы условия возникновения и протекания реакций вы знаете?

Учитель благодарит учащихся за ответы

  1. Изучение нового материала

Учитель: Действительно, ребята, наша жизнь невозможна без химических реакций. В окружающем мире протекает огромное число реакций.

А как вы думаете, что такое реакция?  

Учащиеся высказывают свои мнения

Учитель: В переводе с латинского языка реакция означает «противодействие», «отпор», «ответное действие».

И чтобы нам ориентироваться, в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы реакций. В этом нам сможет помочь один прием, который применяется в любой науке и позволяет разделить множество объектов, сходных по общим признакам, на группы. Этот прием классификации.

Следовательно, темой нашего урока будет «Классификация химических реакций»

Сегодня каждый из вас узнает, какие типы реакций существуют и по каким признакам их классифицируют, а также научимся определять эти типы

Мы с вами определили, что реакция в переводе с латинского языка означает «ответное действие». А что же, по вашему мнению, означает словосочетание «химическая реакция», то есть если говорить другими словами, то дайте определение: Что такое химическая реакция?

Учащиеся  дают определения химической реакции

Учитель:  Молодцы.

Действительно,  химическая реакция - это изменение веществ, при котором разрываются старые и образуются новые химические связи между частицами, из которых состоят вещества.

Запишите это определения в рабочие листы

Учащиеся записывают определение

Учитель: А теперь, ребята,  назовите  типы реакций, которые вам известны?

Учащиеся называют типы реакций (соединения, разложения, обмена, замения)

Учитель: Молодцы, все реакции, что вы назвали, относятся к типу по числу и составу исходных и образовавшихся веществ

Отметьте этот тип у себя в рабочих листах

Учащиеся заполняют рабочий лист

Учитель: А теперь давайте проведем с вами небольшую лабораторную работу

У вас на столах стоят лотки с реактивами и инструкции по выполнению опытов. Перед тем, как перейти к  их выполнению, давайте повторим правила ТБ

Учащиеся повторяют правила ТБ.

Учитель: Молодцы, а теперь приступайте к выполнению лабораторной работе. На выполнение их вам дается 3 минуту. Каждая группа записывает результаты своего опыта в таблицу. После выполнения опытов представитель каждой группы выходит, рассказывает, что они делали, записывает уравнение реакции на доске и дает определение типу реакции

Учащиеся выполняют лабораторную работу, записывают результаты в рабочий лист и комментируют их. Затем заполняется общая таблицу «Классификация химических реакций»

Учитель: Ребята, а может кто-то из вас знает еще какие – либо типы химических реакций?

Учащиеся называют реакции окислительно-восстановительные, гетерогенные, экзотермические, эндотермические, каталические, обратимые

Учитель: Молодцы. Второй тип  по тепловому эффекту, третий тип  - по изменению степеней окисления элементов, образующих реагенты и продукты,  четвертый тип -  по фазе, пятый - по использованию катализатора,  шестой - по направлению

Учащиеся записывают определение этих типов реакции и подтверждают примерами   (рабочий лист).

  1. Закрепление.

Учитель: Мы с вами познакомились со всеми типами химических реакций, которые существуют в неорганической химии. И для, того, чтобы мы их не забыли, я предлагаю вам выполнить упражнения                                        

Учащиеся выполняют задания предложенные учителем (Рабочий лист)

  1. Итог урока.

Молодцы, вы неплохо  поработали сегодня не плохо.

  1. Домашнее задание

У Владимира Маяковского есть такая философская мысль, если звезды зажигаются в небе, значит это кому - нибудь  нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций, то, следовательно, это кому–то нужно. И поэтому  я хочу предложить вам написать небольшой реферат, в котором на примерах можно показать значение всех типов реакций в реальной жизни.

  1. Рефлексия.

Вот подошел наш урок к концу, и мне бы хотелось узнать ваше впечатление о нем, что вам понравилось, что нет, что вы узнали, чему научились. Для этого я предлагаю вам закончить утверждения

Мне понравился урок потому что……..

Мне не понравился урок потому что…………………..

Я узнал (а) на нем…………………………………………

Я научился (ась) на нем………………………………….

Мне бы очень хотелось, чтобы…………………..

Учитель: Спасибо вам, ребята за работу, наш урок окончен, сдайте, пожалуйста, ваши рабочие листы

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Запишите определение

  Химическая реакция – это ______________________________________________

  ________________________________________________________________________

  ________________________________________________________________________

  ________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу

Типы химических реакций

Примеры

I тип

II тип

III

IV

V

VI

  1. Лабораторная работа «Типы химических реакций»

Опыт 1 (группа 1)

Возьмите немного оксида натрия, насыпьте его в стакан, затем добавьте немного воды и капните в него 1 – 2  капли фенолфталеина. Результаты занесите в таблицу

Опыт 2 (группа 2)

Возьмите гранулу цинка, положите ее в пробирку, затем добавьте 1 – 2 мл соляной кислоты. Результаты занесите в таблицу.

Опыт 3 (группа 3)

Возьмите сухую пробирку, насыпьте в неё немного перманганата калия. У отверстия положите кусочек ваты и закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец, которой опустите в стакан. Закрепите в пробирку в штативе и нагрейте её. Через несколько секунд опустите тлеющую лучины в стакан. Результаты занесите в таблицу

Опыт 4 (группа 4)

Налейте в пробирку 1 – 2 мл хлорида бария, добавьте к нему 1 – 2 мл сульфата натрия. Результаты занесите в таблицу

Названия исходных веществ

Условия реакции

Признаки реакции

Уравнения реакции

Тип реакций

                                                                                   Фамилия Имя _______________________________

  1. Выполните упражнения
  1. Дано уравнение реакции получения оксида азота (II) N2 + O2 ↔ 2NO – Q

      Дайте характеристику реакции по всем изученным вами классификационным признакам

             N2 + O2 ↔ 2NO – Q –  это _________________________________________________________

             ________________________________________________________________________________

             ________________________________________________________________________________

  1. Соотнесите

А) разложения, гетерогенная

А1) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2

Б) соединения, гомогенная.

Б1) H2SO4+ BaCl2→ BaSO4 + HCl + Q

В) обмена, экзотермическая

В1) 2H2 +  O2 → 2H2 O

Г) замещения, окислительно-восстановительная

Г1)2 NaOH → Na2 O +  H2 O

       Ответ:

  1. Приведите примеры образования оксида меди (II) в результате реакции
  • соединения ______________________________________________
  • разложения ______________________________________________
  1. Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакции, определите, к какому типу они относятся

1. Al  +  O2 →   Al2 O3    - _________________________________________________;  

2. CaO  +  HCl   →   CaCl2   + H2O - __________________________________________;

3. NaHCO3 → Na2CO3 + CO2  +   H2O - _______________________________________;

4. Mg + H2SO4 →  MgSO4 + H2  - ____________________________________________;                        

  1. к какому типу химической реакции относится образование углекислого газа в результате:

1. взаимодействие угля с оксидом меди;                                    2. прокаливание известняка;

3. сжигания угля;                                                                          4. горение угарного газа

  1. По каким внешним признакам можно судить, что произошла химическая реакция следующих пар веществ
  1. FeCl3 + NaOH → _____________________________________________________________;
  2. Na2CO3 + HCl  → ____________________________________________________________ ;
  3. Fe +  CuSO4 → _______________________________________________________________;
  4. Ca(HCO3)2 →  _______________________________________________________________ ;

            Напишите, какие вещества образуются, расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу

            реакций относится каждая из них.

  1. Приведите по два примера реакций соединения, которые сопровождаются окислением – восстановлением, участвующих веществ

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Закончите предложения
  1. Мне понравился урок потому что ________________________________________

 _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1.  Мне не понравился урок потому что ____________________________________

 ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Я узнал (а) на нем ____________________________________________________

 ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Я научился (ась) на нем _______________________________________________

 ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Мне бы очень хотелось, чтобы _________________________________________

 ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота

Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...

Урок по теме "Химические свойства металлов"

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов"...

Урок по теме: «Химические свойства и применение этилена»

10 класс (БУП 1час в неделю)Цели урока: 1. ОбразовательнаяСоздать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме....

Презентация к обобщающему уроку по теме "Химические реакции"

Презентация  подготовлена для урока-обобщения по теме"Химические реакции"....

Конспект урока по теме "Химические реакции"

Урок повторения и расширия знаний о химических реак­циях. Задачи: сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила состав...

Дистанционный урок по теме "Химические свойства алканов" (второй урок)

В нашу жизнь вошло дистанционное обучение. Вокруг него много споров. К нему можно по разному относиться. Но задача учителя, на мой взгляд, сделать предложенные обстоятельства катализатором своего проф...

Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"

Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"...