Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок географии и химии в 9 классе
Дата:
Тема: География: Химическая промышленность. Химия: Сера. Физические и химические свойства.
Цель: 1. Раскрыть особенности химической промышленности, состав, отличие от других отраслей, её значение в экономике России.
Охарактеризовать положение серы в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства серы.
Охарактеризовать природные соединения серы, а также области ее применения.
2. Формировать умение работать с учебным текстом, с «картой понятий», развитие устной монологической речи, навыков работы над творческим проектом.
Продолжить формирование умений учащихся характеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома
Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.
3. Формирование познавательного интереса учащихся к самостоятельному поиску знаний и решений проблем.
Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | - Здравствуйте уважаемые коллеги, учащиеся. Сегодня мы проведем интегрированный урок географии и химии в форме виртуальной экскурсии в Нефтехимический холдинг СИБУР, расположенный в городе Тобольске.
- Фильм «Тобольск – Нефтехим». (2мин) - В начале урока я хочу прочитать вам отрывок из сказки Л.Керролла «Алиса в Стране Чудес»: «За несколько шагов от нее сидел на ветви Чеширский кот. «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?» - «А куда ты хочешь попасть?» - спросил в ответ кот. – «Мне все равно…» - сказала Алиса. – «Тогда все равно куда идти», - заметил кот». - Что хочет сказать этим кот Алисе и зачем я прочитала эти слова в начале урока? - Правильно, нужно знать цель своей работы. | Просмотр фильма Ответы учащихся |
2.Определение темы и целей урока | - Тема нашей сегодняшней необычной встречи «Химическая промышленность. Сера. Физические и химические свойства серы» - С какой же целью мы собрались на урок? | Ответы учащихся: (стр.35, цели урока) - Узнать, что производит химическая промышленность; - Чем химическая промышленность отличается от других отраслей? - вспомнить, какие реакции называются химическими; - Какие хорошо знакомые химические вещества созданы человеком? - Где они используются? |
3.Актуализация знаний | Учитель химии: - Какие реакции называются химическими? - Какие хорошо знакомые химические вещества созданы человеком? - Где они используются? Вывод: химические технологии и химические материалы используются практически повсеместно. | Опережающие задания: 1.Сообщения учащихся. 2. Видеоролик о химических веществах «Химия жизни» (2мин) |
4.Изучение нового материала. | Учитель географии - Без химической промышленности, так же как и без электроэнергетики, невозможно представить жизнь современного общества. В состав ХП входит много отраслей, которые производят десятки тысяч видов продукции. Но многочисленные отрасли ХП в зависимости от характера производимой продукции можно объединить в три основные группы. - рассмотрите рис.13. (все). - Сейчас мы будем работать по рисунку и по тексту учебника. У вас на парте есть карточки с заданиями. (задания дифференцированные) «Сильные» (2гр): - какие это группы? Составьте схему. Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь материалом учебника на стр.37. «Слабые» (1гр): - выписать из таблицы продукции ХП. |
|
- какие особенности ХП подтверждает данный рисунок? Выводы: Уровень развития ХП России недостаточен. По объему производимой химической продукции Россия занимает 20-е место в мире. 70% продукции – сырье и полуфабрикаты. - А теперь подробно остановимся на одной из продукций горно-химической промышленности. | - без ХП невозможна жизнь современного человека | |
Учитель химии: Сегодня мы с вами узнаем, что такое сера, раскроем физические и химические свойства серы. Само русское название этого элемента обычно производят от санскритского „сира“ — светло-желтый. Есть также мнение, что родственным словом к сере является слово серафим — множительное число от сераф; буквально „сераф“ означает „сгорающий“, а сера хорошо горит. В древнерусском и старославянском сера — вообще горючее вещество.
Особое внимание обратить на образование в результате вулканической активности серы самородной. (Слайды № 14 - 17)
(Слайд № 23 – 30)
| Ученики находят по периодической таблице серу, порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы. Один ученик на доске строит схему строения атома, Второй ученик электронную формулу, Третий ученик распределение электронов по ячейкам. Ученики делают вывод о том, что сера может проявлять валентность равную двум. Ученики читают по слайдам исторические справки Учащиеся смотрят видеофрагмент Окислительные свойства:
2Al + 3S = Al2S3
2Al + 3S = Al2S3
H2 + S = H2S Восстановительные свойства:
S + O2 = SO2
S + O2 = SO2 Применяется сера:
| |
минутка. | Релаксация «Чайковский. Октябрь» (3 мин) Тест по химии | Выполняют тест Ответы: В – 1: 1-г, 2-г, 3-г, 4-г, 5-г. В – 2: 1-в, 2-в, 3-в, 4-в, 5-в. |
6.Самостоятельная работа. Составление «карты понятий» | - Возвращаемся к ХП. - чем же ХП отличатся от других отраслей? | Работают в 4 группах: (по абзацам) 1.Составление «карты понятий»: Отличие ХП от других отраслей. 1гр. – создает, превосходит 2гр. – могут быть подвергнуты 3гр. – использует, создает и расширяет 4гр. – разнообразны, открывают, способствует 2.Рассказ с опорой на «карту». (один ученик из группы у доски) (срисовать на ватмане, на листах) |
7.«Заочная экскурсия на предприятие». | - Химическая промышленность – это отрасль промышленности, на предприятиях которой, используя химические методы переработки сырья и материалов, производят разнообразную продукцию. Просмотр видеоролика «Пункт назначения Тобольск нефтехимического холдинга «Сибур» (15 мин.) | Просмотр видеоролика «Пункт назначения Тобольск нефтехимического холдинга «Сибур» (15 мин.) |
8. Проектная деятельность | - Предприятия ХП – одни из наиболее опасных для окружающей среды. Предложите пути минимизации негативного влияния химического производства на окружающую среду. Вам надо создать буклеты в защиту окружающей среды. | Работа над проектом «Пути минимизации негативного влияния химического производства на окружающую среду». Создание буклета в защиту окружающей среды. |
9.Домашнее задание | Стр.38, 2,3 задания на выбор учащихся. Учебник «Химия – 9» , Г.Е.Рудзитис § 9,10, Написать уравнения реакций для перехода. Реакции № 1, 2 разобрать как окислительно-восстановительные: (Слайд 32) | Ученики записывают домашнее задание в дневники |
10.Итоги урока. Рефлексия. | - Достигли ли мы всех целей, которые поставили для себя в начале урока? - Какие трудности возникали у вас на протяжении урока? |
Состав химической промышленности России
ПРОЧИЕ ОТРАСЛИ Бытовая и фотохимия, микробиологическая и другие | ||||
ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ калийных, азотных, фосфорных, сложных | ПЕРЕРАБОТКА ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ Изделия из пластмасс, шины, резинотехнические изделия | ХИМИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ | ||
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ (основная) ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ производство кислот, щелочей, солей, минеральных удобрений | ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ синтетического каучука, химических волокон, пластмасс и синтетических смол | |||
ГОРНО- ХИМИЧЕСКАЯ добыча серы, солей, карбонатного сырья | ПРОИЗВОДСТВО ИСХОДНОГО СЫРЬЯ органических кислот, спиртов | |||
ОТРАСЛИ, ПОСТАВЛЯЮЩИЕ СЫРЬЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ | ||||
ЛЕСНАЯ | НЕФТЕ-ПЕРЕРАБА-ТЫВАЮЩАЯ | КОКСО- ХИМИЧЕСКАЯ | ГАЗО- ПЕРЕРАБА-ТЫВАЮЩАЯ | МЕТАЛЛУРГИЯ (ЧЕРНАЯ И ЦВЕТНАЯ) |
Отличие химической промышленности от других отраслей.
«Пути минимизации
негативного влияния
химического
производства
на окружающую
среду».
1 задание. В зависимости от характера производимой продукции предприятия ХП можно объединить в три основные группы. Какие это группы? Составьте схему. Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь материалом учебника на стр.37. 1.Составление «карты понятий»: 2 задание. Отличие ХП от других отраслей. 1гр. – создает, превосходит 2гр. – могут быть подвергнуты 3гр. – использует, создает и расширяет 4гр. – разнообразны, открывают, способствует |
1 задание. В зависимости от характера производимой продукции предприятия ХП можно объединить в три основные группы. Выпишите из таблицы продукции ХП. 1.Составление «карты понятий»: 2 задание. Отличие ХП от других отраслей. 1гр. – создает, превосходит 2гр. – могут быть подвергнуты 3гр. – использует, создает и расширяет 4гр. – разнообразны, открывают, способствует |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
9 класс.Урок химии Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.
Цель: - Рассмотреть аллотропные модификации серы и ее физические и химические свойства. Охарактеризовать нахождение серы в природе и ее применение....
Методическая разработка урока. Тема: "Сера. Аллотропия серы, физические и химические свойства", 9 класс
Урок химии по теме "Сера. Аллотропия, физические и химические свойства" предполагает изучение материала в соответствии с современными требованиям, на нем преобладает самостоятельная работа обуча...
"Сера. Аллотропия серы. Физические и химические. Нахождение в природе. Применение" урок химии 9 класс.
Цель:Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Сера».ЗадачиОбразовательные:Показать на примере изучения темы « Сера&r...
8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии....
8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии....
Конспект урока «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»
Конспект урока «Соли, их классификация, способы получения, физические и химические свойства»...