Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sernaya_kislota_i_ee_soli.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Дубовое
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
Урок-исследование
(9 класс)
«Серная кислота и ее соли»
Учитель Блохина В.Н.
Цели урока: 1. Экспериментально исследовать свойства разбавленной серной кислоты, типичные для кислот.
2. Установить реактив на серную кислоту и ее соли и экспериментально осуществить данную качественную реакцию.
3. Закрепить полученные сведения путем решения экспериментальной задачи.
4. Рассмотреть применение серной кислоты и ее солей через сообщения учащихся.
Реактивы: H2SO4 (концентрированная и разбавленная), Zn, CuO, Cu(OH)2, H2O,HNO3 (концентрированная), кусочек сахара, лучинка, образцы почвы, растворы: NaOH, Na2CO3, BaCl2, лакмус, фенолфталеин.
Химическая посуда: пробирки, штативы для пробирок, пипетки, спиртовки.
Оборудование: таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ряд активности, плакат «Применение серной кислоты», таблички с молекулярной, электронной и структурной формулами серной кислоты, выставка «Применение серной кислоты и ее солей».
Ход урока.
Важнейшим соединением серы является серная кислота. Ее производство в России началось в 1805 году. Можно сказать, что сейчас она применяется почти во всех отраслях производства. Д.И.Менделеев в книге «Основы химии» писал: «Едва найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Там, где техническая деятельность развита, там потребляется и много серной кислоты».
Сегодня мы исследуем некоторые свойства серной кислоты, которые вместе с другими обусловили столь широкое ее применение.
Запишем тему урока «Серная кислота и ее соли».
Перед вами
План изучения свойств серной кислоты:
- Состав и строение молекулы:
а) химические формулы (молекулярная, электронная, структурная);
б) виды химической связи в молекуле;
в) относительная молекулярная масса.
- Физические свойства.
- Химические свойства:
а) общие с другими кислотами;
б) качественная реакция на сульфат-ион.
- Применение серной кислоты и ее солей.
1 этап. Состав и строение молекулы.
Беседа:
- Назовите молекулярную формулу серной кислоты (на доску прикрепляем табличку с молекулярной формулой).
- Рассчитайте ее относительную молекулярную массу.
- Посмотрите, каковы ее электронная и структурная формулы (на доску прикрепляем таблички с данными формулами).
Какой тип химической связи в молекуле серной кислоты?
Связь О-Н непрочная и легко разрывается.
2 этап. Физические свойства серной кислоты.
Демонстрируется склянка с концентрированной серной кислотой. Учитель кратко характеризует физические свойства кислоты. По ходу демонстрируется приготовленная заранее схема, которую учащиеся фиксируют в тетрадях.
Физические свойства серной кислоты:
- тяжелая (плотность 1,84 г/см3), бесцветная маслянистая жидкость;
- нелетучая, не имеет запаха;
- крайне гигроскопична. «Лей кислоту в воду!»
Учитель демонстрирует обугливание сахара и лучинки в концентрированной серной кислоте, объясняет правила растворения концентрированной серной кислоты, технику безопасности при работе с кислотой и ее растворами:
Она не только поглощает водяные пары, благодаря чему используется для осушки газов, но и отнимает воду у органических веществ.
Посмотрите, что происходит:
а) с лучинкой, если опустить ее в концентрированную серную кислоту – она чернеет, обугливается;
б) с кусочком сахара, если на него нанести несколько капель кислоты – он тоже обугливается.
Последний процесс выразим с помощью уравнения :
С12Н22О11 → 12С + 11 Н2О,
сахар уголь
а серная кислота присоединяет воду, образуя гидраты:
H2SO4 + nH2O → H2SO4∙n H2O
гидраты
Поэтому необходимо соблюдать технику безопасности при работе с концентрированной серной кислотой и ее растворами, не допуская попадания ее на кожу, одежду, предметы.
3 этап. Химические свойства серной кислоты.
Беседа:
Вам известно, что серная кислота – электролит.
- Дайте ее характеристику.
- Запишите уравнения ступенчатой диссоциации серной кислоты и суммарное уравнение
H2SO4 = H+ + HSO4 (гидросульфат-ион)
протекает нацело и практически необратимо.
HSO4 ↔ H+ + SO42- (сульфат-ион)
обратима , но протекает в значительной степени.
H2SO4 = 2H+ + SO42-
- Какие два ряда солей образует серная кислота?
- Назовите вещества, формулы которых:
NaHSO4, KHSO4, Na2SO4, K2SO4.
Теперь предлагаю вам исследовать свойства разбавленной серной кислоты, пользуясь инструкцией.
ИНСТРУКЦИЯ по исследованию свойств серной кислоты.
- С какими из предложенных веществ будет реагировать разбавленная серная кислота: лакмус, цинк, оксид углерода (IV), оксид меди (II), гидроксид натрия, гидроксид меди (II), карбонат натрия. Обоснуйте ваш выбор.
- Осуществите эксперименты. Результаты исследования, наблюдения и уравнения химических реакций оформите в виде таблицы:
Вещества | Наблюдения. | Уравнения химических реакций. |
- Осуществите качественную реакцию на серную кислоту.
- Сделайте вывод о химических свойствах разбавленной серной кислоты.
Учитель проводит инструктаж, после чего учащиеся выполняют лабораторную работу самостоятельно; учитель наблюдает, помогает, следит за соблюдением правил безопасности. После проведения каждого опыта обсуждаем его результаты, а один учащийся на доске записывает молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Чтобы подвести учащихся к формулировке вывода, задаю вопросы:
- За счет каких ионов разбавленная серная кислота реагирует с металлами, основными оксидами, основаниями, солями?
- В чем сущность этой реакции?
А теперь экспериментальные задачи:
- Составьте план и экспериментально установите, раствор какого вещества Х находится в пробирке.
- Проведите анализ почвенных растворов на наличие сульфат-ионов.
(решая экспериментальные задачи, учащиеся озвучивают план распознавания)
4 этап. Применение серной кислоты.
Серную кислоту называют «хлебом химической промышленности». Как вы думаете, почему?
Итак, поговорим о применении серной кислоты и ее солей. Вы получили опережающее задание подготовить информацию об этом.
(заслушиваем сообщения учащихся)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...