"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Платунова Валентина Васильевна

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы самые разнообразные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka2_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Железо – представитель металлов побочных подгрупп

Тип урока – урок изучения нового материала.

Вид урока         1.Исследовательский

2.Обучающий

3.Обобщающий

Дидактическая цель: организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой; создание условий для применения знаний и умений в знакомой ситуации.

Цели по содержанию урока:

Образовательная – рассмотреть особенности строения атома железа; изучить свойства простого вещества – железа; понять биологическую роль элемента – железа. Установить зависимость степени окисления железа в продуктах реакции от природы окислителя;

развивающая – продолжить формирование умений сравнения, обобщения, выдвижения предположений и умения делать выводы;

воспитательная – содействовать развитию у школьников научных методов познания (наблюдение,  эксперимент), химически и биологически правильной речи. Воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.

Задачи урока: 

1.Познакомить учащихся с положением железа в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

2.раскрыть роль иона железа в дыхательной функции гемоглобина;

3.сформировать знания о химических свойствах железа и качественных реакциях на ионы железа;

4.формировать навыки решения задач и упражнений интегративного содержания.

Методы:

Диалогические методы – беседа; активное восприятие - работа с книгой, наглядными источниками; пассивное восприятие - слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный; объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный), проблемное изложение знаний; исследовательский; словесно-наглядные методы.

Технологии:

1.Здоровьесберегающие.

2.Компетентностный подход.

3.Технология развития критического мышления.

4.Информационные технологии.

5.Проблемный эксперимент.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

-целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам);

- самооценка ученика: для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на путевых листах условно отмечать на каждом этапе свои ответы:

«У -» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«У +» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«И -»  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«И+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

-комплексная оценка результатов в конце урока.

Средства обучения: 

Компьютер; проектор; два ноутбука;

путевой лист; презентация; железосодержащие овощи и фрукты; лист с надписью «невидимыми чернилами».

Химические реактивы: железо(порошок), р-р азотной кислоты, р-р сульфата меди(II), р- сульфата натрия, р-р соляной кислоты, р-р хлорида железа(III), р-р роданида аммония или калия, р-р жёлтой кровяной соли.

Лабораторная посуда: пробирки, пинцет, ватные тампоны.

Литература: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара «Химия 9» , учебник для общеобразовательных учреждений.

Планируемые результаты обучения.

- учащиеся должны знать и уметь характеризовать свойства атома на основании положения в ПСХЭ, особенности строения атома железа;

- уметь объяснять химические реакции, протекающие с участием простого вещества – железа;

- уметь записывать ОВР, указывать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления;

- знать общие физические свойства;

-понимать биологическую роль железа. 

Подготовительный этап.

Два ученика, которые на уроке будут исполнять роль гидов, заранее готовят презентацию и сообщение, раскрывающие роль железа в техническом прогрессе.

«Гиды» за ПК по ходу урока в режиме on-linе будут в Интернет-ресурсах находить ответы на возникающие вопросы.

Ход урока.

I.Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала.

Вступительное слово учителя. (Слайд №1)

Дорогие друзья!

Чудесный день!

И настроение чудесное-подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

 Урок у нас сегодня необычный: приглашаю вас в путешествие.

II. Стадия вызова, определение темы урока.

Учитель: Ребята, давайте  вместе определим тему нашего путешествия. (Слайд №2)      

   Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла « ..на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, так как лишившись 3г этого металла, он бы моментально умер».

Итак, какой же металл играет огромную роль не только в техническом прогрессе, но и важен с биологической точки зрения?

Ученик (предполагаемый ответ): Железо!

Учитель: Цель нашего урока с точки зрения двух наук, химии и биологии,  рассмотреть этот металл как химический элемент и как простое вещество.

В связи с чем, компания «HB- эритроцит», приглашает Вас в увлекательное  путешествие, в страну металлов, где мы сделаем остановку  в оздоровительном комплексе «Железо».  

В путешествие с собой возьмём химический справочник, то есть учебник по химии 9 класса. А впечатления от путешествия будем записывать в путевые листы. Здесь же попрошу отмечать свою индивидуальную активность во время путешествия.

Итак, сделаем первую запись. (Слайд №3)

 Тема нашего путешествия «Железо – представитель металлов побочных подгрупп».

Во время путешествия нас будут сопровождать гиды  Оксана и Владислав. Им слово.

(«гиды» делают сообщение, которое сопровождают презентацией).

«Путешествие мы начнём от стрелки Васильевского острова. (Слайды №1 - №12)

В 1748 году царица Елизавета Петровна наградила М.В.Ломоносова денежной суммой в размере 2000 рублей. Эти деньги, именно сюда, на Васильевский остров были доставлены на двух подводах, так как награда оказалась весьма тяжёлой – 1800 кг. Дело в том, что монеты были сделаны из железа, и один рубль был равен 900 граммам. Древние документы подтверждают, что когда–то железо ценилось некоторыми народами  выше, чем золото.

  Наш путь дальше лежит по Невскому проспекту. Полицейский мост через Мойку (ныне Зелёный), первый в России металлический мост был построен в 1808 году и выполнен из чугуна, сплава железа.

Из чугуна отлит узор « кружев чугунных» Санкт – Петербурга, ограды его мостов и решётка  Летнего сада.

Невский проспект – главная магистраль нашего города, здесь много машин. Стоит заметить, что другой сплав железа – сталь, важнейший конструкционный материал для машиностроения, транспорта, строительства и прочих отраслей народного хозяйства.

Дальше мы отправляемся в путешествие по первой в России железной дороге, которая соединяла Санкт–Петербург с Царским Селом и была построена в 1837 году. Чтоб не скучно было, вспомним образные выражения, используемые в литературе, в которых фигурирует слово « железо»: железные мускулы, железная логика, железная дисциплина, железные доводы, выжечь каленым железом.

Наш путь лежит через Брюссель, где в 1958 году над территорией Всемирной промышленной выставки величественно возвышалось необычное здание – Атомиум. Девять громадных (диаметром 18 метров) металлических шаров как бы висели в воздухе: восемь по вершинам куба, девятый в центре. Это была модель кристаллической решётки железа, увеличенной в 165 миллиардов раз. Атомиум символизировал величие железа – металла – труженика, главного металла промышленности».

III. Осмысление и  изучение новой темы.

Учитель: Наше путешествие продолжается и Вас ждёт  «Подъём с препятствиями»

Задание №1. (Слайд №13)

В «Периодической системе»

Найдите номер двадцать шесть,

Железу посвятите время,

Узнайте, что такое «жесть»!

Пользуясь ПСХЭ Д.И.Менделеева и комментируя  «визитную карточку» железа, охарактеризуйте железо как химический элемент (см.Путевой лист)

Ученик (предполагаемый ответ): Железо, Fe – это элемент ПСХЭ. Его порядковый номер  26, 4-й период, VIII В - группа. Аr = 55,847. В атоме железа 26 протонов, 30 нейтронов, 26 электронов, которые образуют 4энергетических уровня. Электронная конфигурация показывает, что это d-элемент, т.к. электронами заполняется d-подуровень предпоследнего уровня, третий от ядра, уровень. На последнем уровне, как и у металлов главных подгрупп, небольшое число электронов, два электрона. В этом заключается общая особенность элементов побочных подгрупп. Как элемент побочной подгруппы, проявляет переменную степень окисления:+2,+3, реже +6; например, в соединении K2FeO4 – феррат калия. По распространению в земной коре железо занимает 4 – е место. И всё это железо находится в связанном состоянии.

В организме человека доля железа составляет ~ 0,005 -0,006%.

Учитель: Действительно, человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, что ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Интересно, а как влияет избыток или недостаток железа в организме на здоровье человека?

Уважаемые гиды, используя Интернет – ресурсы, найдите, пожалуйста, ответ на этот вопрос.

Ребята, а кто знает, сколько грамм железа содержится в вашем организме?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Это не трудно посчитать, что мы с вами сейчас и сделаем. (Слайд №15)

Доля железа в организме человека 0,005-0,006% от общей массы тела. Зная массу своего тела, вычислите массу железа в вашем организме.

Ответ. Например, масса тела 60 кг:  m(Fe) = 60 кг • 0,005 : 100% = 0, 003кг(3г)

Ученики говорят полученный результат.

 Делаем вывод: в организме человека содержится 3-4,5г.

Гиды отвечают на вопрос о недостатке и избытке железа в организме.

 Недостаток железа проявляется как болезнь организма (хлороз у растений и анемия у животных). Симптомы анемии: бледность, повышенная утомляемость и слабость, обмороки, одышка, учащенное сердцебиение.

Избыточная доза железа (200 мг и выше) может оказывать токсическое действие. Избыточное поступление железа с пищей способствует выведению из организма фосфора.

Учитель. Ну что ж, дорогие друзья, преодолев препятствие, мы прибыли в оздоровительный комплекс «Железо»  (Слайд №16)

Сделаем наш отдых разнообразным и интересным. Прежде всего, посетим музей гематологии.

 «Гематология – что же это такое?

Попросим наших гидов в поисковой сети Интернет найти определение этого понятия.

А мы идём в музей! Музей гематологии. (Слайд №17)

Задание №2. С точки зрения здоровья, особенно нам будет интересен здесь этот рисунок (см.путевой лист). Рассмотрите его внимательно и попробуйте объяснить процесс, здесь изображённый.  

Ученик (предполагаемый ответ).

На рисунке изображены клетки крови - эритроциты. (“Эритрос” – красный ,“цитос” – клетка, красные кровяные клетки.) Кровь – жидкая соединительная ткань нашего организма, омывает все клетки. Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества - гемоглобина, который присоединяет к себе кислород и с током крови доставляет его в различные органы и ткани. Таким образом, главная функция гемоглобина — транспортная. С точки зрения биологии, строение эритроцита, а именно форма двояковогнутого диска и отсутствие ядра, идеально соответствует выполняемой ими газовой функции.

Учитель: C3032H4816O872N780S8Fe4 – гемоглобин! Что же такое гемоглобин с точки зрения химии? Гемоглобин — это сложный железосодержащий белок животных и человека; красный «дыхательный» пигмент крови. (Слайд №18)

В сердцевине структурного фрагмента гемоглобина находится катион железа. Дыхание и полноценная жизнь клеток возможны потому, что именно ион железа(Fe2+), помогает эритроцитам лучше связывать кислород и доставлять его во все уголки нашего организма. Таким образом, в живых организмах железо является важным микроэлементом, катализирующим процессы обмена кислородом (дыхания). Каждая молекула гемоглобина может присоединить четыре молекулы кислорода. Условно процесс взаимодействия гемоглобина с кислородом можно записать так: Hb +4O2 = Hb(O2)4. Образуется соединение оксигемоглобин.

Обратим внимание на удивительный факт. Назовите важнейшее свойство кислорода. Ученики. Кислород - окислитель!  (Слайд №19)

Учитель: Однако ж, при связывании O2 с ионом железа в геме и отщеплении O2 степень окисления иона не меняется.  Хотя, окисление Fe2+ до Fe3+ в гемоглобине может произойти при его соприкосновении  с сильно действующими окислителями, например, с нитратами:  Fe2+  + N+5O3 -  Fe3+ + N+3O2 -

 Окисленная форма гемоглобина, метгемоглобин, не способна переносить O2.  То есть, нитраты блокируют  дыхательную функцию гемоглобина, возникает кислородное голодание тканей. Итак, запомним: железо в организме играет важную роль, обеспечивая дыхательную функцию гемоглобина.

Уважаемые гиды, Вы готовы нам сказать, что такое гематология?

Гид: гематология – это …….

Дорогие друзья, покидая музей гематологии, сделаем несколько физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения.

 «Гиды» показывают упражнения, ученики выполняют:

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 2 раза. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 2 раза. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Учитель: Теперь мы с Вами отправимся в Центр химических исследований «Небесная медь», название указывает на то, что первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е. небесного происхождения, обрабатывали его так же, как и медь.

Именно здесь мы уточним вопрос о химических свойствах железа. (Слайд №20)

В центре химических исследований представим себя на несколько минут исследователями. Исследователи что делают? Наблюдают, выдвигают гипотезу, проводят эксперимент, делают вывод. Мы с Вами сделаем всё то же самое.

IV. Контроль знаний, полученных ранее. Для того чтобы выяснить, что мы уже знаем по этому вопросу и выдвинуть гипотезу, предлагаю Вам ответить на вопросы теста. Ученики отвечают на вопросы теста, мотивируя свой ответ. (Слайд №21-23)

1.Восстановительные свойства железа, > чем у … и …, но <, чем у …

1)медь                2)натрий        3)водород

2.Железо может взаимодействовать с …  и …

1)кислотами;                            2)кислотными оксидами

3)основными оксидами        4)галогенами

3.С железом могут взаимодействовать растворы

1)сульфат натрия                2)азотной кислоты

3)сульфат меди(II)                 4)соляной кислоты

 Учитель обобщает ответы на вопросы теста и помогает ученикам выдвинуть гипотезу: если железо металл, значит, оно проявляет свойства, характерные для других металлов. В соответствии с положением в ЭХРН это металл средней активности.

V. Проблемный эксперимент. Экспериментально докажем или опровергнем наши некоторые предположения.

Создадим четыре экспериментальные группы (три по колонкам и одна группа - учитель).

На ваших столах есть набор реактивов. Вспомните правила по технике безопасности, которые следует соблюдать при работе с растворами.

Проведём эксперимент, а результаты наших наблюдений запишем в путевой лист.

Возьмите пробирку, в которой находится железо. Обратите внимание на физические свойства железа: это серебристо-белого цвета металл, пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Прилейте в пробирку:

А)первая группа – раствор сульфата меди (II);

2)вторая группа – раствор сульфата цинка;

3)третья группа -  раствор соляной кислоты.

4)4-я группа (учитель в вытяжном шкафу) – раствор азотной  кислоты.

Что наблюдаете? Запишите наблюдения в таблицу в путевом листе. Сделайте вывод о протекании реакции на основании наблюдений (реакция произошла или нет).

Азотная и соляная кислоты проявляют одинаковые или разные  свойства при взаимодействии с металлами?

Прежде, чем запишем уравнения реакций, посмотрим в «химический справочник, то есть в учебник и выясним, при взаимодействии с какими веществами железо окисляется до степени окисления «+2» , а с какими – до «+3»?  

Ученики (читают правило из учебника). Железо реагирует с разбавленной азотной кислотой и пассивирует в холодной концентрированной азотной кислоте, поэтому концентрированную азотную кислоту можно перевозить в стальной таре.

При обычной температуре железо не взаимодействует с концентрированной серной кислотой, так как пассивируется ею.

VI. Самостоятельная работа. Закрепление знаний.

Учитель. Учитывая правила, запишите уравнения наблюдаемых реакций и рассмотрите их с точки зрения ОВР.

 В таблице остались ещё реагенты, опыты с ними мы не проводили, но уравнения этих взаимодействий мы запишем, учитывая окислительную способность реагента.

 Ученики на доске и в путевых листах пишут УХР, рассматривая каждую реакцию с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.

Общий вывод (делают ученики):

1. Атомы железа проявляют свойства, характерные для других металлов, т.е. являются восстановителями. 

2.Восстановительная способность атомов железа определяется его положением в ЭХРН. Это металл средней активности.

 3.Степень окисления железа в продуктах реакции зависит от силы окислителя.

С сильными окислителями железо образует соединения железа(III). А с менее сильными окислителями – соединения железа(II).  Гипотезу подтвердили!

Учитель. Далее мы переходим в центр  клинической диагностики  « Оценка качества».

Некоторая легенда рассказывает: один влюблённый студент-химик, узнав, что в крови содержится железо, решил подарить избраннице своего сердца кольцо, сделанное из железа собственной крови. Как вы думаете, удалось ли ему это сделать?

Ученик (предполагаемый ответ): Организм человека содержит (вспомним) 3 – 4,5 г железа. Но всё это – в связанном виде. Не удалось юноше сделать кольцо из крови.

Учитель: В центре клинической диагностики можно сделать анализ крови, одним из важнейших показателей которого является содержание гемоглобина. Кто из вас самый смелый и сейчас готов сдать кровь? Выходит «смелый» ученик.

Учитель. Обработаем руку раствором «йода», нож – «спиртом», «разрезаем» (FeCl3 + KCNS «кровь».) Обратите внимание, разреза нет, а кровь есть. Значит это химические чудеса! И, конечно же, они связаны со свойствами соединений  железа.

Железо творит и другие чудеса. У меня в руках лист белой бумаги, на котором невидимыми чернилами сделана запись. Давайте эту запись сделаем видимой. Ватным тампоном провести реактивом по записи. (Делаем заранее надпись 5%  раствором жёлтой кровяной соли. Высушиваем, проявляем при помощи ватного тампона, смоченного хлоридом железа (III), получаем надпись синего цвета.)

Ребята, как правило, с каким-либо ярким эффектом, протекают качественные реакции, то есть реакции, с помощью которых распознают вещества. И мы сейчас наблюдали качественные реакции на катионы железа. Какие у меня были реактивы в бутылочках с надписью «спирт» и «йод», это вы узнаете из химического справочника.

Дома изучите качественные реакции на Fe2+  и Fe3+ и запишите свои впечатления об этом в ваш путевой лист, заполните таблицу: качественные реакции.

Знания о качественных реакциях на катионы железа помогут Вам объяснить химические чудеса при следующей нашей встрече.

После полученной умственной и физической нагрузки отправимся с вами в «Торжественный зал».

Итак, железо жизненно важный микроэлемент. Значит, мы должны заботиться о пополнении нашего организма этим микроэлементом.  

Зададим  гидам вопрос: Какая должна быть суточная норма потребления железа? С какими продуктами мы его получаем? («Гиды в Интернет-ресурсах ищут ответ на вопрос).

Учитель (продолжает). В торжественном зале есть пьедестал почёта, корзина с фруктами и овощами, это продукты, содержащие железо. Возьмём из этой корзины яблоко, плоды шиповника, морковь.

Задание: определите место этих продуктов, обеспечивающих организм железом, на пьедестале почёта: первое, второе и третье?

Ученики пишут  ответ в путевой лист, а затем один ученик выходит и расставляет на пьедестале продукты, как считает правильно. Выяснить, у кого другой ответ. Обсудить!

Ответ правильный: яблоко(2), плоды шиповника(1), морковь(3).

Учитель (Слайд №24). Ценность пищевых продуктов, как источника железа, зависит не только от его содержания, но и от степени усвоения организмом. С учетом этого лучшими источниками железа являются продукты первой группы (см.путевой лист), которые дают организму 6-28 мг железа. На второе место поставим продукты,  среди которых яблоко, они дают организму 2-6 мг железа и на третьем месте продукты, среди которых морковь (1 -2 мг). В целом из смешанного рациона питания, состоящего из животных и растительных продуктов, всасывается около 10-15 % железа. Всасыванию железа способствуют аскорбиновая, янтарная, лимонная кислоты, фруктоза. Они содержатся в ягодах и фруктах, а также в их соках. Ухудшает всасывание железа чай.

Запомним (Слайд №25):

Для того чтобы удовлетворить потребность в железе, прежде всего надо:

1) есть натуральные, не рафинированные продукты;

2) предпочитать продукты, в которых железа много;

3) помнить о витаминах С и В12, которые не только помогают усваивать больше железа, но и делают его легкоусвояемым.

 «Гид»: Суточные нормы потребления железа составляют:

 Мужчины - 10 мг; Женщины 18 мг; Дети - 4 до 18 мг в день.

Учитель: Дорогие друзья, будем питаться правильно, чтобы жить «здорово», то есть «здорово»!

Мы возвращаемся домой, но, что такое, на нашем пути «Стоп! Красный свет!» (Слайд №26). 

Что-то мы забыли сделать! Ещё раз вспомним о здоровье. Как уже было сказано, при недостатке железа в организме развивается заболевание железодефицитная анемия. Покидая оздоровительный центр, предлагаю примерно оценить обеспеченность вашего организма железом с помощью следующего теста(Слайд №27) .

Тест “Порядок ли у вас с железом”.

На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.

VII. Итог урока, оценка, учёт знаний. Рефлексия.

Наша встреча близится к концу.

Какие вдохновлённые у ВАС лица!

В конце урока этого для заполнения  таблица,

Чтобы, её заполнив,  каждый мог

Себе сказать: "Не зря прошел урок!"

(Слайд №28).Вспомните, важнейшие этапы нашего путешествия и знаком «П», «М», «И» - отметьте свои впечатления от нашего путешествия, какую пользу вы извлекли из нашей встречи на каждом этапе?

«П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным.  В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке  и, что бы еще  хотелось узнать по данной проблеме.

 Чтобы наше путешествие было незабываемым, дома повторите всё, что узнали на уроке (Слайд №29)  :

Домашнее задание.

1.§54

2.Задача. Для лечения анемии, ликвидации дефицита железа в организме в медицине применяется препарат “Феррум лек”, представляющий собой комплекс железа (III) с углеводом мальтозой. Массовая доля железа (один ион) в молекуле составляет 14,18%. Чему равна молярная масса комплекса. Отв. 395 г.

3.Обратите внимание на слабые места в путевом листе и дома доработайте этот материал.

Заключительное слово учителя.

В поисках железа не надо путешествовать.

Железный век, который начался IX-VII в.в. до н.э.  продолжается и сейчас.

Постараемся запомнить: (Слайд №30)

 «Что затянулся на планете

 «Железный век» до наших дней

И что на целом белом свете

Металла нет важней!»

Железо в нас, вокруг нас…

  «Железо-элемент технического прогресса и жизни».

Список использованной методической литературы.

1. Каменский А.А.,. Криксунов Е.А, Пасечник В.В.. «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс учеб. Для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006.-200 с.: ил.

Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль: Академия развития, 2008.

2. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия, 9 класс. Москва: «Вентана –Граф», 2010.

3.Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. ООО «5 за знания», 2006.

 4. Лёвкин А.Н., Карцова А.А.Школьная химия. Санкт-Петербург: «Авалон»,2004.

 5. Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль: Академия развития, 2008.

4.Интернет-ресурсы:

 http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

Картинки. 1.http://www.google.ru/imglanding?q=%D1%88%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Металлы побочных подгрупп" 9 класс

Тематический тест предназначен для проверки знаний обучающихся по теие "Железо и его соединения"и подготовке к ГИА в новой форме...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

Урок по теме: «Металлы побочных подгрупп. Железо»

Цели урока:·         Показать строение  железа, его физические свойства,  разнообразие химических свойств железа на примере задания С-2; рассмотреть к...

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....

Методическая разработка урока "Класс Земноводные или Амфибии"

middot;           Цель урока:Обучающая: описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по фо...

Металлы побочных подгрупп, 11 класс химия

Урок по химии в 11 классе по теме: "Металлы побочных подгрупп"...