Занятие элективного курса "Химия в математике или математика в химии?" (конспект)
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Алексеева Татьяна Викторовна

 

Занятие разработано и предназначено для учащихся 9 класса, посещающих занятия элективных курсов по математике и химии. Данный методический материал содержит теоретическую часть, игровые задания, тест, задания контрольно – измерительных материалов ГИА. К занятию прилагается презентация, рабочие листы для учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«МАТЕМАТИКА В ХИМИИ ИЛИ ХИМИЯ В МАТЕМАТИКЕ?»

Аннотация

Занятие разработано и предназначено для учащихся 9 класса, посещающих занятия элективных курсов по математике и химии. Данный методический материал содержит теоретическую часть, игровые задания, тест, задания контрольно – измерительных материалов ГИА.

К занятию прилагается презентация, рабочие листы для учащихся.

Авторы: Трубина Анна Валерьевна — учитель математики

                Алексеева Татьяна Викторовна — учитель химии

Место работы: МБОУ СОШ №14 г. Архангельска

Оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Учащимся (каждому): распечатанные рабочие листы.

Цель: показать разные способы решения задач на проценты с химическим содержанием.

Задачи:

 -обучающие: 
познакомить со способом решения практико – ориентированных задач при помощи диагональной схемы Пирсона;

научить  выбирать рациональный способ решения задач;

показать применение полученных знаний в конкретных жизненных ситуациях.

- развивающие:

 развивать логическое мышление  и конструктивные навыки;

сознательное восприятие учебного материала;

зрительную память и грамотную математическую и химическую речь.

- воспитательные:

продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения схем, заполнения таблиц;

продолжить формировать позитивное отношение к учебным предметам;

приучать к умению общаться и выслушивать других;

воспитание сознательной дисциплины, навыков коллективного взаимодействия;

развитие творческой самостоятельности и инициативы.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

СЛАЙД 1.

Учитель математики:  Объявляет тему занятия, цель: найти ответ на вопрос, который стоит в названии занятия.

СЛАЙД 2.

Учитель математики:  Как вы понимаете высказывание Рене Декарта: «Мало иметь хороший ум, главное, хорошо его применять».(Обучающиеся дают ответы)

Учитель химии:   Некоторые учащиеся во время урока задают вопрос: " А зачем мне это знать? Где мне это пригодится?" Хотя довольно часто школьные знания необходимы в обычной жизненной ситуации. Даже самые обычные профессии - повар, парикмахер, шофёр, дизайнер - требуют многих знаний и умений, в том числе и тех, которые получают ещё в школе. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим задачи с практическим содержанием. Вот одна из таких задач.....................СЛАЙД 3

Чтение вслух.

Неверный расчёт может привести к испорченным волосам, конфликту между клиентом и парикмахером, плохому настроению обоих...

2.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

К какому предмету вы отнесли данную задачу?

Какие химические и математические понятия здесь встречаются?

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 4.

Учитель математики:    Вспомните определение %.

Какие основные задачи на % вы знаете?

(1. нахождение % от числа; 2. нахождение числа по его%; 3. нахождение % отношения чисел)

Для повторения предлагаю ответить вам на вопросы теста. СЛАЙД 5.

Учащиеся выполняют задания теста на своих карточках.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте тест по слайду. СЛАЙД 6.

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Давайте вернемся к задаче 1 СЛАЙД 7.

и разберем решение математическим способом.

Учащиеся заполняют таблицу в рабочих листах.  СЛАЙД 8.  Составляют и решают уравнение. СЛАЙД 9.

Учитель химии:   Существует и другой способ решения этой задачи, применяемый в химии. Придумал его английский учёный Карл Пирсон.

СЛАЙД 10.

Карл Пирсон изучал математику, статистику, историю, право. В 1911 году основал первый в мире факультет статистики при университете. Он был весьма разносторонним человеком: увлекался поэзией, философией, религией, вопросами наследственности.

Предложенный им метод решения оригинальный и удобный. Как любой метод, имеет свои преимущества и недостатки. Главное преимущество - доступен тем, кто не умеет составлять и решать уравнения. Второе  - доступен в быту, им может воспользоваться любая домохозяйка, если, конечно, знакома с ним. Недостаток метода в том, что его можно применять только при смешивании 2-х компонентов.

СЛАЙД 11.

Данный способ в научной литературе называют "Диагональная модель конверта Пирсона", т.к. форма записи напоминает конверт. Но чаще говорят правило креста, опять же из-за формы записи. Давайте разберём, как правильно сделать запись.

СЛАЙД 12.

Слева друг под другом  записывают массовые доли исходных растворов. Сверху -  удобнее записывать большую долю, снизу - меньшую.

В центре  между ними - массовую долю раствора, который необходимо приготовить.

Из большей доли вычитают меньшую и т.о. получают числа справа. Эти числа и показывают, в каком массовом отношении надо надо взять 1 и 2 растворы.

Если по условию задачи смешивают раствор и воду, то ВОДУ СЧИТАЮТ КАК РАСТВОР С МАССОВОЙ ДОЛЕЙ 0%!

В принципе по этому методу можно решать любую задачу на смешивание чего-либо.

СЛАЙД 13.

Перед вами в рабочем листе есть готовая схема правила креста.

 - Что нужно записать слева вверху?

 - Что нужно записать слева внизу?

 - Что следует записать в центре?

 - Что справа верху?

 - Что справа внизу?

 - Какое отношение у вас получилось?

- Как вы думаете, почему схема креста приведена в вашем листе 2 раза?

Для решения задачи таким способом даже не обязательно переводить % в долю от числа. Запишите во вторую схему данные в процентах.

- Что у вас получилось?

СЛАЙД ПРОВЕРКА ЗАДАЧИ

Учитель математики:   - Какой способ решения вам понравился больше?  

Подобные задачи встречаются в контрольно-измерительных материалах ГИА.

В принципе возможен любой способ решения, если к нему даны соответствующие пояснения.

4. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Учитель химии: Устали? Давайте немного отдохнём и поиграем. А заодно и проверим, как хорошо вы ориентируетесь в обычных бытовых ситуациях. Итак, викторина "Знаете ли вы.."

Учитель математики:  Вы должны выбрать один вариант ответа.

Если вы выбираете вариант А , то вытяните руки вперед;

если вариант Б, то поднимите руки вверх;

если вариант В, то положите руки за голову.

СЛАЙДЫ 14, 15, 16, 17, 18.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Возвращаемся к задачам. СЛАЙД 19. Решите задачу самостоятельно. Решение запишите в рабочие листы.

 Проверка.

Учитель химии.  Давайте рассмотрим задачу 3.  СЛАЙД 20.

  1. Чем данная задача похожа на предыдущие?
  2. Чем отличается от них?
  3. Что такое сплавы?

( сплавы — это твердые растворы)

Решение и проверка.

               

6. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Учитель математики: Предлагаем вам перечень задач для домашнего задания. СЛАЙД 21.

У вас эти задачи напечатаны на отдельных листах. Вы можете их решить любым способом. Если решаете математическим способом, то сдаете на проверку учителю математики, если химическим способом, то учителю химии.

СЛАЙД 22. Как бы вы теперь ответили на вопрос нашего занятия?

Ответы учащихся.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель химии. Предлагаем ответить вам на ряд вопросов, записанных в карточке.

Учащиеся заполняют рефлексивные карточки и сдают при выходе с занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МАТЕМАТИКА В ХИМИИ ИЛИ ХИМИЯ В МАТЕМАТИКЕ? Алексеева Татьяна Викторовна – учитель химии Трубина Анна Валерьевна – учитель математики МБОУ СОШ № 14, г. Архангельск

Слайд 2

« МАЛО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ УМ, ГЛАВНОЕ – ХОРОШО ЕГО ПРИМЕНЯТЬ» Р. Декарт

Слайд 3

Задача 1 В парикмахерской для осветления волос применяют раствор перекиси водорода. Концентрация используемого раствора зависит от цвета и толщины волос и может быть от 4% до 12 %. В каком соотношении надо смешать 30% и 10% растворы, чтобы получить 12% раствор?

Слайд 4

Раствор - однородная смесь, состоящая из растворённого вещества и растворителя . Концентрация - величина, характеризующая количественный состав раствора 1% = 0,01 Процентная концентрация - массовая доля растворённого вещества ( w р.в . ) Отношение – это частное двух величин

Слайд 5

Тест 1. Сколько г сахара содержится в 200 г 5% раствора? а) 1 г б) 5 г в) 10 г г) 100 г 2. В 200 г воды растворили 50 г соли. Массовая доля растворённого вещества равна.... а) 2% б) 2,5% в) 20 % г) 25% 3. Найдите число, если 40% его составляют 200. а) 500 б) 800 в) 5000 г) 8000 4. Найдите 40% от числа 200. а) 8 б) 80 в) 800 г) 8000

Слайд 6

Ответы на тест 1 в 2 в 3 а 4 б

Слайд 7

Задача 1 В парикмахерской для осветления волос применяют раствор перекиси водорода. Концентрация используемого раствора зависит от цвета и толщины волос и может быть от 4% до 12 %. В каком соотношении надо смешать 30% и 10% растворы, чтобы получить 12% раствор? Задача1. docx

Слайд 8

Решение Растворы Масса раствора Концентрация раствора Масса перекиси 1 раствор х 30% = 0,3 0,3х 2 раствор у 10% = 0,1 0,1у смесь х + у 12% = 0,12 0,12 ( х + у )

Слайд 9

Уравнение 0,3х + 0,1у = 0,12( х + у) 0,3х + 0,1у = 0,12х + 0,12у 0,3х – 0,12х = 0,12у – 0,1у 0,18х = 0,02у 18х =2у 9х = 1у х: у = 1 : 9 Ответ: растворы смешать в отношении 1 : 9

Слайд 10

Карл Пирсон (1857 - 1936 ) Английский учёный, изучавший математику, статистику, историю, право. Основал первый в мире университетский факультет статистики. Интересовался поэзией, религией, вопросами наследственности . Предложил оригинальный и удобный метод решения задач, который используется и в наши дни, особенно в химии .

Слайд 11

Диагональная модель "конверта Пирсона" или правило креста 1 раствор w р.в.1 w р.в.3 - w р.в.2 1 р-р (с большей долей) w р.в.3 2 раствор w р.в.2 w р.в.1 - w р.в.3 2 р-р (с меньшей долей)

Слайд 12

Задача 1 В парикмахерской для осветления волос применяют раствор перекиси водорода. Концентрация используемого раствора зависит от цвета и толщины волос и может быть от 4% до 12 %. В каком соотношении надо смешать 30% и 10% растворы, чтобы получить 12% раствор?

Слайд 13

Слева - массовые доли исходных растворов Схема к задаче хим. docx В центре – массовую долю раствора, который нужно приготовить задача хим. docx Справа - числа, полученные вычитанием меньшего числа из большего. Эти числа показывают, в каком массовом соотношении нужно взять исходные растворы

Слайд 14

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО... 1. На упаковке молока чаще всего указан следующий % жирности: а) 2,5 б) 9 в) 25 А

Слайд 15

2. Спиртовой раствор йода из домашней аптечки содержит йода а) 3% б) 5% в) 10% Б

Слайд 16

3. Шоколад можно считать горьким, если в его составе какао - продуктов не менее а) 25% б) 55% в) 95% Б

Слайд 17

4. Уксусная кислота, которую продают в магазине, имеет концентрацию а) 10% б) 50% в) 70% В

Слайд 18

5. Продукт можно назвать "мороженое", если содержание молока в нём не менее а) 20% б) 35% в) 50% В

Слайд 19

Задача 2 Повару для приготовления маринада необходим 6%-ный уксус. В ресторане же имеются только 3%-ный и 9%-ный растворы. В каком соотношении должен взять повар имеющиеся растворы?

Слайд 20

Задача 3 Бронза -это сплав, состоящий из меди и олова. В мастерской есть два сплава: в одном -75% меди, во втором -90%. Сколько граммов каждого сплава надо взять, чтобы получить 600 г сплава с содержанием меди 80%? Задача 2. docx задача хим 2. docx

Слайд 21

Задания для следующего занятия ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. docx

Слайд 22

? МАТЕМАТИКА В ХИМИИ ИЛИ ХИМИЯ В МАТЕМАТИКЕ?

Слайд 23

Спасибо за работу!!! Желаем удачи!!!



Предварительный просмотр:

Масса раствора

Концентрация раствора

Масса перекиси

1 раствор

2 раствор

смесь

Рабочий лист

Задача 1

Составляем уравнение:

Ответ:

________________________________

1 раствор                                                                                        массовые

                                                                                                         части

2 раствор                                                                                       1 и 2 р-ров

                                         ИЛИ

1 раствор                                                                                        массовые

                                                                                                           части

2 раствор                                                                                        1 и 2 р-ров

Ответ:

Задача 3

Ответ:

________________________________

                                                                                                               

                                                                                                         

                                                                                                       

       

Ответ:

________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Масса раствора

Концентрация раствора

Масса перекиси

1 раствор

2 раствор

смесь

В каком соотношении надо смешать 30% и 10% растворы, чтобы получить 12% раствор?

Составляем уравнение:



Предварительный просмотр:

Масса сплава

% содержание

меди

Масса меди

1 сплав

х

90% = 0,9

0,9х

2 сплав

у

75% = 0,75

0,75у

Сплав 1 + 2

х + у

80% = 0,8

0,8(х + у)

Составляем уравнение:

0,9х + 0,75у = 0,8(х + у)

0,9х + 0,75у = 0,8х + 0,8у

0,9х – 0,8х  = 0,8х – 0,75у

0,1х = 0,05у

10х = 5у

2х = 1у

х : у = 1 : 2

1 сплав – 1 часть                               масса сплава

2 сплав – 2 части                                  600 г

Ответ: 200 г и 400 г



Предварительный просмотр:

1 раствор    0,3                                           0,02        1        массовые

                                         0,12                                               части

2 раствор   0,1                                           0,18         9       1 и 2 р-ров

                                         ИЛИ

1 раствор  30%                                           2%          1        массовые

                                         12%                                               части

2 раствор  10%                                           18%         9       1 и 2 р-ров

Ответ: растворы смешать в отношении 1 : 9



Предварительный просмотр:

1 сплав    0,9                                           0,05        1        массовые

                                         0,8                                               части

2 сплав   0,75                                           0,1         2       1 + 2 = 3

                                         ИЛИ

1 сплав  90%                                           5%         1        массовые

                                         80%                                               части

2 сплав  75%                                           10%       2       1 + 2 = 3

m (1 сплава) = 200 • 1 = 200 г

m (2 сплава) = 200 • 2 = 400 г

Ответ: 200 г и 400 г



Предварительный просмотр:

1 раствор                                                                                        массовые

                                                                                                         части

2 раствор                                                                                       1 и 2 р-ров



Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТОЧКА

Дата___________Класс_________Предмет___________________________________________

1. Какая цель стояла перед тобой на уроке? ___________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Опирался ли ты на ранее полученные знания? ______________________________________

3. Что на уроке было наиболее сложным? ___________________________

________________________________________________________________________________

4. Что тебе понравилось на уроке? __________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Какой способ решения ( математический или химический ) ты выбрал бы для себя? ______

________________________________________________________________________________

   СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТОЧКА

Дата___________Класс_________Предмет___________________________________________

1. Какая цель стояла перед тобой на уроке? ___________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Опирался ли ты на ранее полученные знания? ______________________________________

3. Что на уроке было наиболее сложным? ___________________________

________________________________________________________________________________

4. Что тебе понравилось на уроке? __________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Какой способ решения ( математический или химический ) ты выбрал бы для себя? ______

________________________________________________________________________________

   СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТОЧКА

Дата___________Класс_________Предмет___________________________________________

1. Какая цель стояла перед тобой на уроке? ___________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Опирался ли ты на ранее полученные знания? ______________________________________

3. Что на уроке было наиболее сложным? ___________________________

________________________________________________________________________________

4. Что тебе понравилось на уроке? __________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Какой способ решения ( математический или химический ) ты выбрал бы для себя? ______

________________________________________________________________________________

   СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ

   В каком соотношении надо взять 40%-ный раствор серной кислоты и воду, чтобы приготовить электролит для автомобильного аккумулятора с массовой долей кислоты 30%?

   Проба на изделии из драгоценного металла означает содержание этого металла в изделии. Например, проба на серебряном кольце 916 , следовательно, содержание серебра 91,6%.

В каком соотношении надо взять золото 375-той и 750-той пробы, чтобы получить золото 585-той пробы?

   В химической лаборатории есть растворы с массовой долей хлорида натрия 5 и 25%. Какую массу каждого раствора надо взять для приготовления 300 г 10% раствора?

   Какую массу 2,5% молока и 20% пломбира надо взять для приготовления 700 г 5% молочного коктейля?

  * Бабушка звонит внучке и спрашивает, сколько воды надо добавить к 500 г 20% раствора хлорида бария, чтобы раствор стал 4%. Этот раствор необходим ей для опрыскивания свеклы на дачном участке. Внучка сказала, что надо добавить 2 л воды. Права ли внучка?

Внимание: воду считать раствором с массовой долей 0%.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...

Занятие элективного курса образовательной области «Математика» «Математические методы решения прикладных задач из различных областей знаний»

Тема: Проценты в современной жизни.Тип урока: Закрепление знаний и их систематизация.Цели урока:Образовательные:·       Актуализировать весь комплекс знаний и умени...

План занятия элективного курса Подготовка к ЕГЭ по математике "Вычисление площадей фигур"

План занятия элективного курса "Подготовка к ЕГЭ" по математике "Вычисление площадей фигур".В плане  занятия элективного курса, проводимого в нашей школе  с целью подготовки учащихся 11 клас...

Занятие элективного курса по математике 9 класса подготовки к ГИА. Модуль «Геометрия». Решение задач по теме «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»

Материал содержит план-конспект занятия по теме:"Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции", презентации, тесты....

Формула Пика - одна за всех. План-конспект занятия элективного курса по математике для 9 класса.

План-конспект занятия элективного курса по математике "Формула Пика - одна за всех" для 9 класса....

Занятие элективного курса по математике в 10 - 11 классах.

Представляю занятие "одного задания", которое решается несколькими способами....

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...