Занятие элективного курса по математике в 10 - 11 классах.
план-конспект занятия по математике (10, 11 класс) на тему
Представляю занятие "одного задания", которое решается несколькими способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_elektivnogo_kursa_po_matematike_v_10_-_11_klassah.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
ЗАНЯТИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
в 10 – 11 классах
Решение заданий,
содержащих знак модуля и параметр
Учитель математики I квалификационной категории
МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Маханова Татьяна Александровна
Тема: Решение заданий, содержащих знак модуля и параметр.
Цели:
- Рассмотреть на данном занятии решение только одного задания, содержащего знак модуля и параметр (урок одного задания).
- Показать учащимся разнообразие подходов к решению одного и того же задания. Развивать способность творческого подхода к решению математических задач.
- Разобрать разные формы записи решения задания.
- Помочь учащимся преодолеть психологический барьер при решении
заданий, содержащих знак модуля и параметр.
Ход занятия:
- Вводное слово учителя.
На предыдущих занятиях мы разобрали некоторые общие подходы к решению заданий, содержащих знак модуля. Кроме того, пришли к выводу, что нет единого рецепта при решении заданий, содержащих параметр, но в ходе решения необходимо подобраться к такому условию, из которого данный параметр и будет найден. Сегодня мы разберём задание, в котором присутствуют и знак модуля, и параметр вместе.
Задание 6.213 [1].
Найдите все значения параметра а, при которых число х = - 3 является решением неравенства 4 -⏐х-2а⏐• х2.
Какие способы решения этого задания вы можете предложить?
- Решение задания разными способами.
- Рассмотреть решения, предложенные учащимися. Все решения рационально разместить на классной доске.
- Разобрать другие способы решения данного задания (см. приложение 1). На этом этапе занятия у доски работает учитель. Используя приёмы активизации учащихся, он записывает на доске решения данного задания, не предложенные учащимися. Графический способ решения разбирается по заранее заготовленному на доске рисунку.
Записи учащихся и учителя остаются на доске до конца занятия.
- Подведение итогов занятия.
- Предложить учащимся из всех представленных решений выбрать более рациональное. Попросить обосновать выбор. Напомнить, что, приступая к решению любого задания, необходимо продумать несколько подходов к нему и выбрать лучший.
- Сообщить, что рассмотренное на занятии задание предлагалось на письменном экзамене по математике.
- Дома по записям в тетради повторить весь материал, рассмотренный на занятиях. Подготовиться к зачётному занятию.
Приложение 1.
Задание 6.213. Найдите все значения параметра а, при которых число х = - 3 является решением неравенства 4 -⏐х-2а⏐• х2.
Решение.
- 4 -⏐х-2а⏐• х2 , х = -3.
По условию число х = -3 является решением данного неравенства. Значит, это число обращает данное неравенство в верное. Имеем: 4 -⏐-3 -2а⏐• 9. Решим полученное неравенство относительно а.
1 случай. –3 - 2а ≥ 0; -2а ≥ 3; а ≤ -1,5. При этом ⏐-3 -2а⏐= -3 -2а. Неравенство примет вид: 4 – (-3 –2а)• 9; 7+2а • 9; 2а • 2; а • 1, но а ≤ -1,5. Значит а ≤ -1,5.
2 случай. –3 –2а • 0; -2а • 3; а • -1,5. При этом ⏐-3 -2а⏐= 3+2а.
Неравенство примет вид: 4 – (3 +2а)• 9; 1-2а• 9; -2а• 8; а • -4, но а • -1,5. Значит а • -1,5.
Объединяя полученные решения, делаем вывод, что а – любое число.
Ответ: а – любое число.
- 4 -⏐х-2а⏐• х2 , х = -3.
4 -⏐-3 -2а⏐• 9;
-⏐-3 -2а⏐• 9 – 4;
-⏐-3 -2а⏐• 5;
⏐-3 -2а⏐• - 5.
Значение модуля есть всегда число неотрицательное. Любое неотрицательное число больше отрицательного. Полученное неравенство
⏐-3 -2а⏐• - 5 выполняется при любых значениях а.
Ответ: а – любое число.
3. 4 -⏐х-2а⏐• х2 , х = -3.
4 -⏐-3 -2а⏐• 9.
⏐-3 -2а⏐≥ 0 при любом значении а. Если из числа 4 вычесть неотрицательное число, то результат будет меньше или равен 4. 4 • 9, значит неравенство 4 -⏐-3 -2а⏐• 9 выполняется при любых значениях а.
Ответ: а – любое число.
4. 4 -⏐х-2а⏐• х2 , х= -3.
4 -⏐-3 -2а⏐• 9.
–3 -2а ≥ 0, –3 –2а • 0,
7+2а • 9; или 4 – (3 +2а)• 9;
-2а ≥ 3, -2а • 3,
2а • 2; -2а• 8;
а ≤ -1,5 , а • -1,5 ,
а • 1; а • -4;
а ≤ -1,5. а • -1,5.
Объединяя полученные решения, делаем вывод, что а – любое число.
Ответ: а – любое число.
- 4 -⏐х-2а⏐• х2 ; ⏐х-2а⏐• 4 – х2.
х-2а ≥ 0, х-2а • 0,
х-2а • 4 – х2; или -х+2а • 4 – х2;
2а ≤ х, 2а • х,
2а • х2+х –4; 2а • - х2+х +4;
а ≤ х / 2, а • х / 2,
а • (х2+х –4) / 2; а • (- х2+х +4) / 2;
По условию х = - 3.
а ≤ -1,5 , а • -1,5 ,
а • (9 –3 –4) / 2; а • (-9 –3 +4) / 2;
а ≤ -1,5 , а • -1,5 ,
а • 1; а • -4;
а ≤ -1,5. а • -1,5.
Объединяя полученные решения, делаем вывод, что а – любое число.
Ответ: а – любое число.
6. 4 -⏐х-2а⏐• х2, х = -3.
4 -⏐-3 -2а⏐• 9.
Решим неравенство графически. Построим графики функций у=9 и у=4 -⏐-3 -2а⏐ в одной и той же системе координат. У =9 – прямая, проходящая через точку (0;9) на оси ОУ и параллельная оси ОА.
у=4 -⏐-3 -2а⏐; у=4 -⏐-2 (1,5+а)⏐; у=4 -2⏐1,5+а⏐.
График функции у=4 -2⏐1,5+а⏐может быть получен параллельным переносом на 1,5 единицы влево вдоль оси ОА, растяжением с коэффициентом к=2 от оси ОА, отображением относительно оси ОА и параллельным переносом на 4 единицы вверх вдоль оси ОУ графика функции у =⏐а⏐
у
9
4
а
Из построения видно, что неравенство 4 -⏐-3 -2а⏐• 9 выполняется при любых значениях а.
Ответ: а – любое число.
Литература
- Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Е.А. Седова. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. - М.: Дрофа, 2004.
- Материалы республиканской комиссии по рассмотрению письменных экзаменационных работ выпускников XI классов общеобразовательных учреждений, представленных к награждению серебряной медалью «За особые успехи в учении» в 2004 – 2005 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Элективный курс по математике, 9 класс.Подготовка к ГИА."Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"
Элективный курс рассчитан на 34 часа(раз в неделю). Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике.Занятия включают в себя теорети...
Занятие элективного курса по математике 9 класса подготовки к ГИА. Модуль «Геометрия». Решение задач по теме «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»
Материал содержит план-конспект занятия по теме:"Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции", презентации, тесты....
Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...
Формула Пика - одна за всех. План-конспект занятия элективного курса по математике для 9 класса.
План-конспект занятия элективного курса по математике "Формула Пика - одна за всех" для 9 класса....
Занятие элективного курса "Занимательная математика" в 6 классе по теме "Проект на тему "Координатная сетка", составленный по научному тексту".
Занятие элективного курса направлено на формирование и развитие навыков функциональной математической и читательской грамотности.Цели: 1) повторить понятия «координатная прямая», «ко...