Тьюторское сопровождение как эффективная форма работы с одаренными детьми
статья по химии по теме
Развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы является одной из приоритетных целей любого образовательного учреждения. Понимая практическую невозможность вовлечения всех высокомотивированных на учебную деятельность обучающихся и одаренных детей в обучение по специальным программам, мы осознаем, что должны быть готовы к работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательных классов. Если говорить об эффективности индивидуальной работы с одаренными детьми, то здесь наиболее оптимальной формой работы необходимо признать тьюторство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
crawchencko_m_v.doc | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуальной работы с одарёнными детьми
Кравченко Марина Викторовна
mary.crawchencko2011@yandex.ru
Казённое образовательное учреждение «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова», учитель химии
В последние годы проблема выявления и развития одаренных детей привлекает к себе все больше внимания. Большой интерес к вопросу детской одаренности, как в научной среде (А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, В.Н.Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов и др.), так и на государственном уровне (Президентская инициатива «Наша новая школа») объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой.
Исходя из этого, одной из основных задач образовательного учреждения является развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы раскрыть свои таланты в различных сферах деятельности.
Сегодня мы можем выделить четыре стратегии обучения, которые возможно применять в процессе работы с одаренными детьми в разных комбинациях, каждая из которых позволяет в разной степени учесть требования к сопровождению (сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать) одаренных детей:
Ускорение (позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития);
Углубление (предполагает более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания);
Обогащение (ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами);
Проблематизация (предполагает стимулирование личностного развития учащихся, способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний).
Понимая практическую невозможность вовлечения всех высокомотивированных на учебную деятельность обучающихся и одаренных детей в обучение по специальным программам, мы осознаем, что должны быть готовы к работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательных классов. Это требует знания, как принципов развивающего обучения, так и владение учителем специальными умениями применения стратегий дифференцированных программ для одаренных детей, владение эффективными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.).
Если же говорить об эффективности индивидуальной работы с одаренными детьми, то здесь наиболее оптимальной формой работы необходимо признать тьюторство.
Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуального образовательного маршрута [1, с.33].
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [2, c.8].
Преимущества тьюторского сопровождения:
тьюторское сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже если тьютор работает с группой;
признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности, приоритетность ее потребностей, целей и ценностей саморазвития;
тьюторское сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения воспитанника;
взрослый побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, то есть создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.
Тьюторское сопровождение в нашей гимназии реализуется в течение трех последних лет в рамках подготовки обучающихся к предметным олимпиадам. Тьюторское сопровождение строится на взаимоотношениях «тьютор – ученик» как взаимодействие двух личностей. Позиция тьютора по отношению к обучающемуся – позиция партнера, старшего друга, советчика и консультанта.
Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации.
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно повысить активность каждого одаренного ребенка.
Групповая тьюторская консультация является групповой организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с обучающимися, имеющими похожие познавательные интересы, значимых для них вопросов.
Основными технологиями в работе учителя в рамках тьюторского сопровождения являются технологии, которые наиболее соответствуют природе тьюторского сопровождения – технология проектной деятельности, технология консультирования, тренинговая технология, информационно-коммуникационные технологии, технологии активного и интерактивного обучения.
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что тьюторское сопровождение является наиболее эффективной формой работы с одарёнными учащимися, потому что даёт возможность для:
диагностического подхода к конструированию индивидуальных стратегий раскрытия одаренности учащегося;
обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного подхода к раскрытию потенциала одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных предпочтений;
возможности отслеживания результатов на каждом этапе развития одарённой личности;
создания творческого климата отношений учителя и ученика, обеспечение свободы самовыражения в партнерском взаимодействии.
Список литературы:
Зарипова Е.И. Тьюторское сопровождение самостоятельной работы студентов в экономическом вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – № 14. – С. 32-41.
Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...
Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.Основные направления в работе с одарёнными детьми:·...
Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы....
Мастер - класс как эффективная форма работы с одаренными детьми
В материале представлена форма работы с одаренными детьми - мастер - классы по образовательным предметам в условиях сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей...
Формы работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В данной работе делюсь с разнообразными формами работы с одаренными детьми...
Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
Обобщение опыта работы...
Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации замотивированных обучающихся
Статья о роли учителя как тьютора в получении заочного дополнительного образования обучающимися...