Мастер - класс как эффективная форма работы с одаренными детьми
статья на тему
В материале представлена форма работы с одаренными детьми - мастер - классы по образовательным предметам в условиях сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс как форма работы с одаренными детьми | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс как эффективная форма работы
с одаренными детьми
В условиях, когда возрастает потребность в людях творчески мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели, развитие одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. Задача творческого развития личности не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы, в ее реализации призвано участвовать дополнительное (внешкольное) образование, призванное удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка.
С этой целью Управление образования Администрации местного самоуправления г. Владикавказ и педагогический коллектив Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» (далее Центр "Интеллект») ежегодно предлагает обучающимся образовательных организаций различные виды и формы работы с одаренными детьми.
В этом году одной из таких форм стала организация и проведение в Центре "Интеллект" мастер - классов для обучающихся 5 – 9-х классов образовательных организаций г. Владикавказа направленные на углубленное изучение предметов естественно - научного (физика, математика, химия, биология) и гуманитарного циклов (история, обществознание, французский язык), создание условий самореализации талантливых детей, их развития и стимулирования творческих и интеллектуальных способностей, на развитие сотрудничества общего, дополнительного и высшего образования.
Необходимо подчеркнуть, что новые образовательные технологии, основанные на взаимодействии школьного, дополнительного и вузовского образования (СОШ + Центр «Интеллект» + ВУЗ) - являются самыми благоприятными условиями для развития современной личности, для расширения и усложнения ее индивидуальных интеллектуальных ресурсов. Сетевое взаимодействие образовательных организаций способно решать стратегические задачи современного образования:
- обеспечивать непрерывность образования;
- развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
- осуществлять программы социально-психологической адаптации;
- проводить профориентацию;
- развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка.
На мастер - классы были приглашены обучающиеся из образовательных организаций по предметам:
химия, биология, экология и ботаника - СОШ №№ 38, 11, 22, 3, 27, 26,25,30,39,40, 42,44;
физика и информатика - СОШ №№ 3, МБОУ- лицей, РФМЛИ; 44, 22, 26, 27, 38, 40, 46;
история и обществознание - СОШ №№ 5, 22, 44, 38, 45, 11, 50, 7;
французский язык - СОШ №№ 45, 7, 46, 4.
Заявки на участие в мастер - классах были получены от следующих образовательных организаций:
МБОУ СОШ №№ 38, 11, 25, 46, 30, 13, 5 гимназия № 45.
В мастер - классах участвовало 157 обучающихся образовательных организаций г. Владикавказа
Заявки образовательных организаций города Владикавказа на участие в мастер - классах
МБОУ СОШ № | Предмет | Класс | Количество |
38 | Биология | 8 | 9 |
История | 7 | 5 | |
Химия | 8 | 13 | |
Химия | 9 | 5 | |
Химия | 10 | 6 | |
Химия | 11 | 1 | |
11 | Обществознание | 7 | 5 |
Ботаника и экология | 6 | 1 | |
Ботаника и экология | 7 | 4 | |
Обществознание | 7 | 6 | |
История | 7 | 6 | |
Химия | 10-11 | 9 | |
Химия | 8 | 3 | |
Химия | 9 | 3 | |
45 | История | 7 | 3 |
Французский язык | 5 | 3 | |
46 | Французский язык | 5-6 | 5 |
Французский язык | 7-8 | 5 | |
Информатика | 7-8 | 5 | |
Физика | 7 -8 | 10 | |
Физика | 9 | 5 | |
25 | Химия | 8 - 9 | 13 |
Химия | 10 - 11 | 9 | |
Ботаника и экология | 7 | 5 | |
Биология | 8 | 5 | |
30 | Химия | 11 | 2 |
5 | Ботаника и экология | 7 | 5 |
13 | Химия | 10 - 11 | 6 |
Мастер – классы проводили опытные педагоги дополнительного образования центра "Интеллект" высшей квалификационной категории, среди которых доктора и кандидаты наук, имеющие отраслевые награды Министерства образования и науки Российской Федерации. В процессе обучения педагоги пользовались материально - технической базой Северо - Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.
Концепция программы мастер - классов заключалась в создании условий для максимального проявления творческих и интеллектуальных способностей обучающихся через включение в дополнительное образовательное пространство специализированных технологий обучения одаренных детей. Была ориентирована на обучающихся с высоким уровнем базовых знаний по предметам и высокой познавательной мотивацией. Программа характеризовалась новизной, углубленным содержанием предметов, неординарностью тематики, была направлена на решение ряда задач:
- качественное освоение образовательного материала в его углубленном варианте и умение осваивать большой объем информации обучающимися;
- существенное расширение кругозора обучающихся;
- формирование умения решения задач проблемного характера и самостоятельной постановки проблем;
- формирование умения грамотно излагать свои мысли;
- способность решать нестандартные задачи;
- повышение уровня подготовки обучающихся к участию в олимпиадах, различного рода конкурсах и т.д.
Тематика мастер - классов составлялась с учетом специфики интересов, возрастных особенностей обучающихся, практического применения полученных знаний, отличалась содержанием, увлекательностью, способностью заинтересовать детей.
Мотивированные к получению новых знаний обучающиеся с интересом воспринимали новую информацию, далеко выходящую за рамки школьной программы, накапливали факты, выдвигали гипотезы, ставили эксперименты, что, как следствие, приводит к глубокому и прочному усвоению знаний.
Педагогами дополнительного образования центра "Интеллект" были предложены следующие темы мастер - классов:
Обществознание:
1.Права ребенка в России.
2.Деньги. Происхождение и сущность.
3.Принципы международного гуманистического права.
4.Ответственность перед законом
5.Конфликты и пути их разрешения.
История:
1.История России XVII века в произведениях литературы и живописи.
2.Церковный расколXVII: Никон и Аввакум.
3.Почему Петр I вошел в историю как Петр Великий
4. Гражданин Минин и князь Пожарский - герои нашего времени
5. XVII век - переломный этап в истории российской культуры
Французский язык:
1.Создаем анимации
2.Французские игры
3.Строим зоопарк
4.Совет директоров (кейс-метод)
5.Цветной мир
6.Здравствуй, Маленький принц
7.Французский аромат русского языка
8.Жак Превер
9.Французские заимствования в современном русском языке
10.Осетинские художники. Тема "Ностальгия"
11.Арго
Экология и ботаника:
1.Растение пустынь
2.Адаптации птиц к полету
3. Горное животное
4.Эпоха динозавров
5.Ядовитые растения и животные
6.Друг человека
7.Получение трансгенных растений
8.Возможен ли гибрид человека и свиньи?
9.Пришельцы из космоса
10.Роль вирусов в эволюции жизни на земле
Биология:
1.Клетка - структурно- функциональная единица жизни.
2. Обмен веществ в клетке
Деление клетки. Смерть клетки.
3. Человек. Опорно-двигательный аппарат человека. Строение функции центральной вегетативной нервной системы.
4. Болезни мозга человека. Сон. Сновидение. Память.
5. Жидкие среды организма. Выделительные системы организма.
Химия:
1.Основные понятия и определения химии. Строение атома. Квантовые числа
2.Химическая связь. Виды химической связи. Полярность связи.
3. Химическая кинетика
4.Растворы. Компоненты растворов. Образование растворов. Растворимость. Коллигативные свойства
5. Электролиз растворов и расплавов
Информатика
Раздел: Кодирование информации
1. Представление информации в компьютере. Вычисление количества информации.
2. Кодирование текстовой информации
Кодирование звуковой информации
Кодирование графической информации
Кодирование числовой информации
Раздел: Кодирование числовой информации
3.Двоичная система исчисления
Системы исчисления. Представление чисел в различных системах исчисления.
4. Перевод из десятичной в произвольную. Итоговое занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторское сопровождение как эффективная форма работы с одаренными детьми
Развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы является одной из приоритетных целей любого образовательного учреждения...
Мастер-класс "Формы работы с одаренными детьми"
Представлены различные формы работы с одаренными детьми, задания на формирование метапредметных компетенций...
Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...
Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.Основные направления в работе с одарёнными детьми:·...
Тема выступления: « Эффективные формы работы учителя с детьми на уроках в классах с углубленным изучением биологии»
Преподавание в классах с углубленным изучением биологии имеет определенные особенности, здесь учащиеся в процессе обучения занимают активную позицию, что побуждает учителя предъявлять к своему т...
Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы....
Интегрированный мастер-класс "Элементы творчества в работе с одаренными детьми"
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, эпоху ста...