Мастер - класс как эффективная форма работы с одаренными детьми
статья на тему

Ахполова Оксана Асланбековна

В материале представлена форма работы с одаренными детьми -  мастер - классы по образовательным предметам в условиях сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс как эффективная форма работы

 с одаренными детьми

В условиях, когда возрастает потребность в людях творчески мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели, развитие одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. Задача творческого развития личности не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы, в ее реализации призвано участвовать дополнительное (внешкольное) образование, призванное удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка. 

С этой целью Управление образования Администрации местного самоуправления г. Владикавказ и педагогический коллектив Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» (далее Центр "Интеллект») ежегодно предлагает обучающимся образовательных организаций различные виды и формы работы с одаренными детьми.

В этом году одной из таких форм стала организация и проведение в Центре "Интеллект" мастер - классов для обучающихся 5 – 9-х классов образовательных организаций г. Владикавказа направленные на углубленное изучение  предметов естественно - научного (физика, математика, химия, биология) и гуманитарного циклов (история, обществознание, французский язык), создание условий самореализации талантливых детей, их развития и стимулирования творческих и интеллектуальных способностей, на развитие сотрудничества общего, дополнительного и высшего образования.

Необходимо подчеркнуть, что новые образовательные технологии, основанные на взаимодействии школьного, дополнительного и вузовского образования (СОШ + Центр «Интеллект» + ВУЗ) - являются самыми благоприятными условиями для развития современной личности, для расширения и усложнения ее индивидуальных интеллектуальных ресурсов. Сетевое взаимодействие образовательных организаций способно решать стратегические задачи современного образования: 

  • обеспечивать непрерывность образования; 
  • развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования; 
  • осуществлять программы социально-психологической адаптации; 
  • проводить профориентацию; 
  • развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка. 

        На мастер - классы были приглашены обучающиеся из образовательных организаций по предметам:

химия, биология, экология и ботаника - СОШ №№ 38, 11, 22, 3, 27, 26,25,30,39,40, 42,44;

физика и информатика - СОШ №№ 3, МБОУ- лицей, РФМЛИ; 44, 22, 26, 27, 38, 40, 46;

история и обществознание - СОШ №№ 5, 22, 44, 38, 45, 11, 50, 7;

французский язык - СОШ №№ 45, 7, 46, 4.      

        Заявки на участие в мастер - классах были получены от следующих образовательных организаций:

 МБОУ СОШ №№ 38, 11, 25, 46, 30, 13, 5 гимназия № 45.

В мастер -  классах участвовало 157 обучающихся образовательных организаций г. Владикавказа


Заявки образовательных организаций города Владикавказа на участие в мастер - классах

МБОУ СОШ №

Предмет

Класс

Количество

38

Биология

8

9

История

7

5

Химия

8

13

Химия

9

5

Химия

10

6

Химия

11

1

11

Обществознание

7

5

Ботаника и экология

6

1

Ботаника и экология

7

4

Обществознание

7

6

История

7

6

Химия

10-11

9

Химия

8

3

Химия

9

3

45

История

7

3

Французский язык

5

3

46

Французский язык

5-6

5

Французский язык

7-8

5

Информатика

7-8

5

Физика

7 -8

10

Физика

9

5

25

Химия

8 - 9

13

Химия

10 - 11

9

Ботаника и экология

7

5

Биология

8

5

30

Химия

11

2

5

Ботаника и экология

7

5

13

Химия

10 - 11

6

        

        Мастер – классы проводили опытные педагоги дополнительного образования центра "Интеллект" высшей квалификационной категории, среди которых доктора и кандидаты наук, имеющие отраслевые награды Министерства образования и науки Российской Федерации.  В процессе обучения педагоги пользовались материально - технической базой Северо - Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.

Концепция программы мастер - классов заключалась в создании условий для максимального проявления творческих и интеллектуальных способностей обучающихся через включение в дополнительное образовательное пространство специализированных технологий обучения одаренных детей. Была ориентирована на обучающихся с высоким уровнем базовых знаний по предметам и высокой познавательной мотивацией. Программа характеризовалась новизной, углубленным содержанием предметов, неординарностью тематики, была направлена на решение ряда задач:

  • качественное освоение образовательного материала в его углубленном варианте и умение осваивать большой объем информации обучающимися;
  • существенное расширение кругозора обучающихся;
  • формирование умения решения задач проблемного характера и самостоятельной постановки проблем;
  • формирование умения грамотно излагать свои мысли;
  • способность решать нестандартные задачи;
  • повышение уровня подготовки обучающихся к участию в олимпиадах, различного рода конкурсах и т.д.

Тематика мастер - классов составлялась с учетом специфики интересов, возрастных особенностей обучающихся, практического применения полученных знаний, отличалась содержанием, увлекательностью, способностью заинтересовать детей.

Мотивированные к получению новых знаний обучающиеся с интересом воспринимали  новую информацию, далеко выходящую за рамки школьной программы, накапливали факты, выдвигали гипотезы, ставили эксперименты, что, как следствие, приводит к глубокому и прочному усвоению знаний.

 Педагогами дополнительного образования центра "Интеллект" были предложены следующие темы мастер - классов:

        Обществознание:

1.Права ребенка в России.

2.Деньги. Происхождение и сущность.

3.Принципы международного гуманистического права.

 4.Ответственность перед законом

5.Конфликты и пути их разрешения.

        

История:

1.История России XVII века в произведениях литературы и живописи.

2.Церковный расколXVII: Никон и Аввакум.

3.Почему Петр I вошел в историю как Петр Великий

4. Гражданин Минин и князь Пожарский - герои нашего времени

5. XVII век - переломный этап в истории российской культуры

Французский язык:

1.Создаем анимации

2.Французские игры

3.Строим зоопарк

4.Совет директоров (кейс-метод)

5.Цветной мир

6.Здравствуй, Маленький принц

7.Французский аромат русского языка

8.Жак Превер

9.Французские заимствования в современном русском языке

10.Осетинские художники. Тема "Ностальгия"

11.Арго

        Экология  и ботаника:

1.Растение пустынь

2.Адаптации птиц к полету

3. Горное животное

4.Эпоха динозавров

5.Ядовитые растения и животные

 6.Друг человека

 7.Получение трансгенных растений

8.Возможен ли гибрид человека и свиньи?

 9.Пришельцы из космоса

10.Роль вирусов в эволюции жизни на земле

        Биология:

1.Клетка - структурно- функциональная единица жизни.

2. Обмен веществ в клетке

Деление клетки. Смерть клетки.

3. Человек. Опорно-двигательный аппарат человека. Строение функции центральной вегетативной нервной системы.

4. Болезни мозга человека. Сон. Сновидение. Память.

5. Жидкие среды организма. Выделительные системы организма.

        Химия:

1.Основные понятия и определения химии. Строение атома. Квантовые числа

2.Химическая связь. Виды химической связи. Полярность связи.

3. Химическая кинетика

4.Растворы. Компоненты растворов. Образование растворов. Растворимость. Коллигативные свойства

5. Электролиз растворов и расплавов

        Информатика

Раздел: Кодирование информации

1. Представление информации в компьютере. Вычисление количества информации.

2. Кодирование текстовой информации

Кодирование звуковой информации

 Кодирование графической информации

 Кодирование числовой информации

Раздел: Кодирование числовой информации

3.Двоичная система исчисления

Системы исчисления. Представление чисел в различных системах исчисления.

4. Перевод из десятичной в произвольную. Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение как эффективная форма работы с одаренными детьми

Развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы является одной из приоритетных целей любого образовательного учреждения...

Мастер-класс "Формы работы с одаренными детьми"

Представлены различные формы работы с одаренными детьми, задания на формирование метапредметных компетенций...

Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...

Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми

Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.Основные направления в работе с одарёнными детьми:·...

Тема выступления: « Эффективные формы работы учителя с детьми на уроках в классах с углубленным изучением биологии»

Преподавание в классах с углубленным изучением биологии имеет определенные особенности, здесь учащиеся в процессе обучения занимают  активную позицию, что побуждает учителя предъявлять к своему т...

Интегрированный мастер-класс "Элементы творчества в работе с одаренными детьми"

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, эпоху ста...