Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Обобщение опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystraivanie_effektivnoy_sistemy_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Выстраивание эффективной системы
работы с одаренными детьми.
Доклад подготовлен учителем русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №11» пос. Рыздвяного ИГО СК
Березуевой О.А.
2019 год
Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.
Модернизация образования РФ – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени – стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего , способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Таким образом, современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.
Основные противоречия
Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем.Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.
Однако на практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Необходимо создать условия этим ученикам для достижения высоких показателей в изучении предмета. В этом и заключается главное противоречие. При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. . Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.
Научно-методическое обоснование
Необходимо обратить особое внимание на состояние данной проблемы в теории, на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одарёнными детьми . Но, прежде, хотелось бы сказать о том, что понимают под системой . Это прежде всего целевые (цели), содержательные (содержание материала, отражённое в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).
"Одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, восприимчивостью к учению , более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников. Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, "одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества.
Одной из наиболее известных концепций одаренности в мировой психологии является теория трех колец Джоефа Рензулли. Основываясь на большом эмпирическом материале, Джозеф Рензулли и его сотрудники разработали составную концепцию одаренности, Они описывают одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети - это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности» (Renzulli et al., 1981, p.27).
Рензулли подчеркивает, что ни одна из этих характеристик сама по себе недостаточна, чтобы «создать одаренность». Напротив, «это взаимодействие между группами - необходимый элемент для творческого продуктивного достижения» (Renzulli, 1978, р. 182).
Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только
- одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.
Проанализировав специальную литературу и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с такими детьми.
- Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
- Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
- Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
- Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые
- им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха.
Неоходимо сказать и об условиях успешной работы с одаренными учащимся
Условия успешной работы с одарёнными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися
- Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.
Сущность опыта
Сущностью данного опыта в создании условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, а также реализацию их потенциальных возможностей как результат создание целостной системы работы с одарёнными детьми. Мной описана, система работы, которая предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения предмета, подготовки учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.
Основная идея данной системы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся. Работа проводится на нескольких уровнях.
Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках.
Задействовано 100% учащихся.
Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
Уровень 2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на элективных и факультативных курсах
- позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;
- позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета;
- формирует круг общения учащихся с общими интересами;
- создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;
- создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.
- концу сентября каждого учебного года формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают элективные курсы во внеурочное время. Очень сложно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Основной принцип, который используется во время занятий – 50% работы под руководством учителя, 50% - самостоятельной работы учащихся. Важно отметить, что к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается. Это считается нормальным. В итоге на элективном курсе занимаются дети , которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.
Факультативы, которые я вела:
«Умейте владеть словом» 5-9кл.
«Русская поэзия конца 20 начала 21 века» 11 кл.
«Основы поэтики: теория и практика художественного текста»
«Юный журналист» 9 кл.
Уровень 3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований . Задействовано более 50% учащихся.
Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам. Очень помогают в этой работе предметные недели участие в школьном этапе конкурса «Живая классика», участие в конкурсах сочинений и творческих работ, в школьном этапе ВОШ.
Уровень 4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, проектной деятельности. Задействовано до 30% учащихся.
Уже 7 лет я практикую работу над исследовательскими проектами в группах и индивидуально, очень успешно проходят и уроки – представления любимой книги. В прошлом году в рамках проекта «Живая классика» вовлекла ребят в создание книги, вошедшей во «Всероссийскую школьную летопись»
Уровень 5 . Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 10% учащихся.
Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.
На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе , желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.
Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.
Описание педагогического опыта
Предлагаемая система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Моя приоритетная функция - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Применяю универсальные технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- информационно – коммуникационные технологии;
- проблемное обучение.
Отдельно хотелось бы сказать о наиболее реультативных, на мой взгляд, технологиях : кейс- технологии и технологии исследовательской деятельности (метод проектов)
Кейс - технологии
Кейс – описание конкретной реальной ситуации, которая предназначена для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Самый простой вариант кейса: учащимся дается отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
- метод инцидента, когда учащийся должен сам отыскать недостающую информацию
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии.
Примерный ход урока, проводимого по методу кейсов.
Этап | Содержание деятельности | Форма работы | Время |
1 | · Ознакомление с ситуацией. · Выявление проблем · Обобщение информации · Анализ информации | Индивидуальная | 30% |
2 | · Уточнение проблем и их иерархия · Формулировка альтернативных решений · Составление перечня «+» и «-» каждого решения · Оценка альтернатив | Групповая | 50% |
3 | · Обоснование выбора решения · Разработка плана реализации решения · Презентация результатов | Индивидуальная и групповая | 20% |
Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно – ролевых игр. Изучение сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». (5 класс). Так как я являюсь руководителем школьного театрального кружка «Луч», то совместно с его членами мы инсценировали эпизоды из произведения. После слова учителя о писателе и краткой характеристики его деятельности мы вспомнили героев сказов, изученных в начальной школе («Серебряное копытце», «Голубая змейка»). Затем артисты разыграли первую сцену «Встреча Степана и Хозяйки». Учащиеся, разделённые на две группы, должны были предположить, как поступит Степан: промолчит или сдержит своё слово с обязательной аргументацией своего выбора. После ответов учеников вторая группа артистов разыграла эпизод «Степан и приказчик». Мы сравнили авторский вариант и решения детей.
Метод разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.
Многие учителя русского языка считают самой трудной темой склонение имён числительных. Перед её изучением я нацеливаю своих шестиклассников, что на следующем уроке будем проводить кастинг, чтобы работать на телевидении. Поэтому учащиеся внимательнее и серьёзнее слушают учителя. На уроке по закреплению темы «Склонение имён числительных» каждому ученику предлагается несколько статей журналистов, содержащими имена числительные. Необходимо отредактировать тексты, записав числовое выражение словами. Например, «…хлеборобы собрали около 196 центнеров зерна…».
Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц я предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «саsе» - случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - саsе, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Цели возможно выразить и следующим образом:
- развитие навыков анализа и критического мышления;
- соединение теории и практики;
- представление примеров принимаемых решений;
- демонстрация различных позиций и точек зрения;
- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Таким образом, цели касаются: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; сортировать ее для решения заданной задачи; выявлять ключевые проблемы; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. Так, обучаемые получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
Метод проектов
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает
Основные требования к использованию проектной деятельности:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
- В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
- Использование исследовательских методов.
- Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
- Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
1. Подготовительный | Определение темы и целей проекта | Обсуждение и выбор темы | Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта | Выбор подтемы или предложение новой подтемы | Совместное обсуждение подтем проекта | |
Формирование творческих групп | Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды | Организационная работа по объединению школьников в группы | |
Подготовка материалов к исследовательской работе | Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы | ||
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса | Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания | Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания | |
2. Планирование | Определение источников, способов сбора и анализа информации | Корректировка и дополнение предложений учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3.Разработка проекта | Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение | Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации | Консультации, координирование работы обучающихся |
4. Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Консультации, координирование работы обучающихся |
5. Презентация | Предоставление выполненной работы | Доклад о результатах работы | Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников |
6. Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям | Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы |
Защита проектов (по плану):
- Как распределялись обязанности в группах.
- Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).
- Выбор формы отчета.
- Всё делали сами или просили помощи у старших?
- Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.
- С какими трудностями столкнулись?
- Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?
- Довольны или нет своим результатом?
- Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме( предложения по проектной деятельности)
Оценивание творческих проектов( согласно разработанным критериям).
Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией (или проверим, что у нас получилось в итоге);
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. (метапредметность).
Подведение итогов:
- как вы думаете уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
- что было трудно для вас больше всего?
- что вы считаете получилось лучше?
- как бы вы оценили свою работу?
Обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Актуальность применения метода определяется повышением проектирования в образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся.
Практическое назначение работы:
1. Материалы презентаций учащихся останутся в копилке наглядных материалов кабинета литературы;
2. Результаты данного проекта представляют интерес для преподавателей музыки, ИЗО и МХК.
Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Первой ступенью опыта было наблюдение за деятельностью учащихся 5-х классов на уроках русского языка и литературы. И тут необходимо поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую творческие домашние задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. Артистичным детям – предлагаю подготовить инсценировки. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека, Тому, кто неплохо сочиняет, – предлагаю составить загадки, сказки по изученной теме. Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени предлагаю создавать иллюстрации к изучаемым произведениям . Стараюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать.
На уроках необходимо создать разнообразную среду, где каждый ученик смог самореализоваться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Здесь речь идет об индивидуальном подходе в обучении. Для этого требуется создание образовательной среды, включающей в себя:
организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;
использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;
создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр.
организую исследовательскую работу практической направленности;
Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям на факультативных и элективных курсах.
Результативность.
Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты.
Призёры олимпиад, конкурсов. Школьные, районные, краевые
Название конкурса | Ф.И. уч-ся класс | Уровень | Призовое место |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе | Денисова В. 9 В класс | Район | призёр |
Районный конкурс стихотворений «К тебе с любовью, Родина моя!» | Блохина В. 11 А класс | Район | победитель |
Районный конкурс сочинений «Судьбы людей в истории моего района» | Денисова В. 9 В класс | Район | призёр |
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ имени Менделеева | Соловьева Анна 8 А | Район | победитель |
Финал Всероссийского конкурса исследовательских работ имени Менделеева | Соловьева Анна 8 А | Москва | призёр |
Ставропольская открытая научная конференция школьников МАН | Соловьева Анна 8 А | Край | призёр |
Районный конкурс детского и юношеского творчества «Дети и книги» | Преснова Т 11А | Район | победитель |
Районный конкурс детского и юношеского творчества «Дети и книги» | Задорожная Т 8 А | Район | победитель |
Районный конкурс детского и юношеского творчества «Дети и книги» | Блохина В. 11 А | Район | победитель |
Краевой конкурс детского и юношеского творчества «Дети и книги» | Блохина В. 11А | край | победитель |
Интернет олимпиада « Русский медвежонок» | 16 | призёры | |
Центр поддержки талантливой молодёжи | 8 | призёры | |
Я энциклопедия | 14 | победители, призёры | |
Кириллица | 26 | победители, призёры |
Система образования должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире. Очевидно, что мир, в который предстоит влиться выпускникам, имеет тенденцию стать быстро развивающимся, динамичным, высокотехнологичным, в большой степени виртуальным. Электронно-информационные технологии кардинально меняют наш мир. Поэтому необходимо формировать у старшеклассников моду на интеллект, на инновационное мышление, на успешную личностную и гражданскую самореализацию. Что в таком мире, человек вынужден будет выработать в себе разные качества или компетентности. Но главное, что ему придётся уметь делать, — это постоянно реализовывать свой потенциал.
Литература
- И.С. Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.,
1996
- В.М. Мединский. Идеи к проектам и практике управления школой - М., 1999
- О.О. Запотылок. Работа с одаренными детьми. - Мн., 2006
- Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М.В. - М., Прогресс, 1991
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости : дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. - 2004, №4. - с.6-13
- Гафурова Н.В. Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одарённости учащихся на этапе "школа - ВУЗ". // Инновации в образовании.- 2004, №4.-с.119-152
- Кажарская С. Как развить одарённость и креативные способности. // Минская школа.-2004, №2.-с.44-45
- Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. // Народная асвета.
— 2003, №12.-с.62-66
- Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. -2003, №6.- с.27-32
- Понасенкова С.В. Одарённые дети формирование и развитие способностей. // Праблемы выхавання.- 2003, №3.- с.21-36
- Савченко Н.В. Влияние "эффекта олимпиады" на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников. // Одарённый ребёнок. - 2004, № 4. - с.60-62
- Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, №7.-с.32-39
13. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант.- Мн., 2002
14. Малахова И.А. Развитие личности. Художественно-творческая деятельность. – Мн,
2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)
Данный материал участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....
Тьюторское сопровождение как эффективная форма работы с одаренными детьми
Развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы является одной из приоритетных целей любого образовательного учреждения...
"Выстраивание эффективной системы работы с одаренными и творческими детьми"
Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме "Система работы с одаренными и творческими детьми"...
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...
Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.Основные направления в работе с одарёнными детьми:·...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Мастер - класс как эффективная форма работы с одаренными детьми
В материале представлена форма работы с одаренными детьми - мастер - классы по образовательным предметам в условиях сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей...