Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
статья по литературе (10 класс) на тему
В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_odarennymi_detmi_dlya_sayta.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ученическая исследовательская работа по литературе –
одна из форм работы с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Ее основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей. Помню заповедь Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться». Увидеть первый солнечный лучик в душе ученика, дать возможность ему стать ярким светилом – задача не из легких. На мой взгляд, именно исследовательская работа по литературе в старшей школе помогает открыть многие грани таланта одаренного ученика, т.к. она позволяет ему включиться в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений.
Очевидно, что характер решений исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития, его одаренности. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретация прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, уделяю самое пристальное внимание развитию этих качеств, памятуя о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
- Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т. п. Например: «Вечные истины в трилогии Дж. Р. Р.Толкиена «Властелин колец», «Композиционные особенности рассказа Ф. Достоевского «Сон смешного человека».
- Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. А также это может быть сопоставление текста произведения, написанного на иностранном языке, с его переводом (или переводами) на русский язык. Например: «Особенность переводов В. А. Жуковского баллад Ф. Шиллера и И. В. Гете».
- Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Поколение 60-х годов ХIХ века в жизни и литературе».
- Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «Друг муз, друг Родины он был» (В.В. Капнист в Петербурге).
Приобретенный за годы опыт руководства исследовательской деятельностью позволил выработать алгоритм ее написания .
Постараюсь показать действенность этого алгоритма на примере руководства исследовательской работой по литературе моей ученицы Мирошниченко Яны, закончившей гимназию с серебряной медалью. Яна два года подряд была призером городского тура олимпиады по литературе (защита исследовательских работ), районного конкурса «Первые шаги в науку и технику» среди научно-исследовательских работ в номинации «Литература» . Яна – неординарная девушка, сильная, увлекающаяся, она не только хорошо училась в гимназии, но и закончила муз. школу, прекрасно рисует, занималась в танцевальной студии «Фиеста» и сольным пением, писала стихи (не раз была призером районной олимпиады по литературе в творческой секции «поэзия»), т.е. была по- настоящему одаренным ребенком, который находился в поиске своего творческого «я». Не привлечь такую девушку к написанию исследовательской работы по литературе было просто невозможно.( Хотя хочу отметить, что до 9 класса она не была очень яркой и заметной личностью на уроках литературы, все изменилось, когда началось наше тесное сотрудничество).
Вообще разговор об исследовательских работах по литературе начинаю задолго до срока их сдачи (где-то перед летними каникулами) сразу с несколькими учащимися, тонко чувствующими художественное произведение, увлеченных литературой.
1. Беседую с ребятами об их читательских интересах, какие вопросы художественной литературы их волнуют, какие произведения для исследовательской работы они могли бы предложить. (Работа идет быстрее и легче, если она не навязана, а предложена самим учеником)
2. В свою очередь, предлагаю свой список авторов и художественных произведений, на который прошу обратить внимание. Зная, что организаторы конкурса, допустим, «Первые шаги в науку», проводимом НИИЭФА им. Ефремова, отдают предпочтение классическим произведениям зарубежной и русской литературы, прошу ребят обратить внимание на подобные произведения.(Распутин, Астафьев, Айтматов, Т.Толстая, Шмелев, Зайцев)
3. Обязательно рассматриваем требования и рекомендации по подготовке исследовательских работ для представления на конкурс, которые разработаны его организаторами.
4. Даю время на обдумывания своего выбора, затем одобряю или не рекомендую произведение, предложенное учащимся.
- Когда же приходим к единому мнению об объекте исследования, определяем проблему работы (на это уходит много времени), начинается практически еженедельная, а потом и ежедневная работа по редактированию.
Итак, о работе с Яной. В беседе с ней выяснилось, что, посмотрев однажды кинофильм «Таинственный остров» по роману Жюля Верна, влюбившись в актера Владислава Дворжецкого, исполнившего роль капитана Немо, Яна прочитала все! романы писателя (кинематограф, в данном случае, сыграл положительную роль).
Яна с удовольствием откликнулась на предложение написания научно-исследовательской работы и сказала, что напишет работу по романам Ж. Верна. Я не советовала, т.к. Ж. Верн – писатель-фантаст, считается детским писателем, монографий о его творчестве очень мало, в учебниках по зарубежной литературе 19 в. для вузов имя Жюля Верна вообще не упоминается, и навряд ли эта работа принесет успех. Но Яна была настойчива, убеждала меня в далеко не детских проблемах, поднимаемых писателем в его творчестве. Так и случилось. Когда на уроках литературы обсуждалась эпоха конца XIX века, увлеченность человечества творением нового, сильного «сверхчеловека», мы увидели в романах Ж. Верна такую попытку создания идеала Человека. Проблема определилась, началась кропотливая работа с текстом.
На этом этапе на занятиях творческой группы (в это же время писала работу ученица 11 класса Корягина Людмила о «Природе любви в трилогии Толкиена «Властелин колец», присутствовали еще 3 уч-ся, любящих литературу,) обсудили методы анализа произведений, как фиксировать результаты наблюдений. У Яны страницы тетради были разбиты на графы, в которые она выписывала цитаты, свой комментарий к ним, номера страниц, издания, чтобы быстро ориентироваться в собранном материале. Во время индивидуальных консультаций накопленный материал был проанализирован, сформулированы самостоятельные выводы.
Только после этого начинается новый этап работы. Поиск книг не только по творчеству Ж. Верна, но и критических статей, монографий по изучаемой проблеме в библиотеках и Интернете. Вместе со мной как руководителем определяли, что следует прочитать, законспектировать, из каких работ сделать выписки. Яна составляла параллельные конспекты статей, предлагающих разные подходы к анализу одной и той же проблемы. На индивидуальных консультациях анализировалось прочитанное, делались выводы.
Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащемуся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Будущие студенты таким образом не только учатся быть самостоятельными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.
Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе надо оказать помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы – все это несомненные достоинства, которые будут учтены при оценке исследовательской работы.
Правильно построив свое выступление, Яна получила Похвальный отзыв за лучший доклад «Идеал человека в романах Ж. Верна» на Седьмых гимназических ученических межрегиональных чтениях, или «Конференции победителей», организованных Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга. Тезисы выступления опубликованы в «Материалах конкурса «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга», проводимом Комитетом по науке и высшей школе.
На следующий год Яна снова получила I место среди научно-исследовательских работ по литературе на конкурсе «Первые шаги в науку и технику». На этот раз это была работа «Трагический образ белого генерала Хлудова в пьесе М. Булгакова «Бег». Толчком к выбору произведения Яной послужила роль генерала Хлудова в исполнении Владислава Дворжецкого в фильме «Бег». Кстати, ко всем своим работам Яна сделала иллюстрации, которые находятся в приложении к ним.
Когда-то В. Жуковский подписал свой портрет: «Победителю ученику от побежденного учителя», вот и я на уроках в 11 классе по Булгакову, на которых просто блистала моя ученица Яна Мирошниченко, сказала, что о Булгакове Яна, по-моему, знает уже больше меня.
На итоговой торжественной Конференции победителей конкурса именно Яне Мирошниченко, ученице 11 «В» класса гимназии №446, было поручено выступить с представлением своей работы.
P.S. Получив 82 балла на ЕГЭ по литературе, Яна не воспользовалась этим результатом, а послушала родителей и будущее решила связать с точными науками. Она успешно учится на математическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена, по-прежнему много читает, пишет стихи, ведет активную творческую жизнь в университете и социальных сетях.
Один из известных американских ученых, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У. Глиссер убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Я уверена, что Яна обязательно будет успешным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Одарённый ребенок, какой он? Возможности использования компьютера в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....
педагогический проект "Школа олимпийского резерва как одна из форм работы с одаренными детьми"
по теме представлена презентация проекта...
Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.
Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективнос...
Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...
Проектная методика как одна из форм работы с одаренными детьми
Работа, посвященная использованию методу проектов при работе с одаренными детьми....
Создание газеты как одна из форм работы с одаренными детьми
Издание газеты – это форма работы, синтезирующаая обучение и творчество....
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...