Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
статья по литературе (10 класс) на тему

В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_odarennymi_detmi_dlya_sayta.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

              Ученическая исследовательская работа по литературе –

                     одна из форм работы с одаренными детьми.

     Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Ее основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей. Помню заповедь Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться». Увидеть первый солнечный лучик в душе ученика, дать возможность ему стать ярким светилом – задача не из легких. На мой взгляд, именно исследовательская работа по литературе в старшей школе помогает открыть многие грани таланта одаренного ученика, т.к. она позволяет ему включиться в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений.

            Очевидно, что характер решений исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития, его одаренности. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретация прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе,  уделяю самое пристальное внимание развитию этих качеств, памятуя о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя.

      В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления  его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т. п. Например: «Вечные истины в трилогии Дж. Р. Р.Толкиена «Властелин колец», «Композиционные особенности рассказа Ф. Достоевского «Сон смешного человека».
  2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. А также это может быть сопоставление текста произведения, написанного на иностранном языке, с его переводом (или переводами) на русский язык. Например: «Особенность переводов В. А. Жуковского баллад Ф. Шиллера и И. В. Гете».
  3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Поколение 60-х годов ХIХ века в жизни и литературе».
  4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «Друг муз, друг Родины он был» (В.В. Капнист в Петербурге).

      Приобретенный за годы опыт руководства исследовательской деятельностью позволил выработать  алгоритм ее написания .        

      Постараюсь показать действенность этого алгоритма на примере руководства исследовательской работой по литературе  моей ученицы Мирошниченко Яны, закончившей гимназию с серебряной медалью.  Яна два года подряд  была призером городского тура олимпиады по литературе (защита исследовательских работ), районного конкурса «Первые шаги в науку и технику» среди  научно-исследовательских работ в номинации «Литература» . Яна – неординарная девушка, сильная, увлекающаяся, она не только хорошо училась в гимназии, но и  закончила муз. школу, прекрасно рисует, занималась в танцевальной студии «Фиеста» и сольным пением,  писала стихи (не раз была призером районной олимпиады по литературе в творческой секции «поэзия»), т.е. была по- настоящему одаренным ребенком, который находился в поиске своего творческого «я».  Не привлечь такую девушку к написанию исследовательской работы по литературе было просто невозможно.( Хотя хочу отметить, что до 9 класса она не была очень яркой и заметной личностью на уроках литературы, все изменилось, когда началось наше тесное сотрудничество).

     Вообще разговор об исследовательских работах по литературе начинаю задолго до  срока их сдачи (где-то перед летними каникулами) сразу с несколькими учащимися, тонко чувствующими художественное произведение, увлеченных литературой.

          1. Беседую с ребятами об их читательских интересах, какие вопросы художественной литературы их волнуют, какие произведения для исследовательской работы они могли бы предложить. (Работа идет быстрее и легче, если она не навязана, а предложена самим учеником)

2. В свою очередь, предлагаю свой список авторов и художественных произведений, на который прошу обратить внимание. Зная, что организаторы конкурса, допустим, «Первые шаги в науку», проводимом НИИЭФА им. Ефремова, отдают предпочтение классическим произведениям зарубежной и русской литературы, прошу ребят обратить внимание на подобные произведения.(Распутин, Астафьев, Айтматов, Т.Толстая, Шмелев, Зайцев)

3. Обязательно рассматриваем требования и рекомендации по подготовке исследовательских работ для представления на конкурс, которые разработаны его организаторами.

4. Даю время на обдумывания своего выбора, затем одобряю или не рекомендую произведение, предложенное учащимся.

  1. Когда же приходим к единому мнению об объекте исследования, определяем проблему работы (на это уходит много времени), начинается практически еженедельная, а потом и ежедневная работа по редактированию.

Итак, о работе с Яной. В беседе с ней выяснилось, что, посмотрев однажды кинофильм «Таинственный остров» по роману Жюля Верна, влюбившись в актера Владислава Дворжецкого, исполнившего роль капитана Немо, Яна прочитала все! романы писателя (кинематограф, в данном случае, сыграл положительную роль).

Яна с удовольствием откликнулась на предложение написания научно-исследовательской работы и сказала, что напишет работу по романам Ж. Верна. Я не советовала, т.к. Ж. Верн – писатель-фантаст, считается детским писателем, монографий о его творчестве очень мало, в учебниках по зарубежной литературе 19 в. для вузов имя Жюля Верна вообще не упоминается,  и навряд ли эта работа принесет успех. Но Яна была настойчива, убеждала меня в далеко не детских проблемах, поднимаемых писателем в его творчестве. Так и случилось. Когда на уроках литературы обсуждалась эпоха конца XIX века, увлеченность человечества творением нового, сильного «сверхчеловека», мы увидели в романах Ж. Верна такую попытку создания идеала Человека. Проблема определилась, началась кропотливая работа с текстом. 

На этом этапе на занятиях творческой группы (в это же время писала работу ученица 11 класса Корягина Людмила о «Природе любви в трилогии Толкиена «Властелин колец», присутствовали еще 3 уч-ся, любящих литературу,) обсудили методы анализа произведений, как фиксировать результаты наблюдений. У Яны страницы тетради были разбиты на графы, в которые она выписывала цитаты, свой комментарий к ним, номера страниц, издания, чтобы быстро ориентироваться в собранном материале. Во время индивидуальных консультаций накопленный материал был проанализирован, сформулированы самостоятельные выводы.

Только после этого начинается новый этап работы. Поиск книг не только по творчеству Ж. Верна, но и критических статей, монографий по изучаемой проблеме в библиотеках и Интернете. Вместе со мной как руководителем определяли, что следует прочитать, законспектировать, из каких работ сделать выписки. Яна составляла параллельные конспекты статей, предлагающих разные подходы к анализу одной и той же проблемы. На индивидуальных консультациях анализировалось прочитанное, делались выводы.

 Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащемуся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Будущие студенты таким образом не только учатся быть самостоятельными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе надо оказать помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы – все это несомненные достоинства, которые будут учтены при оценке исследовательской работы.

Правильно построив свое выступление,  Яна получила Похвальный отзыв за лучший доклад «Идеал человека в романах Ж. Верна» на Седьмых гимназических ученических межрегиональных чтениях, или «Конференции победителей», организованных Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга. Тезисы выступления опубликованы в «Материалах конкурса «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга», проводимом Комитетом по науке и высшей школе.

На следующий год Яна снова получила I место среди научно-исследовательских работ по литературе на конкурсе «Первые шаги в науку и технику». На этот раз это была работа «Трагический образ белого генерала Хлудова в пьесе М. Булгакова «Бег». Толчком к выбору произведения Яной послужила роль генерала Хлудова в исполнении Владислава Дворжецкого в фильме «Бег». Кстати, ко всем своим работам Яна сделала иллюстрации, которые находятся в приложении к ним.

 Когда-то В. Жуковский подписал свой портрет: «Победителю ученику от побежденного учителя», вот и я на уроках в 11 классе по Булгакову, на которых просто блистала моя ученица Яна Мирошниченко, сказала, что о Булгакове Яна, по-моему, знает уже больше меня.

На итоговой торжественной Конференции победителей конкурса именно Яне Мирошниченко, ученице 11 «В» класса гимназии №446, было поручено выступить с представлением своей работы.

P.S. Получив 82 балла на ЕГЭ по литературе, Яна не воспользовалась этим результатом, а послушала родителей и будущее решила связать с точными науками. Она успешно учится на  математическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена, по-прежнему много читает, пишет стихи, ведет активную творческую жизнь в университете и социальных сетях.

Один из известных американских ученых, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У. Глиссер убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Я уверена, что Яна обязательно будет успешным  человеком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.

Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективнос...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

Проектная методика как одна из форм работы с одаренными детьми

Работа, посвященная использованию методу проектов при работе с одаренными детьми....

Создание газеты как одна из форм работы с одаренными детьми

Издание газеты – это форма работы, синтезирующаая обучение и творчество....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...