Доклад: "Эффективность индивидуальной работы с одаренными детьми. Результативность интернет-конкурсов и олимпиад".
статья по информатике и икт (7, 8, 9 класс)

Ковалева Зинаида Анатольевна

РМО учителей информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_effektivnost_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Доклад

на тему:

«Эффективность работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики. Результативность Интернет-конкурсов и олимпиад».

        Учитель информатики

МБОУ СОШ с. Карджин

Ковалева З.А.

март, 2024 г.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках информатики. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, и конкурентоспособного коммуникабельного. Перед учителем информатики встает вопрос создания системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие одаренности.

За многие годы мною накоплен значительный опыт работы с одаренными детьми. Я считаю, что поддержка талантливых и одарённых детей, прежде всего, заключается в деятельности, которая обеспечивает процесс развития способностей детей. К такой деятельности относится и подготовка к олимпиадам. Ни для кого не секрет, что по сравнению с другими предметами, подготовка детей к олимпиаде по информатике имеет ряд своих особенностей. А именно:

1. В школьной программе нет предмета и даже раздела: олимпиадная информатика, т.е. обучаемый должен иметь собственную сильную мотивацию.

2. Действует ограничение, что при решении задач можно использовать только один из языков программирования.

3. Большие затраты времени (длительность олимпиады).

4. Алгоритмы и формулы, задач, изучаются только в ВУЗах.

Одним из важнейших направлений деятельности нашей школы является выявление одаренных и способных детей (высокомотивированных учащихся) и организация индивидуальной работы с ними по поддержанию мотивации к усвоению дополнительного материала и развитию их познавательности.

Вместе с психологом и классным руководителем я выявляю одаренных детей и учащихся, имеющих высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Работа строится поэтапно.

I этап – диагностика (тестирование);

II этап – выбор методов и приёмов работы;

III этап – проектирование работы с учётом ценностных ориентаций и личностных качеств школьника;

IV – индивидуальная работа;

V – анализ и оценка результатов.

На протяжении многих лет в своей работе я уделяю большое внимание организации внеурочной деятельности, работаю над созданием благоприятных условий для развития творческих способностей и интересов учащихся. Для реализации внеурочной деятельности я организовала кружки. Все кружки имеют практическую направленность.

Главная цель заключается в создании благоприятной культурной среды для высокомотивированных детей, что способствует их эмоционально-личностному, социальному и коммуникативному развитию, решению их индивидуальных проблем, возникающих в этих сферах, а в конечном итоге – их социальной адаптации.

Подготовку к олимпиадам по информатике желательно  начинать с 7 класса, но чаще всего дети приходят с 9-го. Остаются только те, кто получает удовольствие от умственного труда и любит сам процесс решения задачи.

Подготовка ведется с группой наиболее увлечённых  и заинтересованных школьников. Теоретические занятия сочетаются с практическими занятиями, требующими умения решать олимпиадные задачи по рассматриваемой тематике.

Всю подготовку к олимпиаде можно разделить на несколько этапов:

1 шаг. Подготовительный. Занятия проводятся в игровой форме.

Постепенно вводится набор команд, позволяющий привлекать к решению задач вычислительные средства. При этом достаточно описания алгоритма на любом языке программирования (даже русском). Обязательно более подробное ознакомление с клавиатурой.

2 шаг. Начало программирования.

В ходе проведения следующих занятий вводятся различные приемы решения задач, с использованием стандартных алгоритмов реализованные на языке программирования. Вводится понятие отладка программы. Желательно рассмотреть несколько путей решения, чтобы в итоге научить учащихся элементам оптимального поиска.

(Разработка и отладка программы — творческий процесс, который требует знания многих тонкостей программирования. Оценка каждой программы проводится следующим образом:

• проверка работоспособности программы на тестах, охватывающих все вырожденные и критические случаи;

• проверка умения ученика найти программистскую ошибку при помощи отладчика;

• от ученика требуется умение найти ошибку, при наличии ее в алгоритме;

• большое внимание уделяется оформлению текста программы: в программе должны быть необходимые комментарии для пояснения решения и краткое условие задачи, все используемые идентификаторы должны быть мнемоничны, текст программы должен быть структурирован)

3 шаг. «Обучающая рефлексия». Учащийся обучает решению задач других.

Обычно это происходит при разборе задач. Это помогает учащемуся определить признаки оптимальности (краткость, понятность), научиться четко, прослеживать и объяснять работу программы.

4 шаг. Вытекает из второго и третьего с последующим усложнением задач и инструментов их решения. На этом этапе особенно важно подключить преподавателей ВУЗа или самим искать более сложные задания, которые способствуют развитию логического, образного мышления, развивают комбинаторные способности.

5 шаг. «Созидательная рефлексия».

Составление учеником задач с авторским решением, с тестами, входными и выходными требованиями.

Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребёнка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознаёт, но не знает как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребёнку не создавать проблем или уметь их решать.

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (Метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, размышления, метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к происходящему);

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей, используемые в работе со школьниками:

  • метод «задачной формы организации учебно-воспитательного процесса;
  • метод «деловой игры».
  • метод мозгового штурмаметод сократовской беседы, метод синектики,
  • метод развития интуиции, метод психотренинга и т.д.

3. Методы поддержки развития организаторских способностей:

  • Метод игры;
  • Метод упражнения.
  • Метод «творческого выполнения задач».

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

  • Метод коммуникативного тренинга (ролевые игры);
  • Метод творческого поиска.

В своей работе я применяю комплекс педагогических технологий:  информационно – коммуникационные  технологии,  личностно-ориентированного, разноуровневого, дифференцированного, группового и индивидуального обучения, направленного на создание условий для самореализации личности ученика.

При подготовке к олимпиаде в ходе решения задач выявляем несколько способов получения результата, отрабатываем навыки поиска верного решения и навыки разработки программ. Некоторые задания ученики получают дистанционно посредством общения через электронную почту, Дневник.ру, WhatsApp.

Для активизации познавательной деятельности учащихся я использую возможности глобальной сети Интернет.

В сети Internet в настоящее время действуют несколько проектов по подготовке к личным и командным олимпиадам по информатике.

Возможность немедленного тестирования позволяет ученикам самостоятельно тренироваться на занятиях в школе и дома.

Открытость и доступность интернет активизировала работу по формированию электронных ресурсов для информационно-методической поддержки работы с талантливыми и одарёнными детьми.

За короткое время возникли Интернет-ресурсы для теоретической подготовки в области информатики, Интернет-ресурсы с коллекциями олимпиадных задач, Интернет-ресурсы с коллекциями олимпиадных задач и возможностью их тестирования в реальном масштабе времени, сайты интернет-олимпиад по информатике и программированию.

В настоящее время коммуникативные и сетевые модели работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам продолжают развиваться. Это касается и дистанционных форм обучения (дистанционные школы наставников, дистанционные центры дополнительного обучения одаренных детей), и создания интернет-среды, содержащей банк олимпиадных задач и автоматизированную систему их проверки в режиме реального времени, и других олимпиадных сервисов.

Особое место в моей работе для поддержки талантливых и одарённых детей занимает материально – техническая база, без которой невозможно создать благоприятные условия для развития творческих способностей и интересов учащихся. Из года в год увеличивается оснащение учебного процесса современными компьютерными программами и техническим оборудованием.

В своей работе я применяю набор полезных ссылок: http://www.lbz.ru/books/234. Раздел библиотеки олимпиадной информатики — начинающим — позволит вам не только начать работу с ребятами различного возраста, но и проводить с ними тренировочные туры в среде задач «Виртуальная лаборатория по информатике» — www.school-collection.edu.ru раздел Информатика и ИКТ.

Значимым для учителя-практика свойством его методики является результативность. Наши учащиеся принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах по информатике на сайтах: https://foxford.ru, https://uchi.ru/, https://siriusolymp.ru/. Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через систему дополнительного образования центра «Точка роста». Нет способа вложить в голову ученика готовые знания кроме как упорным кропотливым трудом. Учение без принуждения основано на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе к будущей профессиональной ориентации ученика.

Моя роль как учителя,  прежде всего, выражается в направлении работы ученика, подборе литературы для самостоятельного изучения, чтобы его знания, приобретаемые в процессе работы, имели систематичный характер, могли последовательно и логично наращиваться.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Одаренность—конечно, дар, Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь, Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум, Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут, Чаще всего, ещё трудный ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"

В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...

Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам

Статья о подготовке к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе содержит подходы, условия, основные формы работы и виды деятельности, методические приемы, рекомендации участникам олимпиады....

Презентация "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми"

В презентации "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми" представлен опыт работы в студии декоративно-прикладного т...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

Индивидуальная работа с одаренными детьми

Каждый ребенок талантлив. Добъётся ли он успеха будет зависеть от того будет ли выявлен этот талант. Как рассмотреть и развить способности ученика?...