Открытый урок на тему:"Спирты"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Конспект урока по химии на тему « СПИРТЫ»
Цели и задачи урока:
· Обучающие:
1. Добиться усвоения учащимися данной темы;
2. Закрепить понятие о спиртах: одноатомных, предельных;
3. Закрепить понятие функциональной группы – гидроксильной;
4. Закрепить понятия номенклатуры и изомерии предельных одноатомных спиртов;
5. Познакомить учащихся с химическими свойствами спиртов;
· Развивающие:
6. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о свойствах одноатомных спиртов;
7. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности;
8. Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся.
9. Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, переносить имеющиеся знания на новое вещество.
· Воспитательные:
10. Воспитывать аккуратность,
11. Внимательность при выполнении лабораторной работы,
12. Соблюдая правила техники безопасности,
13. Бережное отношение к своему здоровью.
14. Пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока: комплексный урок
План урока:
1. Организационный момент (1 минуты).
2. Контроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Фронтальный опрос (3 минуты)
3. Мотивация и целеполагание (1 минута).
4. Актуализация знаний (1 минута).
5. Изучение нового материала (18 минут).
6. Проведение демонстрационных опытов (параллельно с изучением нового материала).
7. Проведение лабораторного опыта учащимися (параллельно с изучением нового материала).
8. Презентация на тему «Влияние спиртов на организм человека» (6 минут).
9. Задание на дом, инструкции по выполнению домашнего задания (3 минуты).
10. Подведение итогов урока (3 минуты).
Ход урока:
1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся, доведение дежурным о начале урока, о количестве присутствующих и отсутствующих, по каким причинам).
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на моем уроке. Нам предстоит сегодня узнать много интересного и важного.
· 2. Контроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Что такое углеводороды?
· Какие классы углеводородов вы изучили?
· Чем они отличаются друг от друга?
· Какие вещества называются гомологами?
· Какие вещества называются изомерами?
3. Мотивация и целеполагание.
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты, полученные при помощи химических реакций, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Остановимся! Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да - жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто делать уколы, где в качестве антисептика мы выбираем этиловый спирт. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, влиянием на организм человека.
4. Актуализация знаний.
Изучение любого класса органических веществ подразумевает знакомство не только с номенклатурой, строением и изомерией представителей данного класса соединений (материал прошлого урока), но и подробное рассмотрение свойств, способов получения и областей применения. Мы это сделаем на примерах отдельных представителей одноатомных предельных спиртов (материал этого и последующих уроков).
Запись темы урока на доске и в тетрадях учеников:
Реши задачу:
Определите молекулярную формулу соединения содержащего
Углерода-52,2%
Водорода-13%
Кислорода-34,8%
Проверьте себя
-С2Н6О
Составьте структурную формулу вещества состава-С2Н6О
Напоминание: валентность углерода 4
Валентность водорода 1
Валентность кислорода 2
Определение:Спиртами называют производные углеводородов, в которых один или несколько атомов водорода замещены на гидроксил
Общая формула R-OH
Простейший спирт называется метиловый, соответственно в метане один водород замещен гидроксильной группой.
Известный всем винный спирт, часто называют этиловым, как происходящий от углеводорода этана. Названия этиловый спирт, метиловый спирт применяют широко, но они не соответствуют строго номенклатуре ИЮПАК(ИЮПА́К — это система наименований химических соединений и описания науки химии в целом. Международный союз теоретической и прикладной химии — ИЮПАК (IUPAC).)
По этой номенклатуре спирты надо называть исходя из соответствующего углеводорода к которому добавляется окончание -ол
Название спирта =название углеводорода + -ол
СН 3ОН- метанол
С 2Н5ОН - этанол
Если в состав спирта входит уже три атома углерода, то тогда гидроксильная группа может занимать два разных положения, например она может быть у первого или второго углеродного атома, в подобных случаях после суффикса ол необходимо указывать номер атома углерода при котором располагается гидроксильная группа,
СН3 – СН2 - СН2 –ОН - пропанол-1
СН3 –СН–ОН -пропанол-2
СН3
при составлении названия спиртов по номенклатуре июпак главную цепь выбирают так чтобы она обязательна включала тот углерод при котором расположена гидроксильная группа при этом главная цепь нумеруется таким образом, чтобы группы гидроксилов получали наименьшие номера. Попробуем назвать вещество формула которого изображена на рисунке,
самая длинная цепь в этой молекуле состоит из шести атомов углерода однако она не включает в себя гидроксильную группу, поэтому мы выбираем в качестве главной ту цепь которая состоит из пяти атомов углерода, нумерацию ведем так чтобы гидроксил получил наименьший номер.
Название соединения
Спирты которые содержат только один гидроксил называют одноатомными.
Которые содержат несколько гидроксильных называю многоатомными спиртами.
Количество гидроксильных групп в молекуле многоатомного спирта отображается приставками ди- три- тетра-, перед суффиксом-ол.
Например по номенклатуре юпак глицерин называется пропантриол-1,2,3 (глицерин)
Спирты имеют характерный запах, всем знаком запах винного или этилового спирта, существует большая опасность в том, что аналогичный запах имеет метиловый спирт,который является смертельным ядом. И еще мало кто знает,что так называемы кошачий запах связан с тем что в этот запах основным компонетом входит изопропиловый спирт.
«Химические свойства спиртов»
Все органические вещества горят и спирты не являются исключением, при горении спирта как и других органических веществ идут с образованием углекислого газа и воды.
Наш организм получает энергию тоже за счет реакции горения,но внутри нас ничего ни горит,все реакции окисления идут постепенно благодаря участию в них специальных органических катализаторов имеющих белковую природу-ферменты.
Можно провести полное окисление этилового спирта не только до этаналя,но и до уксусной кислоты в лабораторных условиях.
5,6,7. Изучение нового материала
Содержание материала | Демонстрационный или лабораторный опыт | Действия учащихся |
1. Горение спиртов: C2H5OH + 3O2 → 2CO2 + 3H2O 2. Взаимодействие со щелочными металлами: 2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2↑ Продукты: этилат натрия, водород 3. Взаимодействие с галогеноводородными кислотами: C2H5OH + HCl → C2H5Cl + H2O (катализатор реакции концентрированная серная кислота) Продукты: хлорэтан, вода 4. Окисление спиртов: C2H5OH + CuO → CH3COH + Cu + + H2O (реакция идет при нагревании) Продукты: уксусный альдегид (этаналь, ацетальдегид), медь, вода
5. Дегидратация спиртов (внутримолекулярная) Условия: H2SO4конц., tº>170ºС C2H5OH → C2H4 + H2O Продукты: этилен, вода
| Д: Горение спиртовки
Д: Растворение натрия в этиловом спирте
Лабораторный опыт проводится учащимися (краткий инструктаж по технике безопасности): Окисление этилового спирта
Напоминание о ранее выполненной практической работе: «Получение этилена»
| Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь. Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь.
Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь.
Проведение опыта согласно карте-инструкции. Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь.
Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь.
|
8. Презентация на тему «Влияние спиртов на организм человек
подготовленная учениками.
9. Домашнее задание: § 19 стр. 68-71
Работа по рядам (группам).
Осуществить превращения:
- 1-ый ряд осуществляет переходы с 1 по 3
- 2-ой ряд (с 4-6)
- 3-ий ряд (с 7-9)
10. Подведение итогов урока.
Урок закончен. До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему:" Влияние алкоголя на человеческий организм" | 921.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статистика смертности Смертность среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США и на 12 лет меньше, чем в Европе. Алкогольная смертность в Сибири составляет 22 % от общего уровня. В Центральном федеральном округе -12%. Всего алкоголиков 7 миллионов.
Вызывает болезни желудочно-кишечного тракта Расширение желудка Разрушает слизистые желудка и кишечника Разрушает почечный и печеночный эпителий
Метаболит спирта Повреждение печени Цирроз печени Мутации и уродства эмбрионов
Алкогольная интоксикация Любая доза алкоголя причиняет вред человеческому организму. В действии этанола на организм выделяют две фазы: резорбции (всасывания) и элиминации (выведения). Фаза выделения алкоголя наступает после всасывания 90–98% принятого алкоголя. От 2 до 10% всосавшегося этанола выделяется в неизменном виде с мочой, выдыхаемым воздухом, потом, слюной и калом в течение 7–12 часов. Оставшийся спирт окисляется до углекислого газа и воды внутри организма, т. е. не выводится.
Сердечно- сосудистая система От 2 до 10% выводится в неизменном виде. Остальное окисляется внутри организма — на 90–98% в печени, на 2–10% в других тканях и органах. По мере окисления концентрация алкоголя в организме уменьшается. При этом некоторые органы и системы могут «удерживать» молекулы алкоголя дольше, чем кровь — например, мозг, половая система. Чем дольше он там находится, тем сильнее пагубные разрушительные последствия.
Мозг и нервная система
Так как этиловый спирт хорошо растворим в воде, его поступление в органы и ткани тем выше, чем лучше их обеспечение кровью. В частности, из-за богатого кровоснабжения мозга насыщение этанолом мозговой ткани идёт быстрее, и концентрация в ней оказывается выше, чем в других органах. После каждой так называемой «умеренной» выпивки у человека в голове появляется новое кладбище погибших нервных клеток.
МАЛЕНЬКИЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ от стакана ВОДКИ Смертельная доза для взрослого 6-8 г спирта на 1 кг массы АЛКОГОЛЬ – СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВРАГ
При приёме дозы, равной 7,8 г алкоголя на килограмм массы тела, что приблизительно равно 1-1,25 л водки для взрослого человека, наступает смерть. Для детей смертельная доза в 4-5 раз меньше, из расчёта на килограмм веса. Не следует забывать, что алкоголь обладает наркотическими свойствами: к нему очень быстро привыкают, и возникает потребность в повторных самоотравлениях, тем больше, чем чаще и в больших дозах принимаются спиртные «напитки». По мере дальнейшего потребления для получения того же наркотического эффекта с каждым разом требуется все большая доза.
Желудок, поджелудочная железа При попадании алкоголя в организм первыми страдают пищевод и желудок. И чем крепче алкогольные изделия, тем тяжелее повреждения. Алкоголь подавляет выделение пищеварительных ферментов поджелудочной железы, что препятствует расщеплению питательных веществ на молекулы, пригодные для питания клеток организма. Повреждая клетки внутренней поверхности желудка и поджелудочной железы, алкоголь (особенно при употреблении крепких алкогольных изделий) угнетает процесс всасывания питательных веществ, а перенос некоторых из них в кровь делает вообще невозможным.
Печень В печени происходит окисление 90–98% этанола до ацетальдегида — очень опасного и токсичного вещества. Затем ацетальдегид окисляется до уксусной кислоты, которая далее расщепляется до воды и углекислого газа. В других органах и системах также возможно «переваривание» алкоголя, но в значительно меньших количествах, чем в печени. Проходя через печёночный барьер, продукты распада этилового спирта отрицательно влияют на печёночные клетки, которые под влиянием их разрушительного действия погибают . На их месте образуется соединительная ткань, или попросту рубец, не выполняющий печёночной функции. Уменьшается способность печени сохранять витамин А, наблюдаются другие нарушения обмена веществ. Печень постепенно уменьшается в размерах,
При употреблении этилового спирта более 20-40 граммов в печени образуется уксусный альдегид – основной метаболит спирта, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя УКСУСНАЯ КИСЛОТА АЦЕТАЛЬДЕГИД ЭТАНОЛ
Смертельный исход Как всякий яд, алкоголь, принятый в определённой дозе, приводит к смертельному исходу. Путём многочисленных экспериментов установлено наименьшее количество яда из расчёта на килограмм массы тела, необходимое для отравления и гибели животного. Это так называемый токсический эквивалент. Из наблюдений над отравлением людей этиловым алкоголем выведен токсический эквивалент и для человека. Он равен 7-8 г. То есть для человека весом 64 кг смертельная доза будет равна 500 г чистого алкоголя. Если сделать подсчёт для водки (40°), то окажется, что смертельная доза равняется 1200 г. Быстрота введения оказывает существенное влияние на ход отравления. Медленное введение несколько уменьшает опасность. При поступлении в организм смертельной дозы температура тела снижается на 3-4 градуса. Смерть наступает через 12-40 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку по теме: "Спирты" 10 класс
Презентация, иллюстрирующая свойства спиртов...
Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»
Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...
Открытый урок по теме "Спирты. 9класс"
p { margin-bottom: 0.21cm; } p { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект комбинированного урока с применением технологии проектного обучения по теме "Спирты" в 9 классе. Учебная цель урока:добиться ...
Урок на тему "Спирты"
1. Тема урока: « химические свойства предельных одноатомных спиртов» Данный урок является продолжением изучения темы: «Предельные одноатомны...
Урок по теме "Спирты"
Химия 9-ый класс. Раздел "Органическая химия". К учебнику Н.Е.Кузнецова, Титова, Гара, издательский центр "Вентана-Граф"....
Открытый урок по теме "Спирты"
Данный урок является первым при изучении класса органических соединений "Спирты". На уроке используются элементы интерактивных технологий, а также проблемно-поисковые и информационно -коммуникац...
Урок на тему "Спирты"
Урок "Спирты" первый в теме "Кислородсодержащие органические вещества"...