Урок на тему "Спирты"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
1. Тема урока: « химические свойства предельных одноатомных спиртов»
Данный урок является продолжением изучения темы: «Предельные одноатомные спирты», которая в свою очередь изучается в курсе органической химии в разделе «Кислородсодержащие соединения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_himii_na_temu.docx | 24.38 КБ |
vliyanie_spirtov_na_organizm_cheloveka2.ppt | 657 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии на тему « Химические свойства предельных одноатомных спиртов»
Цели и задачи урока:
- Обучающие:
- Добиться усвоения учащимися данной темы;
- Закрепить понятие о спиртах: одноатомных, предельных;
- Закрепить понятие функциональной группы – гидроксильной;
- Закрепить понятия номенклатуры и изомерии предельных одноатомных спиртов;
- Познакомить учащихся с химическими свойствами спиртов;
- Развивающие:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о свойствах одноатомных спиртов;
- Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности;
- Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, переносить имеющиеся знания на новое вещество.
- Воспитательные:
10. Пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока: комплексный урок
План урока:
- Организационный момент (1 минуты).
- Контроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Вид контроля: самостоятельная работа учащихся над тестовыми заданиями (7 минут).
- Мотивация и целеполагание (1 минута).
- Актуализация знаний (1 минута).
- Изучение нового материала (18 минут).
- Проведение демонстрационных опытов (параллельно с изучением нового материала).
- Проведение лабораторного опыта учащимися (параллельно с изучением нового материала).
- Презентация на тему «Влияние спиртов на организм человека» (6 минут).
- Задание на дом, инструкции по выполнению домашнего задания (3 минуты).
- Подведение итогов урока (3 минуты).
Ход урока:
1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся, доведение дежурным о начале урока, о количестве присутствующих и отсутствующих, по каким причинам).
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на моем уроке. Нам предстоит сегодня узнать много интересного и важного.
2. Контроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Вид контроля: самостоятельная работа учащихся над тестовыми заданиями.
3. Мотивация и целеполагание.
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты, полученные при помощи химических реакций, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Остановимся! Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да - жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто делать уколы, где в качестве антисептика мы выбираем этиловый спирт. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, влиянием на организм человека.
4. Актуализация знаний.
Изучение любого класса органических веществ подразумевает знакомство не только с номенклатурой, строением и изомерией представителей данного класса соединений (материал прошлого урока), но и подробное рассмотрение свойств, способов получения и областей применения. Мы это сделаем на примерах отдельных представителей одноатомных предельных спиртов (материал этого и последующих уроков).
Запись темы урока на доске и в тетрадях учеников:
«Химические свойства спиртов»
5,6,7. Изучение нового материала
Содержание материала | Демонстрационный или лабораторный опыт | Действия учащихся |
C2H5OH + 3O2 → 2CO2 + 3H2O
2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2↑ Продукты: этилат натрия, водород
C2H5OH + HCl → C2H5Cl + H2O (катализатор реакции концентрированная серная кислота) Продукты: хлорэтан, вода
C2H5OH + CuO → CH3COH + Cu + + H2O (реакция идет при нагревании) Продукты: уксусный альдегид (этаналь, ацетальдегид), медь, вода
Условия: H2SO4конц., tº>170ºС C2H5OH → C2H4 + H2O Продукты: этилен, вода | Д: Горение спиртовки Д: Растворение натрия в этиловом спирте Лабораторный опыт проводится учащимися (краткий инструктаж по технике безопасности): Окисление этилового спирта Напоминание о ранее выполненной практической работе: «Получение этилена» | Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь. Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь. Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь. Проведение опыта согласно карте-инструкции. Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь. Запись уравнения реакции и названий продуктов в рабочую тетрадь. |
8. Презентация на тему «Влияние спиртов на организм человека»
Слова учителя:
1 слайд. На основании этой презентации мы попытаемся с вами охарактеризовать влияние спиртов на организм человека и сформировать свое отношение к алкоголю и его влиянию на жизнь человека.
2 слайд. Как часто нам приходится слышать о неприятностях, несчастных случаях и трагедиях разыгравшихся по причине злоупотребления алкоголем? Я, думаю, на этот вопрос многие ответят: « Очень часто!». В большинстве случаев виной всех происшествий являются всего два вещества: метанол (метиловый спирт) и этанол (этиловый спирт).
3 слайд. C2H5OH - этиловый или винный спирт– является основным компонентом всех алкогольных напитков и относится к веществам, которые могут вызывать привыкание и болезненное пристрастие – алкоголизм.
4 слайд. CH3OH - метиловый спирт. По своему физиологическому действию метанол – нервно-сосудистый яд. Попадание в организм 5–10 мл метанола уже вызывает отравление, которое может привести к потере зрения, а доза метанола в 50 мл является смертельной.
5 слайд. Потребление алкоголя (в расчете на одного человека в год) в разных странах.
Страна Количество алкоголя
на человека, л
Россия 15
Франция 14
Бельгия 11
Италия 9
Англия 7
США 6
Канада 5
6 слайд. Срок жизни укорачивается на 10-15 лет.
Несчастные случаи в 35 раз чаще:
- 50% ДТП;
- 65% тонущих в воде;
- 83% пожаров.
Ежегодно погибает 6 млн. человек.
С пьянством связано:
- 50% преступлений;
- 75 % детской преступности;
- 45% детской беспризорности;
- 96% убийств.
7 слайд.
- Поражение центральной нервной системы: ухудшение памяти, замедление реакции
- Сердце (алкоголь понижает кровеносное давление, и сердце пытается компенсировать эту недостачу, в результате чего разрушаются сердечные мышцы. Длительное употребление спиртного может породить множество сердечнососудистых заболеваний и привести к сердечному удару).
- Печень (Печень очень уязвима к алкоголю, потому что именно в этом органе происходит метаболизм алкоголя и других токсических веществ. Все вредные вещества в печени разлагаются на менее опасные и выводятся из организма. Длительное употребление алкоголя может привести к алкогольному гепатиту или воспаление печени. У человека проявляются следующие симптомы: тошнота, рвота, жар, потеря аппетита, боли в животе и желтуха (пожелтение кожи). У некоторых даже развивается цирроз печени. При таком заболевании здоровые ткани печени заменяются на рубцовые ткани, и нарушается работа печени).
- Желудок (алкоголь раздражает оболочку желудка и кишки, вызывая тошноту, рвоту и в конечном итоге язву. Поджелудочная железа: поджелудочная железа выделяет гормоны инсулина и глюкагона, отвечающие за метаболизм и обеспечивающие организм энергией. В результате долго употребления алкоголя может развиться воспаление поджелудочной железы (панкреатит).
- Рак. Ученые обнаружили, что длительное употребление алкоголя может вызвать рак гортани, глотки и пищевода. Особенно сильное воздействие алкоголь оказывает на людей старше 65 лет, поскольку с возрастом замедляется метаболизм веществ. Также плохо перерабатывается алкоголь у женщин, поскольку они, как правило, меньше и легче мужчин. Алкоголь может быть смертельно опасным, если его принимать вместе с медицинскими препаратами, например, обезболивающими, транквилизаторами или антигистаминами.
8 слайд. Как всякий яд, алкоголь, принятый в определённой дозе, приводит к смертельному исходу. Путем многочисленных экспериментов установлено наименьшее количество яда из расчета на килограмм веса тела, которое необходимо для отравления и гибели животного. Это так называемый токсический эквивалент. Из наблюдений над отравлением людей этиловым алкоголем выведен токсический эквивалент и для человека. Он равен 7-8 г. Для человека в 64 кг смертельная доза будет равна 500 г чистого алкоголя.
Быстрота введения оказывает существенное влияние на ход отравления. Медленное введение уменьшает опасность. При поступлении в организм смертельной дозы температура тела снижается на 3-4 градуса. Смерть наступает через 12-40 часов. Если сделать подсчёт для водки 40°, то окажется, что смертельная доза равняется 1200 г.
9 слайд. Если вы всё учли, всё уяснили,
то сделайте ещё одно усилие и решитесь не прикасаться к рюмке.
Помните: здоровье, радость жизни в ваших руках.
- Домашнее задание: § 9 стр. 68-71
стр. 74 №8, №13(а), №14
- Подведение итогов урока.
- Проверили знания номенклатуры и изомерии одноатомных предельных спиртов;
- Изучили химические свойства предельных одноатомных спиртов, на примере реакций: с щелочными металлами, горения, с галогеноводородными кислотами, дегидратации.
- Охарактеризовали влияние алкоголя на организм человека, попытались сформировать отношение к спиртному и его влиянию на здоровье и жизнь человека.
- Отрабатывали умения и навыки необходимые при работе с лабораторным оборудованием, нагреванием.
- Отрабатывали умения составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты, называть органические вещества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым» Гёте
Этанол C 2 H 5 OH - этиловый или винный спирт– является основным компонентом всех алкогольных напитков и относится к веществам, которые могут вызывать привыкание и болезненное пристрастие – алкоголизм.
Метанол CH 3 OH - метиловый спирт. По своему физиологическому действию метанол – нервно-сосудистый яд. Попадание в организм 5–10 мл метанола уже вызывает отравление, которое может привести к потере зрения , а доза метанола в 50 мл является смертельной.
Статистические данные Потребление алкоголя (в расчете на одного человека в год) в разных странах. Страна Количество алкоголя на человека, л Франция 14 Бельгия 11 Россия 15 Италия 9 Англия 7 США 6 Канада 5
Статистические данные Срок жизни укорачивается на 10-15 лет. Несчастные случаи в 35 раз чаще: 50% ДТП; 65% тонущих в воде; 83% пожаров. Ежегодно погибает 6 млн. человек. С пьянством связано: 50% преступлений; 75 % детской преступности; 45% детской беспризорности; 96% убийств.
АЛКОГОЛЬ – ЯД! Поражение центральной нервной системы Сердце Печень Желудок Рак К чему приводит алкоголь?
Вредное воздействие на организм человека
Если вы всё учли, всё уяснили, то сделайте ещё одно усилие и решитесь не прикасаться к рюмке. Помните: здоровье, радость жизни в ваших руках. Алкоголю скажем «НЕТ»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...