Урок на тему "Спирты"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Райчук Татьяна Ивановна

Урок "Спирты" первый в теме "Кислородсодержащие органические вещества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spirty.doc63.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_spirty.ppt456.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 10 классе по теме:

«Спирты»  (Слайд №1)

Цели урока: (Слайд № 2)

Образовательные цели: продолжить формирование знаний о классах органических соединений, понятиях «гомолог», «изомер»; ознакомить с предельными одноатомными спиртами: химическим строением, гомологией, изомерией, физическими свойствами; продолжить формирование умений составлять структурные формулы гомологов и изомеров.

Воспитательные цели: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, формировать способность отстаивать свою точку зрения, умение адекватно давать самооценку.

Развивающие цели: способствовать дальнейшему формированию умений анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать, ставить проблемы и находить пути их решения.

Оборудование: мультимедийный комплект; презентация, созданная с помощью Power Point; программа «Виртуальная химическая лаборатория»; ареометр; пробирки; реактивы: этанол, этиленгликоль, глицерин.

 

Ход урока

  1. Химическая разминка. ( Проверка знаний химических терминов)

  1. Общие сведения о кислородсодержащих органических веществах.

Мы изучили большую группу органических соединений, состоящих только из двух химических элементов – углерода и водорода. Вы уже знаете, что в состав органических веществ могут входить и другие химические элементы, например, кислород. Вещества, содержащие в своем составе помимо углерода и водорода еще и кислород, называются кислородсодержащими органическими соединениями. В состав этих соединений входят кислородсодержащие функциональные группы. Вспомним некоторые из них. (Слайд №3)

ОН –

Как называется эта функциональная группа? (гидроксильная).

Вещества какого класса веществ имеют такую группу?(спирты, фенолы)

:С = О

Как называется эта функциональная группа? (карбонильная).

Вещества какого класса  имеют такую группу? (альдегиды, кетоны)

- СООН

Как называется эта функциональная группа? (карбоксильная).

Вещества какого класса веществ имеют такую группу? (карбоновые кислоты)

  1. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов.

Изучение кислородсодержащих веществ начинаем с класса спиртов. Кто сможет сформулировать определение  спиртов? (Спирты – производные углеводородов, содержащих одну или несколько гидроксильных групп). Запишите определение в словарь.

В номенклатуре спиртов используется родовой суффикс – ОЛ (Слайд №4)  К названию углеводорода добавляют количество гидроксогрупп (префикс), затем –суффикс  ОЛ, затем указываются номера атомов углерода, с которыми соединены функциональные группы.

Рассмотрим некоторые типы классификации спиртов.

  1. По числу гидроксильных групп спирты бывают одноатомные и многоатомные (двухатомные, трехатомные и т. д.) (Слайд № 5)

Одноатомные

(олы)

Многоатомные ( полиолы)

Двухатомные

(диолы)

Трехатомные

(триолы)


СН3 -  СН2 –  ОН

этанол


СН2 – СН2

                |           |

                ОН      ОН

Этандиол (этиленгликоль)


СН2 – СН – СН2

           |           |         |

           ОН      ОН    ОН

Пропантриол (глицерин)

  1. По характеру углеводородного радикала спирты бывают предельные, непредельные, ароматические. (Слайд № 6)

Предельные

Непредельные ( УВ радикал содержит кратные связи)

Ароматические


СН3 – СН2 – СН2 – ОН

Пропанол - 1


СН2 = СН – СН2 – ОН

Пропен – 2  - ол - 1


С6Н5 – СН2 – ОН

Фенилметанол

3. По характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа, спирты бываю первичные, вторичные, третичные. (Слайд № 7)

Первичные

Вторичные

 Третичные


СН3 – СН2 – СН2 – ОН

Пропанол - 1


СН3 – СН – СН3

                       |

                       ОН

Пропанол - 2

СН3

                      |

          СН3 – С – СН3 

                      |

                      ОН

2 – метилпропанол - 2

Бывают ли четвертичные спирты? (Существование четвертичных спиртов невозможно, так как четвертичный атом углерода должен быть связан с 4-мя другими атомами углерода и на гидроксильную группу не остается свободных связей)

(Слайд № 8).  СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН

Задание: классифицировать данный спирт по всем типам классификации, назвать  вещество. ( пентанол – 1 , предельный, одноатомный, первичный спирт)

  1. Характеристика предельных одноатомных спиртов

Сегодня мы более подробно рассмотрим одноатомные предельные спирты. Как можно изобразить общую формулу одноатомных предельных спиртов?  СnH2n + 1OH  или R – OH

(Слайд № 9)

Слайд № 10. Задание 1: Написать формулу предельного одноатомного первичного спирта, содержащего 6 атомов углерода.( один ученик выполняет задание на доске)

Задание 2. Написать формулу гомолога гексанола (тот же ученик выполняет задание). Параллельно другой ученик на компьютере с помощью «Виртуальной химической лаборатории» строит модель молекулы гексанола.

Какие виды изомерии возможны у предельных одноатомных спиртов? (Для предельных одноатомных спиртов характерны следующие виды изомерии: углеродного скелета, положения функциональной группы, межклассовая изомерия).

Задание: написать формулы изомеров первых двух видов, назвать вещества. (Два ученика пишут на доске по одному примеру изомеров каждого вида, один ученик на компьютере строит модель  одного любого на выбор  изомера гексанола)

Вещества какого класса  являются межклассовыми изомерами предельных одноатомных спиртов? (простые эфиры)

Задание: Написать формулу межклассового изомера гексанола, назвать вещество. (1 ученик)

Построить модель молекулы, являющейся межклассовым изомером гексанола, назвать вещество.

Остальные учащиеся выполняют те же задания, но примеры по возможности не должны совпадать с примерами, написанными на классной доске.

  1. Физические свойства спиртов.

Предельные одноатомные спирты, имеющие до 11 атомов углерода, являются жидкостями, спирты с числом атомов углерода 12 и более являются твердыми веществами. Возникает вопрос, почему уже первые члены гомологического ряда являются жидкостями, а углеводороды , иногда более тяжелые, являются газообразными, например, пропан – газ, метанол – жидкость.( на классной доске записываем формулы пропана и метанола). Это можно объяснить наличием в молекулах спиртов водородных связей.

Вспомните определение водородной связи? ( Водородная связь это связь между частично положительными атомами водорода и сильноэлектроотрицательными атомами других элементов). Такие атомы есть в молекулах спиртов. (Слайд № 11)

Лабораторная работа: сравнение растворимости спиртов .

Задание 1: сравнить растворимость спиртов с разной молекулярной массой.( этанол и пентанол) Сделайте вывод.( с повышением молекулярной массы растворимость понижается).

Задание 2: сравнить плотность спиртов с разным количеством гидроксогрупп.( этанол и глицерин), сначала сравнить визуально, затем с помощью ареометра. Вывод: плотность веществ увеличивается с увеличением количества гидроксогрупп, так как увеличивается притяжение между молекулами (образуется больше водородных связей).

Водородные связи способствуют хорошей растворимости веществ, повышению температуры плавления и кипения веществ вследствие объединения нескольких молекул. ( Слайд № 12)


Этан

СН3 – СН3


Этанол

СН3 – СН2 - ОН


Этандиол

ОН – СН2 – СН2 – ОН


Ткип. = - 890 С


Ткип. = 780 С


Ткип. = 1980 С

  1. Влияние алкоголя на организм.

Спирты или алкоголи находят широкое применение в промышленности и народном хозяйстве в качестве топлива, растворителя, сырья для химической промышленности и т. д. Этанол используется для приготовления спиртных напитков, несмотря на то , что оказывает отрицательное воздействие на организм. Посмотрим несколько сюжетов  о влиянии этанола на некоторые системы органов. (Слайды № 13 и № 14)

Употребление алкоголя особенно опасно тем, что вызывает привыкание, т.е. обладает наркотическим действием, и чем моложе организм, тем быстрее может возникнуть привыкание. Об этом свидетельствует известный исторический пример. В клинике нашего знаменитого врача-физиолога Ивана Петровича Павлова наблюдалась девочка грудного возраста, которая поступила в клинику с признаками алкоголизма, развившегося у нее после однократного приема алкоголя, который дала  мама, чтобы ребенок лучше спал. С тех пор девочка  стала еще более беспокойной, постоянно плакала, не могла уснуть, пока не получала очередную порцию спиртного.

  1. Закрепление. (Слайды № 15 и № 16)

  1. Какие вещества называют спиртами?
  2. Что означает термин «предельный спирт»?
  3. Что означает термин «одноатомный спирт»?
  4. Какие виды изомерии возможны у предельных одноатомных спиртов?
  5. Почему уже первые члены гомологического ряда предельных одноатомных спиртов являются жидкостями?
  6. Какой спирт обладает большей растворимостью пропанол или октанол?

  1. Домашнее задание.

§ 17, стр. 138 – 143;    стр. 154, упр. 5 ( а-д ), 6. (Слайд № 17)

  1. Резервное задание: стр. 153 упр. № 1 (Слайд № 18)

Библиография:

  1. Программа
  2. Учебник: «Химия» 10 класс. Авторы: О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин.
  3. «Настольная книга учителя химии», автор О.С.Габриелян .
  4. «Иван Петрович Павлов», автор - ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...