Открытый урок по теме "Спирты"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме
Данный урок является первым при изучении класса органических соединений "Спирты". На уроке используются элементы интерактивных технологий, а также проблемно-поисковые и информационно -коммуникационные методы организации урока. Рассматривается классификация, физические свойства, получение спиртов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект Спирты Получение Строение Физические свойства | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по органической химии в 11 классе
г. Петропавловск
ГУ «Средняя школа» № 42
Учитель химии I категории:
Кривошеева Н.А.
Тема урока: «Одноатомные спирты»
Цели урока: ознакомление учащихся с новым классом органических соединений – спиртами.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с отдельными представителями спиртов, изучить их строение, способы получения, физические свойства, номенклатуру, изомерию, рассмотреть влияние спиртов на живые организмы; обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме;
развивающие: создавать условия для развития логического мышления учащихся, умение анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы;
воспитательные: пропаганда здорового образа жизни, формирование активной позиции в отношении охраны своего здоровья, воспитание ответственности
Методы: проблемно-поисковый, информационно-коммуникационный.
Формы: фронтальная, групповая, парная.
Материалы и оборудование: инструктивные карты, пробирка, штатив, пипетка, набор для изготовления шаростержневых моделей; презентация по теме «Одноатомные спирты», видеоматериалы «Физические свойства спиртов», «Вредное действие спирта на организм человека».
Реактивы: этиловый спирт, раствор яичного белка.
План урока:
Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура.
Способы получения
Физические свойства спиртов.
Физиологическое действие спиртов на живые организмы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
Что такое углеводороды?
Ответ учащихся:
Углеводороды - органические соединения, состоящие из углерода и водорода.
Какие классы углеводородов вы изучили?
Ответ:
Предельные (насыщенные) и непредельные (ненасыщенные) углеводороды.
Чем они отличаются друг от друга?
Ответ:
Насыщенные углеводороды содержат все одинарные (С-С) связи между атомами углерода. Ненасыщенные одну двойную (С=С) или тройную (С≡С) связь между двумя атомами углерода.
Что такое функциональная группа?
Ответ:
Функциональная группа- атом или группа атомов, от которых зависят свойства вещества.
Если заменить атом водорода в углеродной цепи на какую-либо функциональную группу, получаются производные углеводородов.
Задание: Напишите структурную формулу метана, этана и один атом водорода замените на -ОН группу. Напишите структурную формулу этана, пропана и замените около каждого атома углерода один атом водорода на -ОН группу.
Вопросы:
Какие вещества получились? (СН3 – ОН, СН3 – СН2 – ОН, СН2ОН-СН2ОН, СН2ОН-СНОН-СН2ОН)
Как назвать класс получившихся веществ? (спирты)
III. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться и выяснить отличительные особенности одного из важнейших классов органических веществ – спиртов.
Записывают тему урока: «Спирты»
Что вы знаете о спиртах?
Что бы вы еще хотели о них узнать?
Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (по ОН- группе)
Какое определение спиртов вы можете предложить?
Вместе с учащимися формулируется определение спиртов:
Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксогрупп, соединенных с углеводородным радикалом.
Вопрос: Чем отличаются полученные формулы спиртов друг от друга?
Ответ учащихся:
Количеством ОН- групп.
Спирты подразделяются на несколько групп в зависимости от количества гидроксильных групп в молекуле.
1. Классификация спиртов по числу гидроксильных групп:
одноатомные (одна группа - ОН),
многоатомные (две и более групп - ОН)
Вопрос: Можно вывести общую формулу одноатомных и многоатомных спиртов?
R-OH - общая формула одноатомных спиртов.
R-(OH)n- общая формула многоатомных спиртов.
Далее на доске вместе с учащимися составляется схема, отражающая классификацию спиртов, систематическую и тривиальную номенклатуру:
Спирты (по кол-ву –ОН групп)
Одноатомные Многоатомные
( одна ОН группа) (две и более ОН групп)
R-OH R-(OH)n
СН3 – ОН (метанол, древесный спирт) СН2ОН-СН2ОН (этандиол-1,2, этиленгликоль)
СН3 – СН2 – ОН (этанол, винный спирт) СН2ОН-СНОН-СН2ОН (пропантриол-1,2,3,
глицерин)
Кроме того спирты классифицируются и по природе углеводородного радикала:
От природы у/в радикала
насыщенные ненасыщенные ароматические
От природы атома углерода,
связанного с гидроксильной группой
первичные вторичные третичные
Первичные:
СН3-ОН СН3-СН2-ОН СН3-СН2-СН2-ОН
метанол этанол пропанол-1
Вторичные Третичный
пропанол-2 буганол-2 2-метилпропанол-2
Схему ученики заносят в рабочую тетрадь.
Л.О. Изготовление моделей спиртов.
На столах у вас наборы щаростержневых моделей. Соберите модели спиртов:
Задание 1 группе – этиловый спирт;
Задание 2 группе - этиленгликоль;
Задание 3 группе – глицерин.
Учитель демонстрирует модель спирта метанола, обращает внимание на угол СОН=109 градусам.
Запись в тетради:
вал. угол СОН=1090, sp3 –гибридизация, все связи одинарные.
Номенклатура и изомерия одноатомных спиртов.
Название спиртов включает в себя наименование соответствующего углеводорода с добавлением суффикса -ол (положение гидроксильной группы указывают цифрой) или к названию углеводородного радикала добавляется слово "спирт"; также часто встречаются тривиальные (бытовые) названия:
СН3–ОН – метанол, метиловый спирт;
СН3–СН2–ОН – этанол, этиловый спирт;
СН3–СН–СН3 - пропанол-2, изопропиловый спирт
I
OH
Для алканолов характерно два вида изомерии:
1. Изомерия углеродного скелета.
2. Изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи.
Первым из спиртов, для которых характерны оба вида изомерии, является бутанол. (анимация из ВХЛ)
Получение.
Знаете ли вы, что еще в IV в. до н. э. люди умели изготавливать напитки, содержащие этиловый спирт? Вино получали сбраживанием фруктовых и ягодных соков. Однако выделять из него дурманящий компонент научились значительно позже. В XI в. алхимики уловили пары летучего вещества, которое выделялось при нагревании вина.
В настоящее время спирты получают различными способами как в промышленности, так и в лаборатории:
1.Метанол синтезируют из синтез-газа на катализаторе (ZnO, Сu) при 250C и давлении 5-10 МПа:
СО + 2Н2 СН3ОН
Ранее метанол получали сухой перегонкой древесины без доступа воздуха.
Этанол получают: (учащиеся сами предлагают известные им способы получения этанола)
1.гидратацией этилена (Н3РО4; 280C; 8 МПа)
СН2=СН2 + Н2О СН3–СН2–ОН
2. гидролиз галогенпроизводных:
С2Н5Cl + KOH С2Н5ОН + КCl
Как в природе образуется этанол?
3. брожением крахмала (или целлюлозы):
крахмал С6Н12О6(глюкоза) ––ферменты2С2Н5ОН + 2СО2
(источник крахмала – зерно, картофель)
4.восстановление альдегидов:
СН3-CH=O + Н2 → СН3-CH2-ОН
этаналь этанол
Физические свойства.
Видеоопыт «Физические свойства спиртов».
Выводы: Спирты являются бесцветными жидкостями или кристаллическими веществами с характерным запахом. Первые члены гомологического ряда имеют приятный запах, для бутанолов и пентанолов запах становится неприятным и раздражающим. Высшие алканолы имеют приятный ароматный запах.
5. Биологическое действие этилового спирта.
Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, он поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды, хорошо растворимы в жирах. Ученые установили, что спирт нарушая функции клеток, приводит к их гибели. При употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г водки - 7500. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.
Химический эксперимент "Влияние этанола на молекулы белков".
Цель эксперимента - выяснить влияние этанола на молекулы белков.
Оборудование и реактивы - раствор куриного белка в 2 пробирках, вода, этанол.
Инструктивная карта.
В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 1-2 мл воды, а во вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих изменений (с.269).
На какие системы и органы человека влияет этанол?
(ребята с помощью яркого зрительного образа представили биохимические процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола; осознали, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие)
IV. Первоначальная проверка знаний.
Даны утверждения (на слайде), поставить «+», если вы с ним согласны.
Функциональной группой спиртов является группа –ОН.
Первым из спиртов, для которых характерны оба вида изомерии, является бутанол.
Этиловый спирт иначе называют винным.
Этиловый спирт можно получить в процессе крахмалосодержащих продуктов.
Этиловый спирт вызывает денатурацию белка.
Подсчитайте количество «+», переверните листок и запишите, сколько их у вас получилось. Это и буде ваша оценка за урок.!
V. Домашнее задание.
§ 8.1-8.2, № 2,3,8 (устно), 5,19 (письменно)
VI. Рефлексия.
Что было особенно интересно?
Где вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь своими впечатлениями, эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...