Урок - практикум по химии в 9 классе "Гидролиз солей"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Козлова Ирина Вячеславовна

Предложенный план-конспект урока-практикума по химии 9 класс  "Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли" с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории "Nova Архимед" содержит подробную технологическую  карту практикума и позволит:

  • Обобщить знания по теме «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза  и определении реакции среды при гидролизе по формуле соли; подтвердить теоретические представления о процессе гидролизе, проведя собственное исследование.
  • Совершенствовать навыки проведения эксперимента с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед»: умение планировать эксперимент, проводить исследование реакции  среды растворов солей с использованием датчиков pH и индикаторов, давать оценку исследуемым химическим явлениям и описывать результаты опытов; совершенствовать владение химическим языком.
  • Проверить степень усвоения учебного материала: составление формул веществ, написание уравнений реакций гидролиза, определение реакции среды при гидролизе солей. 
  • Способствовать развитию творческого мышления (умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать изученные факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативных умений; стимулировать познавательную активность учащихся; развить интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №571 с углублённым изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга

Урок-практикум по химии 9 класс

Гидролиз солей.

Определение реакции среды при гидролизе соли.

элементы исследования в обучении

с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории

Nova «Архимед»

Автор:

Козлова И.В. учитель химии

ГБОУ школа № 571

с углублённым изучением англ. яз. Невского района

Санкт-Петербург

2010-2011 учебный год

Урок-практикум по химии 9 класс

Гидролиз солей.

Определение реакции среды при гидролизе соли.

Цель:

Обобщить знания по теме «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза  и определении реакции среды при гидролизе по формуле соли; подтвердить теоретические представления о процессе гидролизе, проведя собственное исследование.

Совершенствовать навыки проведения эксперимента с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед»: умение планировать эксперимент, проводить исследование реакции  среды растворов солей с использованием датчиков pH и индикаторов, давать оценку исследуемым химическим явлениям и описывать результаты опытов; совершенствовать владение химическим языком.

Проверить степень усвоения учебного материала: составление формул веществ, написание уравнений реакций гидролиза, определение реакции среды при гидролизе солей.  

Способствовать развитию творческого мышления (умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать изученные факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативных умений; стимулировать познавательную активность учащихся; развить интерес к предмету.

Продолжить формирование навыков работы в небольших группах.

Оборудование и реактивы:

- мультимедийный проектор; прибор цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед» с датчиками определения pH раствора; инструкционная карта проведению эксперимента; таблички с номерами групп;

- реактивы: соли карбонат натрия (тв.), хлорид натрия (тв), хлорида магния (тв.), вода, индикаторы метилоранж, фенолфталеин;

- лабораторная посуда: стаканчики, стеклянные палочки

Подготовительный этап

Класс делится на 5 групп по 5-6 человек с учётом психологической совместимости учащихся.

Ход лабораторного исследования

предмет исследования: растворы солей карбонат натрия, хлорид натрия, хлорида магния;

цель исследования: определение pH растворов этих солей с помощью индикаторов и датчиков ph цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед» и соотнесение полученных практических результатов с теоретическими представлениями о гидролизе солей;

результат исследования: подтверждение теоретических представлений на практике; совершенствование  навыков работы  с цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед»; закрепление теоретического учебного материала темы «Гидролиз солей».

                                                                                                                                      Приложение

инструкционная карта

Лабораторная работа

Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли.

                                                                                                  Дата_____________________

Класс ___________________

Рабочая группа ____________________________

                           

                              ____________________________

Цель работы: Проанализировать поведение различных солей при растворении в воде. Предсказать какие соли подвергаются гидролизу. Экспериментально доказать, от чего зависит реакция среды в растворе соли, используя индикаторы и прибор лаборатории Nova Архимед.

С правилами техники безопасности ознакомлены: ____________________________

                                                                                  ____________________________

Ход лабораторной работы:

1. Гидролиз — это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проанализируйте состав исследуемых солей:

выделите компоненты соли;

определите сильные и слабые ионы;

определите возможность протекания гидролиза в каждом растворе соли;

предскажите реакцию среды при гидролизе соли;

как изменит свой цвет индикатор метилоранж в растворе каждой соли.

Формулы солей:          Na2СO3                      NaCl                             MgCl2

                                                                                                                                               

Вывод:

Соль подвергается гидролизу в том случае  если _________________________

__________________________________________________________________

см. оборот

3. Подтвердите теоретически предсказанное изменение цвета индикатора метилоранжа опытным путём. Результаты наблюдения запишите в таблицу.

Что делали

Что наблюдали

Среда в растворе соли

1. Поместили в пробирку с раствором соли карбоната натрия (Na2СO3) несколько капель индикатора метилоранж

Метилоранж изменил свой цвет с______________________

на ____________________

Изменение цвета индикатора доказывает, что среда в растворе соли _______________________

pH=

2. Поместили в пробирку с раствором соли хлорида натрия (NaCl) несколько капель индикатора метилоранж

Метилоранж изменил свой цвет с______________________

на ____________________

Изменение цвета индикатора доказывает, что среда в растворе соли _______________________

pH=

3. Поместили в пробирку с раствором соли хлорида магния (MgCl2) несколько капель индикатора метилоранж

Метилоранж изменил свой цвет с______________________

на ____________________

Изменение цвета индикатора доказывает, что среда в растворе соли _______________________

pH=

Вывод: Как можно предсказать реакцию среды при гидролизе  по формуле соли? _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Используя лабораторию Nova Архимед, определите водородный показатель pH в растворе каждой соли. Показания прибора зафиксируйте в таблице (пункт 3).

включите компьютер Nova Архимед;

Пуск→ Программы → Наука → MultiLab;

в первое гнездо подключите датчик измерения pH раствора;

в верхнем меню: Регистратор → Настройка → установите частоту и количество замеров;

опустите датчик в раствор соли, нажмите на зеленого человечка (пуск);

перейдите в шкалу прибора и запишите числовое значение pH раствора в таблицу;

сохраняете результаты эксперимента в своей папке.

Если соль подвергается гидролизу, напишите уравнение протекающего процесса:

1. Na2СO3

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    2. MgCl2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. NaCl  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Завершив эксперимент, закройте рабочую программу MultiLab. Выключите компьютер. Проверьте оформление лабораторной работы.  Сдайте рабочие листы.

Автор урока И.В. Козлова ГБОУ школа №571 Невского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Урок 8 класс химия "Соли.Состав.Номенклатура"

Этот урок можно проести в 8 классе при изучении темы "Основные классы неорганических соединений"  Материал рассчитан на 45 минут (1 урок),  прилагается презентация  и подробный ко...

урок химии на тему "Соли"

Урок по ФГОС в 8 классе...

Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящи...

Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"

Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...

Методическая разработка урока. Учитель Гришина Светлана Ринатовна О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Соли . 1 урок

Представленная для анализа разработка является методической разработкой. Ее основной целью является познакомить учащихся с составом и названиями солей, продолжить формирование умений различать иобозна...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...