Урок - практикум по химии в 9 классе "Гидролиз солей"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Предложенный план-конспект урока-практикума по химии 9 класс "Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли" с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории "Nova Архимед" содержит подробную технологическую карту практикума и позволит:
- Обобщить знания по теме «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении реакции среды при гидролизе по формуле соли; подтвердить теоретические представления о процессе гидролизе, проведя собственное исследование.
- Совершенствовать навыки проведения эксперимента с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед»: умение планировать эксперимент, проводить исследование реакции среды растворов солей с использованием датчиков pH и индикаторов, давать оценку исследуемым химическим явлениям и описывать результаты опытов; совершенствовать владение химическим языком.
- Проверить степень усвоения учебного материала: составление формул веществ, написание уравнений реакций гидролиза, определение реакции среды при гидролизе солей.
- Способствовать развитию творческого мышления (умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать изученные факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативных умений; стимулировать познавательную активность учащихся; развить интерес к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №571 с углублённым изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Урок-практикум по химии 9 класс
Гидролиз солей.
Определение реакции среды при гидролизе соли.
элементы исследования в обучении
с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории
Nova «Архимед»
Автор:
Козлова И.В. учитель химии
ГБОУ школа № 571
с углублённым изучением англ. яз. Невского района
Санкт-Петербург
2010-2011 учебный год
Урок-практикум по химии 9 класс
Гидролиз солей.
Определение реакции среды при гидролизе соли.
Цель:
Обобщить знания по теме «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении реакции среды при гидролизе по формуле соли; подтвердить теоретические представления о процессе гидролизе, проведя собственное исследование.
Совершенствовать навыки проведения эксперимента с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед»: умение планировать эксперимент, проводить исследование реакции среды растворов солей с использованием датчиков pH и индикаторов, давать оценку исследуемым химическим явлениям и описывать результаты опытов; совершенствовать владение химическим языком.
Проверить степень усвоения учебного материала: составление формул веществ, написание уравнений реакций гидролиза, определение реакции среды при гидролизе солей.
Способствовать развитию творческого мышления (умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать изученные факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативных умений; стимулировать познавательную активность учащихся; развить интерес к предмету.
Продолжить формирование навыков работы в небольших группах.
Оборудование и реактивы:
- мультимедийный проектор; прибор цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед» с датчиками определения pH раствора; инструкционная карта проведению эксперимента; таблички с номерами групп;
- реактивы: соли карбонат натрия (тв.), хлорид натрия (тв), хлорида магния (тв.), вода, индикаторы метилоранж, фенолфталеин;
- лабораторная посуда: стаканчики, стеклянные палочки
Подготовительный этап
Класс делится на 5 групп по 5-6 человек с учётом психологической совместимости учащихся.
Ход лабораторного исследования
предмет исследования: растворы солей карбонат натрия, хлорид натрия, хлорида магния;
цель исследования: определение pH растворов этих солей с помощью индикаторов и датчиков ph цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед» и соотнесение полученных практических результатов с теоретическими представлениями о гидролизе солей;
результат исследования: подтверждение теоретических представлений на практике; совершенствование навыков работы с цифровой естественнонаучной лаборатории Nova «Архимед»; закрепление теоретического учебного материала темы «Гидролиз солей».
Приложение
инструкционная карта
Лабораторная работа
Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли.
Дата_____________________
Класс ___________________
Рабочая группа ____________________________
____________________________
Цель работы: Проанализировать поведение различных солей при растворении в воде. Предсказать какие соли подвергаются гидролизу. Экспериментально доказать, от чего зависит реакция среды в растворе соли, используя индикаторы и прибор лаборатории Nova Архимед.
С правилами техники безопасности ознакомлены: ____________________________
____________________________
Ход лабораторной работы:
1. Гидролиз — это ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Проанализируйте состав исследуемых солей:
выделите компоненты соли;
определите сильные и слабые ионы;
определите возможность протекания гидролиза в каждом растворе соли;
предскажите реакцию среды при гидролизе соли;
как изменит свой цвет индикатор метилоранж в растворе каждой соли.
Формулы солей: Na2СO3 NaCl MgCl2
Вывод:
Соль подвергается гидролизу в том случае если _________________________
__________________________________________________________________
см. оборот
3. Подтвердите теоретически предсказанное изменение цвета индикатора метилоранжа опытным путём. Результаты наблюдения запишите в таблицу.
Что делали | Что наблюдали | Среда в растворе соли |
1. Поместили в пробирку с раствором соли карбоната натрия (Na2СO3) несколько капель индикатора метилоранж | Метилоранж изменил свой цвет с______________________ на ____________________ | Изменение цвета индикатора доказывает, что среда в растворе соли _______________________ pH= |
2. Поместили в пробирку с раствором соли хлорида натрия (NaCl) несколько капель индикатора метилоранж | Метилоранж изменил свой цвет с______________________ на ____________________ | Изменение цвета индикатора доказывает, что среда в растворе соли _______________________ pH= |
3. Поместили в пробирку с раствором соли хлорида магния (MgCl2) несколько капель индикатора метилоранж | Метилоранж изменил свой цвет с______________________ на ____________________ | Изменение цвета индикатора доказывает, что среда в растворе соли _______________________ pH= |
Вывод: Как можно предсказать реакцию среды при гидролизе по формуле соли? _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Используя лабораторию Nova Архимед, определите водородный показатель pH в растворе каждой соли. Показания прибора зафиксируйте в таблице (пункт 3).
включите компьютер Nova Архимед;
Пуск→ Программы → Наука → MultiLab;
в первое гнездо подключите датчик измерения pH раствора;
в верхнем меню: Регистратор → Настройка → установите частоту и количество замеров;
опустите датчик в раствор соли, нажмите на зеленого человечка (пуск);
перейдите в шкалу прибора и запишите числовое значение pH раствора в таблицу;
сохраняете результаты эксперимента в своей папке.
Если соль подвергается гидролизу, напишите уравнение протекающего процесса:
1. Na2СO3
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. MgCl2
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. NaCl
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Завершив эксперимент, закройте рабочую программу MultiLab. Выключите компьютер. Проверьте оформление лабораторной работы. Сдайте рабочие листы.
Автор урока И.В. Козлова ГБОУ школа №571 Невского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Урок 8 класс химия "Соли.Состав.Номенклатура"
Этот урок можно проести в 8 классе при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" Материал рассчитан на 45 минут (1 урок), прилагается презентация и подробный ко...
урок химии на тему "Соли"
Урок по ФГОС в 8 классе...
Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящи...
Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"
Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...
Методическая разработка урока. Учитель Гришина Светлана Ринатовна О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Соли . 1 урок
Представленная для анализа разработка является методической разработкой. Ее основной целью является познакомить учащихся с составом и названиями солей, продолжить формирование умений различать иобозна...
Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...