Методическая разработка урока. Учитель Гришина Светлана Ринатовна О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Соли . 1 урок
методическая разработка по химии (8 класс)

Гришина Светлана Ринатовна
Представленная для анализа разработка является методической разработкой. Ее основной целью является познакомить учащихся с составом и названиями солей, продолжить формирование умений различать и
обозначать на письме заряды ионов и с. о. элементов, начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла в статике (без реакций).Создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации,
номенклатуре и применении солей. При этом ею решается ряд частных методических задач.
Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) 8 классов.
Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Учитель Гришина Светлана Ринатовна

О.С. Габриелян. Химия. 8 класс.

Соли . 1 урок

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Технология урока

Процесс подготовки, проведения и анализа урока.

Тема урока:

Соли.

Цель

Создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: ученик научится давать определение солей, получит представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, составлять формулы химических соединений.

Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Личностные УУД (Л): проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД (Р): преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.

Познавательные УУД (П): определять способы решения проблем под руководством учителя; выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

Коммуникативные УУД (К): участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, продолжить формировать умение составлять формулы химических соединений.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие, культуру поведения, способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать и отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: продолжить формировать у учащихся грамотную речь, умение сравнивать анализировать, обобщать и систематизировать, развивать слуховую, зрительную и моторную память, формировать у учащихся навыки контроля и взаимоконтроля.

Форма работы учащихся на уроке:

Самостоятельно, в группах.

Оборудование для учителя:

Компьютер, интерактивная доска, проектор, таблица растворимости кислот, оснований, солей.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Наборы карточек с веществами: СаО, MgO, NaOH, KOH, HCl, H2SO4, NaCl, Na2CO3,CaCO3, H2O; дидактический материал - таблицы кислот и кислотных остатков, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей.

Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и с. о. элементов. Начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла в статике (без реакций).

Оборудование. Образцы кристаллических солей.

  1. Состав и название солей

Ионы по составу бывают простые и сложные

Учитель сразу дает определение солей как сложных веществ, состоящих из ионов металлов и ионов кислотных остатков, и спрашивает, какие виды ионов (по составу и по заряду) будут входить в состав солей. Ионы металла будут положительными и простыми, а ионы кислотных остатков будут отрицательными, а по составу — и простыми (остатки бескислородных кислот), и сложными (остатки кислородных кислот).

Учитель сразу же спрашивает, а как составить формулу солей, если в целом соль электронейтральна, например, для  ионов алюминия и остатков хлороводородной и серной кислот —   по аналогии с выводом формул оксидов:

а)                                        3

Al3+   и    Cl -  --------- Al 3+Cl-   --------AlCl3

б)

                            6

Al 3+ и   SO4 2---------Al3+ SO4 2----------Al2(SO4)3

(сложный ион берется в скобки, так как индекс относится к обоим элементам, образующим этот ион). Объясняется чтение формул таких солей («алюминий-два, эс-о-четыре трижды»). Далее номенклатура солей дается в комбинации с химическим диктантом: учитель указывает общее название солей, называет примеры конкретных солей, а учащиеся записывают их формулы в последнюю графу таблицы.

Формула и название кислоты

Ион кислотного остатка

Название солей

Примеры

H3PO4- фосфорная кислота

PO43-

фосфаты

Na3PO4

II «Обратные» генетические ряды.

Отработываем этот материал (без выделения понятия «генетический ряд») на примере заданий типа:

«Запишите формулу нитрата железа (III), затем формулы гидроксидов (следует напомнить, что термин «гидроксиды» относят не только к основаниям, но и к кислородным кислотам), т. е. формулы соответствующих этой соли основания и кислоты, для последних напишите формулы соответствующих им оксидов и для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла».

Решение этого задания может выглядеть, например, так:

                 -----Fe3+(OH)3-----Fe2O3---Fe

Fe (NO3)3

               -----HNO3----N2O5----N2

Это те же привычные нам генетические цепочки, только записанные в обратном порядке и без уравнений химических реакций («в статике»).

Здесь же учитель может повторить: какая химическая связь наблюдается в железе — простом веществе и в молекуле азота?

Соли

(продолжение - 2-й урок)

Цели урока. Познакомить учащихся с важнейшими представителями класса солей: NаСl, СаС03, Са3(РО4)2.

Продолжить формирование умений выполнять упражнения по составлению формул солей, умения  давать названия солей, решать расчетные задачи по формулам солей.

Оборудование и реактивы. Образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли (каменной, йодированной, «Экстра» и т. п.), красивая солонка и по возможности каравай или круглый хлеб («хлеб-соль»); все возможные разновидности кальцита: мел, мрамор (и изделия из него или иллюстрации скульптур), известняк, а также раковины моллюсков, скорлупки яиц и т. д.; образцы фосфоритов и апатитов (из кабинета географии) и образцы костей (из кабинета биологии).

1. СОЛИ

Устный опрос (Работа с опорными схемами)

                                     вещества

                   простые                           сложные

                 - металлы                          - оксиды  

                 - неметаллы                      - основания  

-кислоты

                                                            -соли

1 ЗАДАНИЕ

Допишите определение, вставив пропущенные слова.

Соли – это ……. вещества, состоящие из  ионов ……  и ………  ………  

Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы …….

СОЛИ

2 задание. Работа в парах.

Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.

HNO3

NaOH

Na2 CO3

CuCl2

Al 2( SO4)3

Ca3(PO4 )2

Cu (OH)2

Fe (NO3)2

Ba (OH)2

 Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.

СОЛИ

3 задание Групповая  работа.

Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.

ИОНЫ

МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ

Cl-

SO42-

PO43-

K+

KCl

хлорид калия

Ca2+

Al3+

Cu2+

 СОЛИ

4 ЗАДАНИЕ   Индивидуальная работа. (взаимопроверка)

Подчеркните формулы солей, содержащие сложные ионы

H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl

AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3

2. Растворимость солей в воде.

Опыт:

1 пробирка: растворимая соль – NaCl

2 пробирка: нерастворимая соль - СаС03

Добавляем в каждую пробирку воду, в заключение по аналогии с основаниями и кислотами учитель может предложить классифицировать и соли по признаку растворимости, включив в «работу» таблицу растворимости.

СОЛИ

5 задание

Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании №4, и назовите соединения.

СОЛИ

РАСТВОРИМЫЕ                                           НЕРАСТВОРИМЫЕ

3. Важнейшие представители солей  (творческие группы)

Эта часть урока представляет собой «соло» учителя, только изредка прерываемое в ходе красочного и интереснейшего его рассказа о солях обращением к жизненной практике учащихся или беседой в ходе реализации межпредметных связей химии с другими дисциплинами.

Поваренная соль — NаС1. Учитель просит учащихся вспомнить, какой тип связи характерен для этого вещества, и записать схему ее образования.

«Соло» учителя: хлорид натрия — это единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Когда животные организмы вышли из моря на сушу, они сменили богатую NaС1 среду, в которой жили, на бедную этой солью среду — сушу. В морской воде на 100 частей ионов натрия приходится только две части ионов калия. Такое же соотношение наблюдается и в крови животных. Очевидно, поэтому американский ученый Леб писал: «Сама собой напрашивается мысль, что до сих пор, как наследство отдаленных веков, в виде нашей кровяной жидкости мы носим в себе морскую воду.»

В почве и растениях соотношение Nа+ и К+ обратное. В пшенице — в 12 раз, в рисе — в 25 раз, в картофеле — в 40, в яблоках — в 100, в бобах — в 110 раз больше К+, чем Nа+.

При таком соотношении животное конечно же не может получить необходимое количество Na+ и Сl- и вынуждено их искать или в крови другого животного, как это делают хищники, или добывать их в чистом виде, как делают травоядные и всеядные, а также человек.

У травоядных потребность в NаС1 очень велика. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят соленый корм. Дикие животные пьют воду соленых источников и едят солончаковые травы. На пастбища кладут каменную соль, которую животные с удовольствием лижут.

В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам утолить свою потребность в NаС1. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запивали морской водой. На островах Самоа, Таити и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Центральной Африке во многих местах население ело золу солончаковых и береговых растений, а в Северной Америке прибрежные индейские племена высушивали и прессовали специальный вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи.

Все пищевые продукты содержат в себе некоторое количество NаС1: мука— 0,01%, картофель— 0,04%, фрукты — 0,05% , мясо, рыба, кофе — 0,01% , молоко — 0,15%, бульон— до 10%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7—5 кг, а за 70 лет — 500 кг NaС1.

Рассказываем о русском гостеприимном обычае «хлеб-соль». Если есть возможность, урок можно эстетически украсить красивым вышитым полотенцем, солонкой из Хохломы или Гжели с солью и караваем хлеба, который дружно съесть на перемене. Рассчитывается, за какое время можно съесть пуд соли.

Кальцит СаСО3. Карбонат кальция входит в состав многих  минералов, которые покрывают

40 млн км2 земной поверхности.

Самый важный из этих минералов — известняк. Ракушечники — известняки органического происхождения (например, в Новороссийске). Знаменитые Одесские катакомбы — это бывшие каменоломни, где добывали ракушечник. Из известняка главным образом сложены и западные склоны Урала.

Он идет на производство цемента, карбида кальция, соды, всех видов извести, используется в металлургии. Известняк — это основа строительной индустрии: из него самого строят и из него производят многие строительные материалы.

Мел — это не только зубной порошок и школьные мелки. Это и ценные добавки при производстве бумаги (мелованная — высшего качества) и резины, и вещество, необходимое в строительстве и при ремонте зданий — в качестве побелки.

Мрамор — плотная кристаллическая порода. Естественный Цвет его — белый, но чаще всего различные примеси окрашивают его в разнообразные цвета. Чистый белый мрамор встречается не часто и идет, в основном, на работу к скульпторам (учитель демонстрирует иллюстрации со статуями Микеланджело, Родена и др.). В строительстве мрамор всех цветов и оттенков используют как облицовочный материал (демонстрация фото или слайдов Московского метро —- рис. 2) или даже в качестве основного строительного материала дворцов .

Карбонат кальция СаСО3 — это строительный материал наружного скелета моллюсков (демонстрация раковин), скорлупы яиц (демонстрация).

Фосфат кальция Са3(РО4)2 — это главный конструкциoнный материал внутреннего скелета позвоночных: наших костей и зубов Он входит в состав фосфоритов и апатитов. Вот как описывает апатит А.Е.Ферсман: «Апатит - это фосфорнокислый кальций, но внешний вид его такой представление о законе постоянства состава веществ, разнообразный и странный, что недаром старые минералоги назвали его апатитом, что значит по-гречески «обманщик»: то это прозрачные кристаллики, до мелочей напоминающие берилл или даже кварц, то это плотные массы, неотличимые от простого известняка, то это радиально-лучистые шары, то  порода зернистая и блестящая, как крупнозернистый мрамор.

4. Расчетные задачи

Учитель предлагает учащимся выполнить расчетные задачи по формулам солей.

СОЛИ

Задача №1

Вычислить массу поваренной соли и массу   воды, необходимые для приготовления 3л  рассола , с массовой долей 10%.

Задача №2

Определите массу поваренной соли, которая соответствует     моль.

СОЛИ

1 ЗАДАНИЕ

Допишите определение, вставив пропущенные слова.

Соли – это ……. вещества, состоящие из  ионов ……  и ………  ………  

Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы …….

2 задание.

Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.

HNO3

NaOH

Na2 CO3

CuCl2

Al 2( SO4)3

Ca3(PO4 )2

Cu (OH)2

Fe (NO3)2

Ba (OH)2

 Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.

СОЛИ

1 ЗАДАНИЕ

Допишите определение, вставив пропущенные слова.

Соли – это ……. вещества, состоящие из  ионов ……  и ………  ………  

Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы …….

2 задание.

Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.

HNO3

NaOH

Na2 CO3

CuCl2

Al 2( SO4)3

Ca3(PO4 )2

Cu (OH)2

Fe (NO3)2

Ba (OH)2

 Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.

СОЛИ

1 ЗАДАНИЕ

Допишите определение, вставив пропущенные слова.

Соли – это ……. вещества, состоящие из  ионов ……  и ………  ………  

Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы …….

2 задание.

Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.

HNO3

NaOH

Na2 CO3

CuCl2

Al 2( SO4)3

Ca3(PO4 )2

Cu (OH)2

Fe (NO3)2

Ba (OH)2

 Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.

СОЛИ

Задача №1

Вычислить массу поваренной соли и массу   воды, необходимые для приготовления 3л  рассола, с массовой долей 10%.

Задача №2

Определите массу поваренной соли, которая соответствует   2 моль.

СОЛИ

Задача №1

Вычислить массу поваренной соли и массу   воды, необходимые для приготовления 3л  рассола, с массовой долей 10%.

Задача №2

Определите массу поваренной соли, которая соответствует    2 моль.

СОЛИ

Задача №1

Вычислить массу поваренной соли и массу   воды, необходимые для приготовления 3л  рассола, с массовой долей 10%.

Задача №2

Определите массу поваренной соли, которая соответствует     моль.

СОЛИ

Задача №1

Вычислить массу поваренной соли и массу   воды, необходимые для приготовления 3л  рассола, с массовой долей 10%.

Задача №2

Определите массу поваренной соли, которая соответствует    2 моль.

СОЛИ

Задача №1

Вычислить массу поваренной соли и массу   воды, необходимые для приготовления 3л  рассола, с массовой долей 10%.

Задача №2

Определите массу поваренной соли, которая соответствует    2 моль.

СОЛИ

4 ЗАДАНИЕ

Подчеркните формулы солей, содержащие сложные ионы

H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl

AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3

5 задание

Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании № 4, и назовите соединения.

СОЛИ

РАСТВОРИМЫЕ                                           НЕРАСТВОРИМЫЕ

   _________________________                           __________________________

   _________________________                           __________________________

   _________________________                           __________________________

   _________________________                           __________________________

СОЛИ

4 ЗАДАНИЕ

Подчеркните формулы солей, содержащих сложные ионы

H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl

AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3

5 задание

Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании № 4, и назовите соединения.

СОЛИ

РАСТВОРИМЫЕ                                           НЕРАСТВОРИМЫЕ

   _________________________                           __________________________

   _________________________                           __________________________

   _________________________                           __________________________

   _________________________                           __________________________

3 задание

Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.

ИОНЫ

МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ

Cl-

SO42-

PO43-

K+

KCl

хлорид калия

Ca2+

Al3+

Cu2+

…………………………………………………………………………………….

3 задание

Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.

ИОНЫ

МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ

Cl-

SO42-

PO43-

K+

KCl

хлорид калия

Ca2+

Al3+

Cu2+

………………………………………………………………………………….

3 задание

Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.

ИОНЫ

МЕТАЛЛОВ

ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ

Cl-

SO42-

PO43-

K+

KCl

хлорид калия

Ca2+

Al3+

Cu2+

Заключительный этап.

5минут

Закрепить общеучебные и логические умения и навыки.

(П): умения структурировать знания.

(Р): умение планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать полученные знания.

(К): умение выражать свои мысли.

*предлагает послушать синквейны групп.

*предлагает вспомнить какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

Проверяет и озвучивает результаты.

Выступают с синквейнами


Выполняют задание. Оценивают работу друг друга.

Рефлексия

5 минут

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели.

(Р): осознать личную значимость владения информацией

*побуждает оценить свою деятельность на уроке

*предлагает заполнить таблицу

СЛАЙД 12

Знания/умения

Да

+

нет

-

1)Я знаю

Что такое соли

Состав солей

2)я умею

Выбирать из предложенных веществ соли

Выводить формулы солей

Составлять название солей

Классифицировать соли по растворимости.

*записывает домашнее задание:

Обязательное:

выучить таблицу стр. 109

На выбор: §21, №1 или 3

*просит учащихся поделиться впечатлениями об уроке, оценить работу друг друга и класса в целом.

*выставляет отметки

Заполняют таблицу

Записывают домашнее задание.

Делятся впечатлениями, оценивают работу.

Список литературы:

  1. Химия. 8кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян. – 2-е изд.-М.:Дрофа, 2018.
  2. ресурсы ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru

ФЦИОР http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «За светлый майский день…»

Нет на свете Родины милее,Где других лазурней небеса.Солнце ярче, звезды всех светлее,Где отрадны рощи и леса....

Методическая разработка "Музыкально-поэтическая композиция "Светлый мир" по произведениям Константина Бальмонта"

Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения "Ангажемент" окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Ли...

Методическая разработка для учителя математики по проведению тематических зачетов в 5 классе.

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно применять такую форму проверки знаний учащихся как тематический зачёт. Зачёты отли...

Методическая разработка для учителей на тему: "Урок и типы уроков".

Данная разработка помогает повторить теоретический материал по теме: "Урок и типы уроков".Разработка предназначена для педагогов всех классов....

Методическая разработка занятия - проекта "Моя светлая Русь"

Тема проекта: "Возникновение христианства. Православие и его роль в истории России". Во время работы над проектом была проведена автобусная экскурсия для учащихся, изучение истории храм...

Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"

Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...