Методическая разработка урока. Учитель Гришина Светлана Ринатовна О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Соли . 1 урок
методическая разработка по химии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Учитель Гришина Светлана Ринатовна
О.С. Габриелян. Химия. 8 класс.
Соли . 1 урок
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления нового материала. |
Технология урока | Процесс подготовки, проведения и анализа урока. |
Тема урока: | Соли. |
Цель | Создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей. |
Планируемые результаты: | Предметные результаты: ученик научится давать определение солей, получит представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, составлять формулы химических соединений. |
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. | |
Личностные УУД (Л): проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
Регулятивные УУД (Р): преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями. | |
Познавательные УУД (П): определять способы решения проблем под руководством учителя; выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями. | |
Коммуникативные УУД (К): участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
Задачи: | Образовательные: сформировать представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, продолжить формировать умение составлять формулы химических соединений. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие, культуру поведения, способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать и отстаивать свою точку зрения. Развивающие: продолжить формировать у учащихся грамотную речь, умение сравнивать анализировать, обобщать и систематизировать, развивать слуховую, зрительную и моторную память, формировать у учащихся навыки контроля и взаимоконтроля. |
Форма работы учащихся на уроке: | Самостоятельно, в группах. |
Оборудование для учителя: | Компьютер, интерактивная доска, проектор, таблица растворимости кислот, оснований, солей. |
Оборудование (и материалы) для учащихся: | Наборы карточек с веществами: СаО, MgO, NaOH, KOH, HCl, H2SO4, NaCl, Na2CO3,CaCO3, H2O; дидактический материал - таблицы кислот и кислотных остатков, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей. |
Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и с. о. элементов. Начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла в статике (без реакций).
Оборудование. Образцы кристаллических солей.
- Состав и название солей
Ионы по составу бывают простые и сложные
Учитель сразу дает определение солей как сложных веществ, состоящих из ионов металлов и ионов кислотных остатков, и спрашивает, какие виды ионов (по составу и по заряду) будут входить в состав солей. Ионы металла будут положительными и простыми, а ионы кислотных остатков будут отрицательными, а по составу — и простыми (остатки бескислородных кислот), и сложными (остатки кислородных кислот).
Учитель сразу же спрашивает, а как составить формулу солей, если в целом соль электронейтральна, например, для ионов алюминия и остатков хлороводородной и серной кислот — по аналогии с выводом формул оксидов:
а) 3
Al3+ и Cl - --------- Al 3+Cl- --------AlCl3
б)
6
Al 3+ и SO4 2---------Al3+ SO4 2----------Al2(SO4)3
(сложный ион берется в скобки, так как индекс относится к обоим элементам, образующим этот ион). Объясняется чтение формул таких солей («алюминий-два, эс-о-четыре трижды»). Далее номенклатура солей дается в комбинации с химическим диктантом: учитель указывает общее название солей, называет примеры конкретных солей, а учащиеся записывают их формулы в последнюю графу таблицы.
Формула и название кислоты | Ион кислотного остатка | Название солей | Примеры |
H3PO4- фосфорная кислота | PO43- | фосфаты | Na3PO4 |
II «Обратные» генетические ряды.
Отработываем этот материал (без выделения понятия «генетический ряд») на примере заданий типа:
«Запишите формулу нитрата железа (III), затем формулы гидроксидов (следует напомнить, что термин «гидроксиды» относят не только к основаниям, но и к кислородным кислотам), т. е. формулы соответствующих этой соли основания и кислоты, для последних напишите формулы соответствующих им оксидов и для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла».
Решение этого задания может выглядеть, например, так:
-----Fe3+(OH)3-----Fe2O3---Fe
Fe (NO3)3
-----HNO3----N2O5----N2
Это те же привычные нам генетические цепочки, только записанные в обратном порядке и без уравнений химических реакций («в статике»).
Здесь же учитель может повторить: какая химическая связь наблюдается в железе — простом веществе и в молекуле азота?
Соли
(продолжение - 2-й урок)
Цели урока. Познакомить учащихся с важнейшими представителями класса солей: NаСl, СаС03, Са3(РО4)2.
Продолжить формирование умений выполнять упражнения по составлению формул солей, умения давать названия солей, решать расчетные задачи по формулам солей.
Оборудование и реактивы. Образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли (каменной, йодированной, «Экстра» и т. п.), красивая солонка и по возможности каравай или круглый хлеб («хлеб-соль»); все возможные разновидности кальцита: мел, мрамор (и изделия из него или иллюстрации скульптур), известняк, а также раковины моллюсков, скорлупки яиц и т. д.; образцы фосфоритов и апатитов (из кабинета географии) и образцы костей (из кабинета биологии).
1. СОЛИ
Устный опрос (Работа с опорными схемами)
вещества
простые сложные
- металлы - оксиды
- неметаллы - основания
-кислоты
-соли
1 ЗАДАНИЕ
Допишите определение, вставив пропущенные слова.
Соли – это ……. вещества, состоящие из ионов …… и ……… ………
Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы …….
СОЛИ
2 задание. Работа в парах.
Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.
HNO3 | NaOH | Na2 CO3 |
CuCl2 | Al 2( SO4)3 | Ca3(PO4 )2 |
Cu (OH)2 | Fe (NO3)2 | Ba (OH)2 |
Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.
СОЛИ
3 задание Групповая работа.
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
Cl- | SO42- | PO43- | |
K+ | KCl хлорид калия | ||
Ca2+ | |||
Al3+ | |||
Cu2+ |
СОЛИ
4 ЗАДАНИЕ Индивидуальная работа. (взаимопроверка)
Подчеркните формулы солей, содержащие сложные ионы
H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl
AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3
2. Растворимость солей в воде.
Опыт:
1 пробирка: растворимая соль – NaCl
2 пробирка: нерастворимая соль - СаС03
Добавляем в каждую пробирку воду, в заключение по аналогии с основаниями и кислотами учитель может предложить классифицировать и соли по признаку растворимости, включив в «работу» таблицу растворимости.
СОЛИ
5 задание
Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании №4, и назовите соединения.
СОЛИ
РАСТВОРИМЫЕ НЕРАСТВОРИМЫЕ
3. Важнейшие представители солей (творческие группы)
Эта часть урока представляет собой «соло» учителя, только изредка прерываемое в ходе красочного и интереснейшего его рассказа о солях обращением к жизненной практике учащихся или беседой в ходе реализации межпредметных связей химии с другими дисциплинами.
Поваренная соль — NаС1. Учитель просит учащихся вспомнить, какой тип связи характерен для этого вещества, и записать схему ее образования.
«Соло» учителя: хлорид натрия — это единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Когда животные организмы вышли из моря на сушу, они сменили богатую NaС1 среду, в которой жили, на бедную этой солью среду — сушу. В морской воде на 100 частей ионов натрия приходится только две части ионов калия. Такое же соотношение наблюдается и в крови животных. Очевидно, поэтому американский ученый Леб писал: «Сама собой напрашивается мысль, что до сих пор, как наследство отдаленных веков, в виде нашей кровяной жидкости мы носим в себе морскую воду.»
В почве и растениях соотношение Nа+ и К+ обратное. В пшенице — в 12 раз, в рисе — в 25 раз, в картофеле — в 40, в яблоках — в 100, в бобах — в 110 раз больше К+, чем Nа+.
При таком соотношении животное конечно же не может получить необходимое количество Na+ и Сl- и вынуждено их искать или в крови другого животного, как это делают хищники, или добывать их в чистом виде, как делают травоядные и всеядные, а также человек.
У травоядных потребность в NаС1 очень велика. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят соленый корм. Дикие животные пьют воду соленых источников и едят солончаковые травы. На пастбища кладут каменную соль, которую животные с удовольствием лижут.
В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам утолить свою потребность в NаС1. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запивали морской водой. На островах Самоа, Таити и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Центральной Африке во многих местах население ело золу солончаковых и береговых растений, а в Северной Америке прибрежные индейские племена высушивали и прессовали специальный вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи.
Все пищевые продукты содержат в себе некоторое количество NаС1: мука— 0,01%, картофель— 0,04%, фрукты — 0,05% , мясо, рыба, кофе — 0,01% , молоко — 0,15%, бульон— до 10%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7—5 кг, а за 70 лет — 500 кг NaС1.
Рассказываем о русском гостеприимном обычае «хлеб-соль». Если есть возможность, урок можно эстетически украсить красивым вышитым полотенцем, солонкой из Хохломы или Гжели с солью и караваем хлеба, который дружно съесть на перемене. Рассчитывается, за какое время можно съесть пуд соли.
Кальцит СаСО3. Карбонат кальция входит в состав многих минералов, которые покрывают
40 млн км2 земной поверхности.
Самый важный из этих минералов — известняк. Ракушечники — известняки органического происхождения (например, в Новороссийске). Знаменитые Одесские катакомбы — это бывшие каменоломни, где добывали ракушечник. Из известняка главным образом сложены и западные склоны Урала.
Он идет на производство цемента, карбида кальция, соды, всех видов извести, используется в металлургии. Известняк — это основа строительной индустрии: из него самого строят и из него производят многие строительные материалы.
Мел — это не только зубной порошок и школьные мелки. Это и ценные добавки при производстве бумаги (мелованная — высшего качества) и резины, и вещество, необходимое в строительстве и при ремонте зданий — в качестве побелки.
Мрамор — плотная кристаллическая порода. Естественный Цвет его — белый, но чаще всего различные примеси окрашивают его в разнообразные цвета. Чистый белый мрамор встречается не часто и идет, в основном, на работу к скульпторам (учитель демонстрирует иллюстрации со статуями Микеланджело, Родена и др.). В строительстве мрамор всех цветов и оттенков используют как облицовочный материал (демонстрация фото или слайдов Московского метро —- рис. 2) или даже в качестве основного строительного материала дворцов .
Карбонат кальция СаСО3 — это строительный материал наружного скелета моллюсков (демонстрация раковин), скорлупы яиц (демонстрация).
Фосфат кальция Са3(РО4)2 — это главный конструкциoнный материал внутреннего скелета позвоночных: наших костей и зубов Он входит в состав фосфоритов и апатитов. Вот как описывает апатит А.Е.Ферсман: «Апатит - это фосфорнокислый кальций, но внешний вид его такой представление о законе постоянства состава веществ, разнообразный и странный, что недаром старые минералоги назвали его апатитом, что значит по-гречески «обманщик»: то это прозрачные кристаллики, до мелочей напоминающие берилл или даже кварц, то это плотные массы, неотличимые от простого известняка, то это радиально-лучистые шары, то порода зернистая и блестящая, как крупнозернистый мрамор.
4. Расчетные задачи
Учитель предлагает учащимся выполнить расчетные задачи по формулам солей.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола , с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует моль.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует 2 моль.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует моль.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует 2 моль.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует 2 моль.
СОЛИ 4 ЗАДАНИЕ Подчеркните формулы солей, содержащие сложные ионы H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3 |
5 задание Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании № 4, и назовите соединения. СОЛИ РАСТВОРИМЫЕ НЕРАСТВОРИМЫЕ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ |
СОЛИ 4 ЗАДАНИЕ Подчеркните формулы солей, содержащих сложные ионы H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3 |
5 задание Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании № 4, и назовите соединения. СОЛИ РАСТВОРИМЫЕ НЕРАСТВОРИМЫЕ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ _________________________ __________________________ |
3 задание
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
Cl- | SO42- | PO43- | |
K+ | KCl хлорид калия | ||
Ca2+ | |||
Al3+ | |||
Cu2+ |
…………………………………………………………………………………….
3 задание
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
Cl- | SO42- | PO43- | |
K+ | KCl хлорид калия | ||
Ca2+ | |||
Al3+ | |||
Cu2+ |
………………………………………………………………………………….
3 задание
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ МЕТАЛЛОВ | ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ | ||
Cl- | SO42- | PO43- | |
K+ | KCl хлорид калия | ||
Ca2+ | |||
Al3+ | |||
Cu2+ |
Заключительный этап. | 5минут | Закрепить общеучебные и логические умения и навыки. | (П): умения структурировать знания. (Р): умение планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать полученные знания. (К): умение выражать свои мысли. | *предлагает послушать синквейны групп. *предлагает вспомнить какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Проверяет и озвучивает результаты. | Выступают с синквейнами Выполняют задание. Оценивают работу друг друга. | |||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | 5 минут | Саморегуляция. Оценка степени достижения цели. | (Р): осознать личную значимость владения информацией | *побуждает оценить свою деятельность на уроке *предлагает заполнить таблицу СЛАЙД 12
*записывает домашнее задание: Обязательное: выучить таблицу стр. 109 На выбор: §21, №1 или 3 *просит учащихся поделиться впечатлениями об уроке, оценить работу друг друга и класса в целом. *выставляет отметки | Заполняют таблицу Записывают домашнее задание. Делятся впечатлениями, оценивают работу. |
Список литературы:
- Химия. 8кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян. – 2-е изд.-М.:Дрофа, 2018.
- ресурсы ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru
ФЦИОР http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/11/picture-434754-1397225541.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия «За светлый майский день…»
Нет на свете Родины милее,Где других лазурней небеса.Солнце ярче, звезды всех светлее,Где отрадны рощи и леса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-144698-1357803969.jpg)
Методическая разработка "Музыкально-поэтическая композиция "Светлый мир" по произведениям Константина Бальмонта"
Данная работа представляет собой методическую разработку процесса освоения участниками творческого объединения "Ангажемент" окружающего мира и отражение его на сцене средствами поэтического театра. Ли...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822404-1475100492.jpg)
Методическая разработка для учителя математики по проведению тематических зачетов в 5 классе.
Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно применять такую форму проверки знаний учащихся как тематический зачёт. Зачёты отли...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-67948-1486285793.jpg)
Методическая разработка для учителей физической культуры.Приемы формирования навыка правильной осанки.Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры.
Приемы формирования навыка правильной осанки.Нестандартные формы проведения урока физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948084-1505478549.jpg)
Методическая разработка для учителей на тему: "Урок и типы уроков".
Данная разработка помогает повторить теоретический материал по теме: "Урок и типы уроков".Разработка предназначена для педагогов всех классов....
Методическая разработка занятия - проекта "Моя светлая Русь"
Тема проекта: "Возникновение христианства. Православие и его роль в истории России". Во время работы над проектом была проведена автобусная экскурсия для учащихся, изучение истории храм...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-1132996-1554194494.jpg)
Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"
Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...