Программа спецкурса " Основы химических знаний" 8 класс
элективный курс по химии (8 класс) по теме
Программа спецкурса «Основы химических знаний» предназначена для учащихся 8 классов
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и стимулом познавательного интереса
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко- искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения.
Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия , способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, позволяют сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности.
Динамику интереса к темам спецкурса поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Основы химических знаний» предназначена для учащихся 8 классов
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и стимулом познавательного интереса
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко- искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения.
Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия , способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, позволяют сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности.
Динамику интереса к темам спецкурса поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе курса.
Основные идеи курса.
- На нашей планете протекает особая химическая жизнь;
- Каждое химическое соединение имеет биологическое значение;
- Химическая наука служит интересам человечества;
- Химики имеют очень много возможностей для самореализации( проводить лабораторные исследования почвы, воды, синтез новых веществ, изготовление приборов и т.д.)
Предполагаемый результат.
- знать о составе и свойствах веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге;
- знать об экологических проблемах чистоты воды;
- уметь проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию кристаллов, дистилляции воды;
- уметь определять химические свойства различных пирофоров , соблюдая правила техники безопасности;
- Закрепить навыки экспериментальной работы, правила техники безопасности при работе с химическими веществами;
- уметь отбирать материал из информационных источников для подготовки сообщений, кратко и четко излагать информацию;
Основные цели курса.
- сообщить учащимся сведения о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни;
- раскрыть роль химии в познании и в жизни общества, значение химического образования для правильного поведения в различных ситуациях;
- развивать внутреннюю мотивацию учения, интерес к познанию химии;
- формировать личность учащихся;
- использовать технологии с целью повышения интереса к изучению естественно- научных дисциплин.
Задачи курса.
- расширять кругозор учащихся;
- развивать общеучебные умения;
- работать с научно – популярной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал;
- развивать самостоятельность и творчество при работе над проектом;
- использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, историей, информатикой
Требования к выполнению химического эксперимента
После прохождения курса школьник должен:
Знать и выполнять правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;
Уметь;
- работать с реактивами
- усвоить общие приемы разделения веществ и очистки веществ, а также их идентификации;
- самостоятельно планировать несложный эксперимент , оформлять отчеты по наблюдениям;
- уметь проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию кристаллов, дистилляции воды, определять химические свойства различных пирофоров , соблюдая правила техники безопасности.
СОДЕРЖВНИЕ КУРСА (12ч.)
Тема 1. Вода (2ч)
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды в природе. Вода в организме человека. Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа №1
Получение дистиллированной воды. Жесткость воды и способы её устранения. Получение белого фосфора. Изучение свойств различных пирофоров. Зачет.
Тема 2. Поваренная соль ( 2 ч.)
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа №2
Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 3. Спички (1ч.)
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно- восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России.
Тема 4. Бумага (1ч.)
От пергамента и щелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связывающие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Тема 5. Карандаши и акварельные краски (1ч.)
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.
Тема 6. Стекло (1ч.)
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.
Тема7. Керамика (1ч.)
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.
Защита творческих работ (2ч.)
Учебно – тематический план
( 12 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | оборудование Медиа- ресурсы | Образовательный продукт | дата |
1 2 | Ознакомление с требованиями к ЗУН Вода в масштабе планеты. Круговорот воды в природе. Вода в организме человека. Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Получение дистиллированной воды. Жесткость воды и способы её устранения. Получение белого фосфора. Изучение свойств различных пирофоров. Зачет.
| 1 1 | лекция практикум | - пресная вода - озоновый слой -регулятор климата - влажность воздуха
| Знать : Круговорот воды в природе .Запасы пресной воды. Экологических проблемах чистой воды.
Уметь: Получать дистиллированную воду. Определять жесткость воды и способы её устранения. Получение белого фосфора. Изучение свойств различных пирофоров. Зачет. | презентация « Вода» | Опорный конспект Отчет о проделанной работе | |
3 | Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Использование хлорида натрия в химическопромышленности. | 1 | Лекция практикум | -обмен веществ -солевое голодание -солевой баланс - | Знать: Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Уметь: Получать поваренную соль и её очищать. Использовать хлорид натрия вбыту | презентация « Поваренная соль» - соль пищевая - соль техническая | Семинар. Сообщения учащихся. Практическая работа. |
|
4 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. | 1 | практикум | Уметь: Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. | Отчет о практической работе | |||
5 | Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно- восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России. | 1 | Лекция практикум | -пирофоры - красный фосфор - белый фосфор | Знать : Пирофоры. Историю изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно- восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России.
| Лекция. Работа с СD. -различные виды спичек | Отчет о практической работе | |
6 | От пергамента и щелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связывающие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. | 1 | лекция | -пергамент -шелковые книги - целлюлоза - каолин - пигменты | Знать: . Виды бумаги и их практическое использование. | Различные виды бумаги | Опорный конспект,сообщения | |
7 8 | Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок. Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла. | 1 1 | лекция лекция | -графит - пигменты - акварель силикатная промышлен -ность - хрусталь - выдувание | Знать: Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок. Знать: Историю стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла. | Различные виды карандашей Презентация « Углерод»
Презентация « силикатная промышленность» | Опорный конспект, сообщения по теме Опорный конспект,сообщения. | |
9-10 | Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. | 2 | лекция | -фаянс - фарфор - майолика - терракота | Знать: Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. | Разновидности керамических материалов. |
| |
11-12 | Заключительные занятия | 2 | конференция | Защита творческих работ |
|
Формы контроля.
Формами контроля усвоения материала могут быть отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме .Подготовка слайд- презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данными программами. Учащиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовывать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. По окончании курса проводится итоговая конференция, на которой учащиеся представляют защиту своих рефератов посредством слайд- презентации. Рефераты и слайд- презентации соответствуют выбранной теме курса.
Примерные темы для подготовки сообщений
- Много ли соли в солонках страны?
- « Соляные бунты» в России.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- Имеет ли вода память?
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- « Скользкая» и «мокрая» вода.
- Выводим пятна со страниц книги.
- Синтетическая бумага- альтернатива целлюлозной бумаге.
- История бумажных денег.
- Вода в космосе.
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
- Анализ проб воды в различных районах села.
- Очистительные сооружения сельского водоканала (по материалам экскурсии)
- История спички.
- Слайд- презентация « Бассейн реки».
- Экологические проблемы акватории страны.
- Бумага – материальный носитель различных видов искусства (презентация в программе Power Point).
Литература и другие информационные источники
- Химическая энциклопедия . Т. М. 2007.
- Владимиров Л.И. Всеобщая история книги . М. Книга, 2005
- Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М. Высшая школа, 2008.
- Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. М. Педагогика, 2008
- Лялько В.И. Вечно живая вода Киев: 2005.
- КУльский Л.А. Проблема чистой воды. Киев 2006.
- Быстров Г. П. Технология спичечного производства М. 2008
- Розен Б.Л. Чудесный мир бумаги. М 2001
- CD диски
- Электронная энциклопедия « Кругосвет» , 2008г.
- Большая энциклопедия электронная Кирилла и Мефодия.
- Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».
Сайты в Интернете: www . chinainfo . ruwww. deiphiclub. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Программа курса "Основы химического анализа"
Курс способствует более углубленному познанию некоторых основных химических понятий на материале аналитической химии, а также формирует у учащихся умение организовать свой учебный труд: пользоваться у...
Программа спецкурса для учащихся 5 классов " Мифология стран и народов Мира"
Программа разработана в рамках ФГОС (ООО) и соответствует основным требованиям....
Программа спецкурса по математике, 5 класс
На дополнительных часах по математике в 5 классе с большим интересом решаем задачи по программе "За пределами учебника математики". Даже "слабенькие" ребятки очень стремятся активно участвовать ...
Программа спецкурса по математике, 5 класс
На дополнительных часах по математике в 5 классе с большим интересом решаем задачи по программе "За пределами учебника математики". Даже "слабенькие" ребятки очень стремятся активно участвовать ...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Программа спецкурса "Основы журналистики" (10-11 класс)
Подготовка учащихся к профессии журналиста....