Программа спецкурса по математике, 5 класс
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
На дополнительных часах по математике в 5 классе с большим интересом решаем задачи по программе "За пределами учебника математики". Даже "слабенькие" ребятки очень стремятся активно участвовать на уроках, решать, мыслить, радоваться успехам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа объединения по физике для учащихся 7-9 классов | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Авиамоторная 51б
Утверждаю Согласовано
Директор ГАПОУ МОК им. В.Талалихина руководитель СП-5 (учебный отдел)
______________Н.М.Снопко _____Л. И. Марциш
«____»__________2014г «_____»_____________2014г
Принято
школьным объединением педагогов
протокол № _____ от «_____»__________2014
Рабочая программа
курса физики 7-9
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Чопурян Н. М.
учитель физики
Москва
2014
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Занимательная физика»
Естественнонаучная направленность
Возраст обучающихся – 13 – 17 лет
Срок реализации – 3 года
форма организации – Объединение
автор программы К.В. Матвеев
методист физики ОМЦ ЦОУО
Руководитель объединения «Архимедовцы»»
Учитель физики
Чопурян Н. М.
г. Москва
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Занимательная физика»
Возраст обучающихся – 13 – 17 лет
Срок реализации – 3 года
Пояснительная записка
Программа курса дополнительного образования по профилю “Занимательная физика” построена на основе книги “Занимательная физика” Я.И. Перельмана и предназначена для того, чтобы углубить и оживить уже имеющиеся у учащихся основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.
Создание программы вызвано потребностью методического и нормативного обеспечения курса физики в системе дополнительного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Комплексный подход преподавания данной программы способствует углублению знаний и гармоническому развитию личности ребенка.
Программа рассчитана на учащихся 7-10 классов (13-17 лет).
Программа рассчитана на 102 часа, материал распределен на 3 года обучения по 34 часа в год.
Актуальность программы заключается в том, что она позволяет по-другому взглянуть на изучаемый предмет, вызывает заинтересованность в изучении физики.
Цель программы
Формирование естественно-научного мировоззрения у детей путём качественно нового осмысления окружающего нас мира.
Задачи программы:
∙ развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
∙ изучение формирования органического мира Земли с момента возникновения до настоящего времени;
∙ развитие интереса к природоведческой науке и наукам о Земле;
∙ стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления физики;
∙ формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами;
∙ формирование умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов;
∙ приучение детей к выразительному изложению своих мыслей;
∙ обучение воспитанников самостоятельному чтению книг по физике;
∙ формирование умения прогнозировать свою деятельность;
∙ воспитание чувства коллективизма, порядочности, честности.
Основные направления
и содержание деятельности
Образовательная программа разработана по десяти направлениям физики:
- СКОРОСТЬ. СЛОЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ.
- ТЯЖЕСТЬ И ВЕС. РЫЧАГ. ДАВЛЕНИЕ
- СОПРОТИВЛЕНИЕ СРЕДЫ
- ВРАЩЕНИЕ. “ВЕЧНЫЕ ДВИГАТЕЛИ”
- СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
- ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
- ЛУЧИ СВЕТА
- ОТРАЖЕНИЕ И ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА.
- ЗРЕНИЕ ОДНИМ И ДВУМЯ ГЛАЗАМИ
- ЗВУК И СЛУХ
Эти направления осваиваются в течение нескольких лет обучения.
По программе I года обучения дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу. Количество воспитанников в группе – 13-15 человек. Занятия групповые и с подгруппами. Возраст детей – 13-14 лет.
В программе I года обучения ведущими являются разделы: «Скорость и сложение движений», «Тяжесть и вес, рычаг, давление», «Сопротивление среды», «Вращение».
Во II год обучения дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу. Количество воспитанников в группе –15 человек. Занятия групповые и с подгруппами. Возраст детей –14-16 лет.
В программе II года обучения ведущими являются разделы: «Вечные двигатели», «Свойства жидкостей и газов», «Тепловые явления», «Лучи света».
На III году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Группа состоит из 15 человек. Возраст детей –16-17 лет.
Особенностью работы на данном этапе является полная самостоятельность учащихся: самостоятельная работа с литературой, выбор тем для выступлений (коллективные выступления), выполнение творческих работ, предусмотренных данной программой или выбранных самими воспитанниками.
Основными темами программы III года обучения являются: «Отражение и преломление света», «Зрение одним и двумя глазами», «Звук и слух».
Планируется:
∙ работа учащихся над проектами и рефератами с последующим докладом,
∙ участие в конкурсах, научных конференциях.
Мониторинг получаемых результатов
Знания учащихся оцениваются с помощью проведения контрольных, творческих работ, тестирования, собеседования с педагогом.
При этом учитывается:
∙ последовательность изложения мыслей, понимание темы, умение раскрыть её, точность употребления понятий и терминов;
∙ умение использовать полученные на занятиях знания в творческой работе, предлагать свои решения;
∙ способность применять приобретенные навыки при определении окаменелостей;
∙ умение вести самостоятельную научную работу индивидуально и в коллективе.
Текущий контроль осуществляется в ходе тестирования, практических работ, сообщений по окончании каждой темы.
Итоговый контроль проводится по итогам освоения курса 1-го, 2-го, 3-го годов обучения в виде творческих работ, проектов, конференций, олимпиад.
Воспитательная работа
Кроме освоения учащимися программного материала, на занятиях проводится воспитательная работа, соответствующая уровню обучения детей:
∙ беседы на этические темы;
∙ беседы о физике в литературе, поэзии, живописи;
∙ экскурсии в музеи, на выставки;
∙ акции, посвященные памятным датам и темам года;
∙ традиционные мероприятия коллектива (совместные празднования календарных и памятных дат, дни рождения и т.д.).
Учебно-тематический план
I год обучения
№ | Раздел. Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. | 1 | |||||||
I | СКОРОСТЬ. СЛОЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ. | |||||||
1. | Как быстро мы движемся? | 2 | 1 | 1 | ||||
2. | В погоне за временем. Тысячная доля секунды. | 2 | 1 | 1 | ||||
3. | Лупа времени. Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее – днем или ночью? | 1 | 1 | |||||
5 | Загадка тележного колеса | 1 | 1 | |||||
6 | Откуда плыла лодка? | 2 | 1 | 1 | ||||
ВСЕГО: | 9 | |||||||
II | ТЯЖЕСТЬ И ВЕС. РЫЧАГ. ДАВЛЕНИЕ | |||||||
1 | Ходьба и бег. Как надо прыгать из движущегося вагона? | 4 | 2 | 2 | ||||
2 | Арбуз-бомба. Где вещи тяжелее? | 2 | 2 | |||||
3 | Сколько весит тело, когда оно падает? | 2 | 1 | 1 | ||||
4 | Почему заостренные предметы колючи? | 2 | 1 | 1 | ||||
ВСЕГО: | 10 | |||||||
III | СОПРОТИВЛЕНИЕ СРЕДЫ | |||||||
1 | Пуля и воздух. Сверхдальняя стрельба. | 1 | 1 | |||||
2 | Почему взлетает бумажный змей? Живые планеры. Безмоторное летание у растения. | 4 | 2 | 2 | ||||
3 | Бумеранг | 2 | 1 | 1 | ||||
ВСЕГО: | 7 | |||||||
IV | ВРАЩЕНИЕ | |||||||
1 | “Колесо смеха” | 4 | 2 | 2 | ||||
2 | Чернильные вихри | 4 | 2 | 2 | ||||
ВСЕГО | 8 | |||||||
ВСЕГО В ГОД: 34 |
Учебно-тематический план
II год обучения
№ | Раздел. Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | |
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Знакомство с планом работы. | 1 | ||||
I | “Вечные двигатели” | ||||
1 | “Вечные двигатели” | ||||
2 | Аккумулятор Уфимцева | ||||
3 | “Чудо и не чудо” | ||||
4 | Еще “вечные двигатели” | ||||
ВСЕГО: | 5 | ||||
II | СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ | ||||
1 | Задача о двух кофейниках | ||||
2 | Чего не знали древние | ||||
3 | Жидкости давят… вверх! | ||||
4 | Что тяжелее? | ||||
5 | Естественная форма жидкости | ||||
6 | Почему дробь круглая? | ||||
7 | “Бездонный” бокал | ||||
8 | Копейка, которая в воде не тонет | ||||
9 | Вода в решете | ||||
10 | Пена на службе техники | ||||
11 | Мнимый “вечный” двигатель | ||||
12 | Мыльные пузыри | ||||
13 | Что тоньше всего? | ||||
14 | Сухим из воды | ||||
15 | Человек, который ничего не весил. | ||||
16 | “Вечные” часы | ||||
ВСЕГО: | 16 | ||||
III | ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||
1 | Когда Октябрьская железная дорога длиннее – летом или зимой? | ||||
2 | Высота Эйфелевой башни. От чайного стакана к водомерной трубке. | ||||
3 | Легенда о сапоге в бане. Как устраивались чудеса. | ||||
4 | Часы без завода. | ||||
5 | Лед, не тающий в кипятке | ||||
6 | Почему дует от закрытого окна? Таинственная вертушка. | ||||
7 | Греет ли шуба? Какое время года у нас под ногами? | ||||
8 | Бумажная кастрюля | ||||
9 | Почему лед скользкий? | ||||
10 | Задача о ледяных сосульках | ||||
ВСЕГО: | 10 | ||||
IV | ЛУЧИ СВЕТА | ||||
1 | Пойманные тени. | ||||
2 | Цыпленок в яйце. | ||||
3 | Карикатурные фотографии. | ||||
ВСЕГО: | 3 | ||||
ВСЕГО ЗА ГОД: 34 |
Учебно-тематический план
III год обучения
№ | Раздел. Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Правила техники безопасности.Родительское собрание. | 1 | ||||||
I. | ОТРАЖЕНИЕ И ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА | ||||||
1 | Видеть сквозь стены | ||||||
2 | Говорящая “отрубленная” голова | ||||||
3 | Можно ли видеть зеркало? Кого мы видим, глядя в зеркало? | ||||||
4 | Рисование перед зеркалом. Расчетливая поспешность. | ||||||
5 | Новое и старое о калейдоскопе | ||||||
6 | Дворцы иллюзий и миражей | ||||||
7 | Когда длинный путь проходится быстрее, чем короткий? | ||||||
8 | Новые Робинзоны | ||||||
9 | Как добыть огонь с помощью льда? | ||||||
10 | С помощью солнечных лучей | ||||||
11 | Старое и новое о миражах | ||||||
12 | “Зеленый луч”. Почему появляется зеленый луч? | ||||||
ВСЕГО: | 13 | ||||||
II. | ЗРЕНИЕ ОДНИМ И ДВУМЯ ГЛАЗАМИ | ||||||
1 | Когда не было фотографии. Чего многие не умеют? | ||||||
2 | Искусство рассматривать фотографии. На каком расстоянии надо держать фотографию? | ||||||
3 | Странное действие увеличительного стекла. Увеличение фотографий. | ||||||
4 | Лучшее место в кинотеатре. Совет читателям иллюстрированных журналов. | ||||||
5 | Рассматривание картин. Что такое стереоскоп? Наш естественный стереоскоп. | ||||||
6 | Одним и двумя глазами. Простой способ разоблачать подделки. | ||||||
7 | Зрение великанов | ||||||
8 | Вселенная в стереоскопе. Зрение тремя глазами. | ||||||
9 | Что такое блеск? | ||||||
10 | Зрение при быстром движении | ||||||
11 | Сквозь цветные очки. “Чудеса теней” | ||||||
12 | Белое и черное. Какая буква чернее? | ||||||
13 | Живые портреты. Воткнутые линии и другие обманы зрения. | ||||||
14 | Как видят близорукие. | ||||||
ВСЕГО: | 14 | ||||||
III | ЗВУК И СЛУХ | ||||||
1 | Что такое эхо? | ||||||
2 | Звук вместо мерной ленты | ||||||
3 | Звуковые зеркала | ||||||
4 | Звуки в театральном зале | ||||||
5 | Эхо со дна моря | ||||||
6 | Жужжание насекомых. Слуховые обманы. | ||||||
7 | Курьезы слуха. “Чудеса чревовещания” | ||||||
ВСЕГО: | 7 | ||||||
ВСЕГО ЗА ГОД: 34 |
Методическое обеспечение.
∙ требуемое количество учебного времени;
∙ помещение для проведения практических занятий;
∙ возможность копирования раздаточных материалов;
∙ цветные карандаши, чертежные инструменты, калькулятор, картон, цветная бумага, клей и другие инструменты;
∙ наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;
∙ существование математической библиотеки;
∙ возможность работы на компьютере;
∙ наличие специальных математических программ.
Психология развития мотивации учащегося
Творчество – фундамент общественного прогресса. Умение мечтать о новых достижениях и творить необходимо развивать как можно раньше, начиная со школьного возраста. Прежде чем создавать что-то, надо научиться о нем мечтать. Успехи ждут того, кто умеет своевременно перестраиваться в практической жизни и в обучении для достижения новых целей и перспектив, быстро в них разбираться. Очень важно научить воспитанников видеть многочисленные возможности применения абстрактных и, казалось бы, далеких от жизни математических элементов, законов и идей в самых разнообразных областях деятельности. Творческие способности, как любые другие, требуют постоянно упражнения, постоянной тренировки. Эта тренировка должна начинаться со школьной скамьи. И каждая самостоятельно решенная задача, каждое самостоятельно преодоленное затруднение формирует характер и обостряет творческие способности. Но без искреннего увлечения проблемой, без внутреннего убеждения, что дальше нельзя существовать без поиска решения, без длительного и упорного размышления над предметом поиска и многократного возвращения к осмыслению различных возникающих при этом вариантов успех не придет. Он подготавливается напряженной предшествующей работой.
В связи с кризисом классической модели и системы образования активизируется интерес к проблеме личностных достижений учащихся.
В обучении должна присутствовать новизна, импровизация, какая-то альтернатива уроку. Дети будут приходить по одной простой причине: на занятиях будет интересно. Воспитанники смогут обсуждать задачи для олимпиад младших школьников.
Цель дополнительного образования в области физического исследования: развить у детей творческое мышление, внушить им уверенность в своих способностях и творческих возможностях, поддержать увлечение ребят физикой, сформировать желание открыть для себя что-то новое.
«Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)…
При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий:
- Постановка проблемы;
- Изучение теории, посвященной данной проблематике;
- Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- Сбор собственного материала;
- Его анализ и обобщение;
- Собственные выводы.
Для формирования мотивации совместной учебной деятельности необходимо:
- Создать ситуацию для возникновения у обучающегося общего положительного отношения к коллективной форме работы.
- Внимательно подбирать состав группы. При этом надо учитывать желание детей работать друг с другом; соотношение их реальных возможностей и их представлений о своих способностях; индивидуальные особенности учащихся (уровень их знаний, темп работы, интересы и т.д.).
- Правильно отбирать задания и формы коллективной деятельности.
Умение сопоставлять различные способы позволит ребенку не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь повлияет на формирование самостоятельности, овладение навыками самообразования. Развитие умения планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации. При ее выявлении полезен метод интервью, в основе которого лежит непосредственное общение учащегося с преподавателем.
Начиная со второго этапа необходимо раскрывать взаимосвязь математики с другими науками; рассматривать математику как вычислительный аппарат, орудие для изучения окружающего мира во всех его проявлениях, во всем его многообразии.
На третьем этапе обучения необходимо формирование мотива достижения, для чего требуется:
- «Обучение способам создания проектов.
- Обучение способам поведения, типичным для человека с высокой мотивацией достижения (предпочтение средних по трудности целей и избегание как слишком легких, так и слишком трудных целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела и избегание случайных ситуаций; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах дела и т. д.);
- Изучение конкретных примеров из повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокой мотивацией достижения; анализ этих примеров при помощи системы категорий, используемых при диагностике мотивации достижения»
Часто случается так, что удачно проведенное сегодня занятие завтра требует совсем новых подходов, поскольку психологическая атмосфера в группе по тем или иным причинам изменилась, стала другой и требует нового подхода, чтобы сохранить рабочую обстановку. Нужно каждый раз добиваться того, чтобы все учащиеся, занимающихся с интересом, следили за постановкой проблемы, участвовали в ее обсуждении и все свое внимание устремляли на познание нового, стремились подняться на следующую ступень знания.
Литература
- Я.И.Перельман. «Занимательная физика». Д.: ВАП, 1994.
- А.И.Сёмке. «Занимательные материалы к урокам». М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
- «Физические викторины». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1967.
- М.А.Петрухина. «Физика. Нестандартные уроки. Внеурочные мероприятия». Волгоград: Учитель, 2007.
- В.Г.Прокопович. «Софизмы. Физика». М.: Грамотей, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"
Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....
Программа спецкурса по математике «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ по математике, 9 класс»
Программа рассчитана на 35 часов, основана на материале Открытого банка ОГЭ 2015 (вторая часть), состоит из двух блоков: АЛГЕБРА и ГЕОМЕТРИЯ ...
Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов»
Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов» на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования «Нестандартные задачи по математике»
Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования "Нестандартные задачи по математике" включает пояснительную записку, литературу, требования к учащимся, со...
Программа спецкурса по математике «Дополнительные вопросы математики (9 класс)»
Программа курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной ...
Рабочая программа спецкурса по математике для 10-11 классов «Практическое решение задач по математике»
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:проводить тождественные преобразования числовых, алгебраических и тригонометрических выражений.решать различные типы текстовых задач; уметь оп...