Программа спецкурса для учащихся 5 классов " Мифология стран и народов Мира"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Программа разработана в рамках ФГОС (ООО) и соответствует основным требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_prgramma_po_spetskursu_mifologiya.docx | 59.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 39 им.П.Н.Самусенко»
РАССМОТРЕНО Заседание НМС МБОУ « СОШ № №39 им.П.Н.Самусенко» Протокол № _____ от______________ Зам.директора по НМР Матц Е.В.________
| РЕКОМЕНДОВАНО ЭМС МАУ «ЦРО» г.Братска Протокол № ______ от _______________ Директор МАУ «ЦРО» КусковаИ.Н. _____________
(печать) | УТВЕРЖДЕНО Приказ №______ от_____________ Директор МБОУ «СОШ №39 им.П.Н.Самусенко» Митрофанова С.Н._________ (печать) |
Авторская адаптационная педагогическая разработка
« Мифология стран и народов Мира»
Программа спецкурса для учащихся 5 классов.
Автор разработки:
Колосова Юлия Викторовна,
учитель истории и обществознания
2013г
г. Братск
Пояснительная записка.
“Вообще на свете только и существуют мифы”
А.Ф.Лосев
Мифологическая наука — одна из старейших наук, которая в школе не проводится как самостоятельный предмет и ее разделы изучают учащиеся только в 5 классе на уроках истории и литературы. Это и делает столь важной задачу создания программы данного специального курса, которая могла бы быть использована в школе в качестве дополнительного источника информации при подготовке к урокам, так и как тематические классные часы, развивающие самостоятельную познавательность учащихся в рамках введения новых ФГОС ООО.
Актуальность данного курса заключается в изучении культурологических аспектов мифологии более углубленно, нежели на уроках истории Древнего мира и литературы в 5 классе. Учащиеся на уроках рассматривают основные события, дают характеристику сценам битв, но не рассматривают мифологию в целом и не ведут сравнительный анализ представлений народов древности и их культурологический аспект развития.
Новизна предлагаемой программы заключается в целостном подходе к мифологии. Иными словами, мы исследуем не истории про битвы богов, а культурологический аспект как единое целое и его проявление у каждого конкретного народа в древности.
Методологической основой данного курса является авторская программа А.Л.Барковой «Мифология» для студентов ВУЗов исторического факультета; Москва,1998г. В основу данной программы положена идея изучения мифологии со стороны мифологического мышления человечества как единого целого и его проявление у каждого конкретного народа. Автор берет за основу методы изучения: сравнительно-исторический, исследующий мифологию родственных народов, историко-типологический, базирующийся на представлении о единых для человечества законах развития мышления, благодаря чему мифология более архаических народов может служить объяснением представлений высоких цивилизаций
Цели данного курса- формирование у учащихся ценностных ориентаций и знаний об историческом и культурном наследии стран и народов Мира в древности, как средства становления гражданственности и личности, осознание ими значимости культурных и исторических аспектов для дальнейшего развития мировых цивилизаций.
Задачи обучения:
- анализ и синтез историко-культурологических аспектов развития стран и народов Мира на основе мифологических знаний;
- формирование представлений об особенностях историко-культурного развития стран и народов Мира на основе мифологических знаний, а также способности к восприятию мировой культуры, осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;
- развитие системного взгляда на историю и культуру стран и народов Мира, представлений об их целостности, единстве и многообразии;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности через воспитание уважения к культурному наследию Мира;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся как на уроках, так и внеурочной деятельности.
Данный курс рассчитан на формирование у обучающихся УУД:
1. Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выявление родовидовых и ситуативно- существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.
2.Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
3.Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу; -планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; -адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
4.Личностные универсальные учебные действия:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, -способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, -интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, -готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Программа данного спецкурса рассчитана на 34 часа из расчета 1час в неделю для обучающихся 5 класса( из них 2 часа отведено на практические работы, 2 часа на защиту итогового проекта и 1 час- на проведение творческой работы).
Основными методами и приемами достижения результатов являются:
- Работа с текстом: традиционный-составление информационного сжатого, развернутого плана; смысловой–перечисление признаков, исторических особенностей; картинный- образное изложение материала.
- Графический: составление логических цепочек, схем, различных таблиц.
- Проблемно-поисковый: подготовка и разработка проектов по проблеме.
- Персонификация: подготовка театрализованных сцен, миниатюр по мифам и легендам стран Мира.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: историко-культурологический и системно-деятельностный подход.
Средства и методы контроля за усвоением школьниками программы являются:
- Тестовые задания с открытыми и предлагаемыми вариантами ответов;
- Творческие задания (конкурсы рисунков и выступлений учащихся);
- Подготовка и разработка проектов;
- Мини-зачеты по блокам.
Для оценивания знаний и умений учащихся используется рейтинговая система. Также допускается традиционная система оценивания по пятибалльной шкале. Каждое занятие оценивается определенным количеством баллов: по итогам выполнения самостоятельных работ, проектов, умозаключений. По итогам каждого занятия статус «Юный исследователь» получают учащиеся, набравшие от 80 до 100 баллов, что соответствует оценке 5(отлично);статус «Следопыт» получают учащиеся, набравшие от 70 до 80 баллов,что сообтествует оценке 4(хорошо); статус « Наблюдатель» получают учащиеся, набравшие менее 70 баллов, что соответствует оценке 3(удовлетворительно). В рамках курса предусматривается промежуточный подсчет рейтингов, а по окончании курса учащиеся получают итоговую отметку в форме «зачет\незачет»
Программа ориентирована на укрепление межпредметных связей с такими дисциплинами как история, обществознание, география, изобразительное искусство, литература, информатика, мировая художественная культура.
В результате реализации программы спецкурса у учащихся формируются следующие компетенции:
1.Познавательные-устанавливать причинно–следственные связи между мифологией и реальными событиями в истории древних государств, искать доказательства своим версиям; самостоятельно добывать информацию и логически ее оформлять; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации мифологии разных стран; самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
2.Регулятивные-самостоятельно ставить цель своей деятельности в ходе изучения мифологии, планировать свои действия на занятии как совместно с учителем, так и самостоятельно при работе с новым материалом; контролировать процесс своих действий и совершать самооценку полученным результатов.
3.Коммуникативные- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь строить высказывания в устной форме при реализации приемов персонификации и театрализации, вступать в диалог с учителем при выражении собственной точки зрения, свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.
4. Личностные- доброжелательное отношение к труду, осознание значимости своих достижений в ходе изучение курса, проявлять интерес к культуре и традициям других народов и культуре своего государства, формирование собственной гражданской позиции.
Содержание программы предусматривает 4 раздела, которые включают в себя подразделы:
- Введение (знакомство с мифологией).
1.1.Что такое мифология?
1.2. История развития мифологии.
1.3.Миф и современность.
- Мифология Месопотамии и Ближнего Востока.
2.1. Мифология Древнего Египта.
2.2. Шумеро-аккадская мифология.
- Индоевропейская мифология.
3.1.Мифология Древней Греции.
3.2.Римская мифология.
3.3. Германо-скандинавская мифология.
3.4. Мифология восточных славян
4.Мифология народов Азии.
4.1. Индийская мифология.
4.2.Китайская мифология.
4.3.Мифология народов майя, инков, ацтеков.
Первый раздел программы включат в себя получение базовых знаний, и дает понятия учащимся о мифологии как о науке, рассматривает предмет изучения мифологии, отличительные признаки мифологии от сказки, историю развития мифологии и ее классификацию.
Второй раздел программы предусматривает изучение мифов Древнего Египта, Древнего Двуречья, на основе которых учащиеся могут сделать заключения о условиях появление и становления данных государств, природных условиях.Зооморфизм египетских богов. Эволюция образа солнечного бога: Атум – Амон – Ра – Атон. Миф об Осирисе и Исиде. Погребальный обряд и его отражение в мифах. Природно-климатические условия Междуречья. Верховные боги шумеров. Образ Мардука как результат усиления Вавилона. Миф о потопе. Миф об Инанне и Думузи.
Третий раздел программы включает в себя следующие темы по подразделам: Природно-климатические условия Древней Греции. Основные занятия населения. Миф о сотворении мира. Поколения греческих богов. Боги-олимпийцы: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Афина, Афродита, Аполлон, Арес. Миф о сотворении человека. Греческие мифы как отражение международных связей Средиземноморья.
Природно-климатические условия Аппенинского полуострова. Пантеон верховных божеств. Божества-покровители: личные, родовые, общегосударственные. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Природно-климатические условия Скандинавского полуострова. Мифологическая картина мира древних скандинавов. Асы и Ваны. Один – маг, поэт, воитель. Сотворение человека. Хель и Вальхалла. Образ трикстера в скандинавской мифологии – Локи. Эсхатологический миф о Рагнарёке.
Природно-климатические условия территории расселения восточных славян. Сложности изучения славянской мифологии. Влияние христианства на пантеон языческих божеств. Общеславянские боги. Перун и Велес. Мифологическая картина мира восточных славян. Персонажи низшей мифологии
Последний четвертый раздел посвящен мифологии стран и народов Древней Азии и в нем рассматриваются такие темы как:природно-климатические условия Древней Индии. Ведийская мифология: образы верховных божеств. Индуистская мифология. Божественная триада Брахма – Вишну – Шива. Буддийская мифология. Трансформация буддийских святых в мифологические персонажи. Природно-климатические условия Древнего Китая. Миф о сотворении мира. Образ культурного героя: Фу-си. Духи природных стихий. Влияние буддийской мифологии: образ Гуань-Инь.
Мифы и легенды народов майя, инков и ацтеков. Сотворение календаря.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | УУД учащихся | Образовательный продукт
|
Раздел 1. Введение (знакомство с мифологией) 3 часа. | ||||
1.1 | Что такое мифология? | 1 | 1.Познавательные-устанавливать причинно–следственные связи между мифологией и реальными событиями в истории древних государств; 2.Регулятивные-самостоятельно ставить цель своей деятельности в ходе изучения; планировать свои действия на занятии как совместно с учителем, так и самостоятельно при работе с новым материалом; 3.Коммуникативные- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания; свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение; 4. Личностные-доброжелатель-ное отношение к труду, осознание значимости своих достижений в ходе изучение курса. | Карточки с понятиями |
1.2 | История развития мифологии. | 1 | Составление логических цепочек | |
1.3 | Миф и современность | 1 | Сообщения учащихся о теориях и точках зрения на мифологию | |
Раздел 2. Мифология Месопотамии и Ближнего Востока. 7 часов | ||||
2.1 2.2 | Мифология Древнего Египта | 2 | 1.Познавательные- самостоятельно добывать информацию и логически ее оформлять; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; 2.Регулятивные- принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану контролировать процесс своих действий и совершать самооценку полученным результатов; 3.Коммуникативные- форме; уметь строить высказывания в устной форме при реализации приемов персонификации и театрализации, вступать в диалог с учителем при выражении собственной точки зрения, свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение; 4. Личностные- проявлять интерес к культуре и традициям других народов; | Карта, составление кроссворда |
2.3 | Миф об Осирисе и Исиде | 1 | Составление глоссария | |
2.4 2.5 | Шумеро-аккадская мифология | 2 | Презентация «Древнее междуречье» | |
2.6 | Миф о потопе. Миф о Ианне и Думузи. | 1 | Театрализация отрывков из мифов. | |
2.7 | Сравнительный анализ мифологии Древнего Египта и Междуречья (Практическая работа) | 1 | Сравнительная таблица, схема | |
Раздел 3. Индоевропейская мифология. 16 часов | ||||
3.1 3.2 | Мифология Древней Греции | 2 | 1.Познавательные - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; 2.Регулятивные- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 3.Коммуникативные- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания; свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение; 4. Личностные- свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение
| Вопросы и задания к тексту |
3.3 | Миф о сотворении мира. Миф о сотворении человека | 1 | Театрализация отрывков из мифов. | |
3.4 | Поколения греческих Богов | 1 | Таблица | |
3.5 3.6 | Римская мифология | 2 | Составление логических цепочек | |
3.7 | Пантеон Богов. | 1 | Создание книжек-малышек на основе рисунков учащихся | |
3.8 | Сравнительный анализ римской и греческой мифологии (практическая работа) | 1 | Составление сравнительной таблицы на основе исторических документов | |
3.9 3.10 | Мифологическая картина мира древних скандинавов. Асы и Ваны. | 2 | Презентация по теме «Мифология Древних скандинавов» | |
3.11 | Образ Трикстера в скандинавской мифологии – Локи. | 1 |
| |
3.12 | Эсхатологический миф о Рагнарёке. | 1 | ||
3.13 | Мифология восточных славян | 1 | Создание перфокарт по теме: «Мифология восточных славян» | |
3.14 | Общеславянские боги. Перун и Велес. Персонажи низшей мифологии. | 1 | Составление кроссвордов учащимися | |
3.15 | Мифологическая картина мира восточных славян | 1 | Схема, логическая цепочка | |
3.16 | Творческая работа. Конкурс рисунков изображения индоевропейских богов в мифах. | 1 | Рисунки и изображения богов | |
Раздел 4. Мифология народов Азии. 6часов+ 2 часа | ||||
4.1 | Природные условия Древней Индии | 1 | 1.Познавательные- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 2.Регулятивные- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 3.Коммуникативные- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 4. Личностные- проявлять интерес к культуре и традициям других народов и культуре своего государства, формирование собственной гражданской позиции.
| Карта, схема |
4.2 | Ведийская мифология. Индуистская мифология. Буддийская мифология | 1 | Схемы, логические цепочки | |
4.3 | Природные особенности Древнего Китая | 1 | Карта, схема | |
4.4 | Миф о сотворении мира. Образ культурного героя: Фу-си | 1 | Рисунки учащихся | |
4.5 | Влияние буддийской мифологии: образ Гуань-Инь. | 1 | Схемы, логические цепочки | |
4.6 | Мифы и легенды народов майя, инков и ацтеков. Сотворение календаря. | 1 | Презентация по теме: «Мифы древнего Востока» | |
4.7 4.8 | Подготовка и защита итоговых проектов | 2 | Презентации, проекты и творческие работы учащихся. | |
Итого часов: | 34 |
Список литературы для учителя :
1. Апинян, Т. А. Мифология : теория и событие : Учебник. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун- та, 2005. - 281 с. 2. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков; под ред. В. И. Кузищина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 459 с. 3. История Древней Греции : учебное пособие для вузов / В. И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В. М. Строгецкий, А. В. Стрелков; под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2006. - 478 с.
4. Козолупенко, Д. П. Миф. На гранях культуры. - М. : Канон +, 2005. - 212 с. 5. Криничная, Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора / Н.А. Криничная. - М. : Академический Проект, 2004. - 1005 с. 6. Кузищин, В. И. История Древнего Рима: учебное пособие для вузов / В.И. Кузищин, И. А. Гвоздева; под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2005. - 447 с. 7. Древнего Востока : Иран, Индия, Китай : тексты / авт. - сост. : Ю. М. Алиханова [и др.]. - М. : издательство МГУ, 1984. - 349 с. 8.Редер, Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья / Д. Г. Редер. - М. : Наука, 1965. - 119
9. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян. - Переизд. - М. : Рус.слово, 1997. – 823 10. Соболев, А. Н. Мифология славян / А. Н. Соболев. - СПб. : Лань, 2000. - 271 с. 11. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура. - М. : Политиздат, 1989. - 573 с. 12. Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов; МГУ. - М. : Кнорус, 2005. - 536 с. 13. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь/ [Пер. с англ. М.К. Рыклина].-М. : АСТ, 1998. - 782с. 14.Циркин, Ю. Б. Мифы Древнего Рима / Ю. Б. Циркин. - М. : Астрель, АСТ, 2000. - 559с. 15. http://ml.volny.edu/ 16.http://www.dag-style.com/forum/15-83-1 17..http://lib.rus.ec/b/359632/read 18. http://katushka.net/groups/books/text/31087/
Список литературы для учащихся:
- Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М. : Художественная литература, 1975. - 752 с.
- Египетская мифология: Энциклопедия / [Пер. с анг. Д. Воронина]. - М. : Эксмо, 2004. - 590 с.
- Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции : [пер. с древнегреческого] / Н. А. Кун. - М.: АСТ, 2006. - 538, [1] с.
- Кун, Н. А., Нейхардт, А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима / Н. А. Кун, А. А. Нейхардт. - СПб. : Литера, 1999. - 607с.
- Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1 : А - К.- 1998. - 671 с.
- . Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.
- Рак, И. В. Легенды и мифы Древнего Египта / И. В. Рак. - СПб.: Летний сад, 2001. - 223с.
- Темкин, Э. М., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии / Э.Н. Темкин, В.Г. Эрман. - 4-е изд., доп. - М. : Астрель,2000. - 528с.
- http://world-of-legends.su/
- http://www.legendami.ru/
- http://legendy.claw.ru/
Приложение 1.
Практическая работа №1.
Цели: научить учащихся делать сравнительный анализ религии и мифологии древнего Египта и Двуречья, создать условия для развития самостоятельности учащихся путем работы с источником, способствовать формированию представлений о мифах и религии Древнего Востока.
Вид работы: самостоятельная работа с историческим источником; анализ источника и сравнительный анализ культуры и религии, на основе исторического источника.
Задание: на основе выписки из исторических источников найти отличительные черты культуры и религии и выделить подчеркиванием.
Фрагмент №1 « Об искусстве Египта».
Несмотря на общий упадок искусства в первом промежуточном периоде, в некоторых центрах постепенно начался рост местных художественных мастерских, сочетавших традиции мемфисского искусства со своими самобытными чертами. Именно эти мастерские во многом подготовили новый расцвет искусства Египта следующего периода — Среднего царства. Среднее царство Новые правители страны были родом из Фив (21—18 века до н. э.) — одного из южных центров, не имевших за собой пока никаких славных традиций. Они объединили страну и образовали XI династию фараонов. Столицей сначала оставались Фивы — резиденция новых царей и место их погребения. Гробницы знати, как и раньше, имели формы масштаб. Повторение образцов Древнего царства отчетливо заметно и в придворном изобразительном искусстве. Статуи царей выдержаны в той же иконографические черты. Статуи вельмож в основном следовали образцам царской скульптуры. Росписи гробниц придворной знати воспроизводят старые образцы. Достаточно сравнить сцену охоты в пустыне в пирамидном храме фараона Сахура и в гробнице визира времени начала XII династии Антефокера, чтобы в этом убедиться. Существовали и скальные гробницы. Стены здесь покрывались росписями или цветными рельефами, потолки расписывались различными орнаментами, часто воспроизводя плетения циновок. Фрагмент №2 « Об искусстве Шумеров» Рельефные памятники в Шумере представляли собой главным образом небольшого размера доски, палетки, плакетки, сделанные из мягкого камня или глины. Сооружались они в чёсть какого-либо важного события — закладки храма, победы над врагами и т. п. Если сравнить эти памятники с одновременными египетскими рельефами, то особенно резко бросается в глаза превосходство последних. Композиции с нагромождением фигур, скованные позы, условные треугольники профилей, сделанные как будто по одному шаблону,— вот что отличает большинство рельефных памятников раннединастического времени в Шумере. Сохраняется повествовательная форма, достигавшаяся, как правило, горизонтальным членением плоскости. Фигуры правителей или должностных лиц значительно увеличены в размерах — таким способом они выделяются среди прочих смертных. Фрагмент №3 Изображения стелы Эаннатума делают понятнее некоторые выражения в раннединастических текстах, вроде: «я накрыл его обширной сетью», — видимо, некоторые воины, подобно Нингирсу, могли иметь в качестве боевого оружия палицу и сеть, которой они опутывали врага. В Египте больше ценились линия и геометризм. Шумеры же лепили статичные, объемные и одновременно живописные фигуры. За 5 тысяч лет в Египте на столько сильно укоренились традиции, что после завоевания Александром Македонским египетское искусство ни только не исчезло, но и слилось с эллинистическим. А пластика Древнего Египта нашла широкое распространение не территории всей Римской империи |
Приложение №2.
Практическая работа №2.
Цели: создать условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, научиться работать с дополнительными источниками информации, уметь оформлять свои умозаключения в сравнительную таблицу.
Вид работы: учащиеся самостоятельно при работе с источником заполняют сравнительную таблицу, делая умозаключения о сходстве и различиях. Можно применить на занятии систему цветовой информации, например сходства учащиеся могут выделить зеленым карандашом, а отличия-желтым.
Герои греческой и римской мифологии в сравнении.
Имя божества в греческой мифологии | Имя божества в римской (италийской) мифологии | Значение божества в греческой мифологии | Значение божества в римской мифологии |
Зевс | Юпитер | Сын Реи и Крона, самый могущественный и высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель людей и богов; | Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле; |
Посейдон | Нептун | Колебатель земли, властитель морей; | Царь морей и океанов, бог морского царства; |
Гера | Юнона | Супруга Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов; | Супруга Юпитера, царица неба, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия; |
Аид | Отождествлялся с богами Орком и Дитом | Брат Зевса, великий повелитель загробного царства; | Орк- бог смерти; Дит - бог преисподней; |
Дионис | Вакх | Бог растительности, вина и виноделия; | Бог вина, виноделия, веселья; |
Пан | Фавн | Бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов; | Веселый, деятельный бог лесов, рощ, полей; |
Деметра | Церера | Богиня плодородия и земледелия; | Богиня жатвы, покровительница плодородия; |
Тюхэ | Фортуна | Богиня счастливой судьбы; | Богиня счастливой судьбы, как и у греков; |
Артемида | Диана | Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах; | Покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов; |
Афродита | Венера | Первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Афродиту рассматривали также как богиню - покровительницу мореплавания; | Покровительница цветущих садов, богиня весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы; |
Эрот | Амур или Купейдон | Сын Афродиты - веселый, шаловливый, коварный; его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель; | Подобно Эроту пускает свои любовные стрелы в жертвы, принося им радости и муки любви; |
Гименей | Гименей | Бог брака; | Бог брака; |
Гефест | Вулкан | Бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии; | Бог огня и очага, искуснейший кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров; |
Афина | Минерва | Богиня мудрости, покровительница городов и государств как в дни мира так и во время войны; | Покровительница городов и мирных занятий их жителей; |
Арес | Марс | Бог войны, олицетворение свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий; | Яростный, неукротимый бог войны; |
Гермес | Меркурий | Покровитель торговли, ловкости, обмана, воровства; | Исполняет функцию посланца богов, наделен смекалкой, наблюдательность и хитростью; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса для 11 класса "Систематизация знаний по биологии"
Программа курса "Систематизация знаний по биологии и подготовка к ЕГЭ" составлена на основе следующих нормативных документов:1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии...
Программа спецкурса в 11 классе "Генетика человека"
Программа спецкурса «Генетика человека» рассчитана на старший возраст учащихся. Содержание материала спецкурса, способствует развитию у учащихся умений ...
Программа летнего отдыха учащихся "Пангодинская волшебная страна"
Программа построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудо...
Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"
Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...
Рабочая программа спецкурса " Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку "
Программа составлена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 34 часа....
Авторская программа спецкурса для 7 класса "История Нерюнгринского района"
Воспитывать современных детей идеям патриотизма и интернационализма необходимо начинать с приобщения их к истории малой Родины. Именно через краеведческую работу закладываются...
Рабочая программа по географии. 7 класс. География: материки, океаны, народы и страны.
География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об ...