Программа курса "Основы химического анализа"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Курс способствует более углубленному познанию некоторых основных химических понятий на материале аналитической химии, а также формирует у учащихся умение организовать свой учебный труд: пользоваться учебником, справочной литературой, реактивами, химическим оборудованием. Программа курса предусматривает: лекционное изложение материала, семинарские занятия, демонстрацию, лабораторные и практические занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_osnovy_khimicheskogo_analiza.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы химического анализа»
Автор: Горячевская Татьяна Витальевна
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 10-11 классов, рассчитана на 68 часов.
Цель программы заключается в расширении и углублении химических знаний, в получении учащимися исследовательских навыков и умений, развития у них интереса к научно-исследовательской деятельности. Курс способствует более углубленному познанию некоторых основных химических понятий на материале аналитической химии, а также формирует у учащихся умение организовать свой учебный труд: пользоваться учебником, справочной литературой, реактивами, химическим оборудованием. Программа курса предусматривает: лекционное изложение материала, семинарские занятия, демонстрацию, лабораторные и практические занятия.
В задачи курса входит:
I. Формирование у учащихся представления об основах аналитической химии, ее роли в системе естественных наук.
II.Формирование учебных умений, необходимых для приобретения и совершенствования знаний, а также для самообразования.
Особенностью содержания предлагаемого курса химии является значительное усиление прикладной, практической направленности, имеющей большее значение для профориентации учащихся, а именно: воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков; подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями.
В содержание курса включены 4 раздела, составляющие основу аналитической химии:
I раздел. Вводный (теоретические основы);
II раздел. Качественный анализ;
III раздел. Количественный анализ;
IV раздел. Технический анализ.
Особенности разделов курса «Основы химического анализа»
I раздел: Теоретические основы.
Данный раздел включает в себя фундаментальные знания, которые на протяжении всего курса углубляются и закрепляются на конкретных примерах; в теоретической части особое внимание должно быть уделено представлению о законе действия масс и его приложение к гомогенным и гетерогенным системам.
В этом разделе для успешного освоения последующего содержания программы необходимо закрепить и углубить представления учащихся по теме «Вода. Растворы»: ввести понятия – константа диссоциации воды, ионное произведение воды, водородный показатель, дисперсные системы, буферные растворы; по теме «Гидролиз» - константа гидролиза, химизм реакции гидролиза некоторых солей многоосновных кислот; по теме «Комплексные соединения» - состав и строение комплексных соединений, прочность комплексных ионов и разрушение комплексов, влияние концентрации раствора на комплексообразования.
II раздел: Качественный анализ.
В разделе «Качественный анализ» осуществляется знакомство с техникой лабораторных работ, то есть с практической частью качественного анализа, который включает:
а) анализ катионов;
б) анализ анионов;
в) анализ катионов и анионов.
Учащимся необходимо овладеть методикой качественного анализа. Особенностью данного раздела является получение учащимися навыков и умений в исследовательской деятельности.
III раздел: Количественный анализ.
В данном разделе дается представление о наиболее важных химических, физико-химических и физических методах количественного анализа (изучается весовой или гравиметрический, объемный или титриметрический методы анализа), сущность которых раскрывается через практические занятия.
IV раздел: Технический анализ.
Данный заключительный раздел программы имеет большую политехническую, практическую и прикладную направленность. Учащиеся, используя знаний и умения по разделам качественного и количественного анализов, должны самостоятельно определить жесткость воды, рассчитывать кислотность молока и хлеба, проводить анализы нефти и нефтепродуктов, анализ топлива.
Требования к результатам усвоения учебного материала по разделам
I. Теоретические основы.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны знать:
- понятия: раствор, классификация растворов, дисперсные системы, буферные растворы, концентрации; гидролиз растворов солей; комплексные соединения;
уметь:
- проводить расчеты с использованием понятия «концентрация растворов» (нормальную молярную, процентную);
- готовить растворы различной концентрации;
- объяснять и применять для решения расчетных задач понятия: концентрация, сущность реакции гидролиза, комплексные соединения.
II. Качественный анализ.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны знать:
- классификацию катионов и анионов;
- качественные реакции на катионы и анионы;
уметь:
- определять катионы и анионы в растворах;
- описывать наблюдения;
- проводить опыты по анализу и исследованию состава соединений;
III. Количественный анализ.
По окончанию изучения этого раздела учащиеся должны знать:
- важнейшие химические, физико-химические, физические методы количественного анализа; титр, титрование;
уметь:
- готовить рабочие растворы;
- определять кислотность, нормальность растворов;
- выполнять операции весового (гравиметрического) анализа (выбор величины навески, растворение, осаждение, фильтрование, высушивание);
- выполнять операции объемного (титриметрического) анализа;
- объяснять и применять при решении экспериментальных и расчетных задач понятия: концентрация, титр, титрование, зависимость нормальности раствора от объема;
- производить расчеты по формулам и химическим реакциям.
IV. Технический анализ.
В результате изучения этого раздела учащиеся должны знать:
- сущность понятия «Технический анализ» и его функции;
уметь:
- выполнять требования инструкций по техническому анализу;
- анализировать и делать выводы по результатам определенного технического анализа (определение жесткости воды, определение кислотности молока и хлеба, анализ нефти и нефтепродуктов).
Учебный план
№ | Наименование темы | Всего часов | Количество часов | |
Теор. | Практ. | |||
I раздел | Теоретические основы химического анализа | 21 час (20 часов + 1 резерв) | ||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Закон действия масс, его приложение | 2 | 2 | - |
3. | Вода. Растворы. | 8 | 5 | 3 |
4. | Буферные растворы | 1 | 1 | - |
5. | Комплексные соединения | 3 | 1 | 2 |
6. | Дисперсные системы | 2 | 2 | - |
7. | Семинар «Теоретические основы химического анализа» | 2 1 резерв. | - | 2 1 резерв. |
II раздел | Качественный анализ | 20 | 2 | 18 |
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Классификация катионов и их обнаружение | 10 | - | 10 |
3. | Классификация анионов, их обнаружение | 8 | - | 8 |
III раздел | Количественный анализ | 14 | 3 | 11 |
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Гравиметрический анализ (весовой) | 5 | - | 5 |
3. | Титриметрический анализ (объемный) Экскурсия в аналитическую лабораторию | 6 1 | - 1 | 6 - |
IV раздел | Технический анализ | 13 | 2 | 11 |
1. | Введение | 3 | 1 | 2 |
2. | Технический анализ | 6 | 1 | 5 |
3. | Зачет | 4 | - | 4 |
Итого: | 68ч. | 19ч. | 48ч |
Содержание курса
Раздел I. Теоретические основы химического анализа
(18 часов + 1 резерв)
Тема 1. Введение (1 час.)
Основные правила техники безопасности. Оборудование химической лаборатории. Правила работы в химической лаборатории. Требования к выполнению лабораторных работ.
Практическая работа. Техника выполнения лабораторных работ (нагревание и выпаривание; осаждение, промывание и растворение осадков; фильтрование; капельные реакции; микрокристаллоскопические реакции).
Тема 2. Закон действия масс (2 час.).
Закон действия масс. Формулировка, сущность, приложение закона действия масс к гомогенным и гетерогенным системам.
Решение задач.
Тема 3. Вода. Растворы (8 час.).
Вода – растворитель. Основные положения теории электролитической диссоциации. Свойства растворов. Растворимость. Ионное произведение воды в водородный показатель. Произведение растворимости. Концентрация. Способы выражения концентрации. Гидролиз. Решение задач.
Практическая работа:
1. Приготовление растворов различной концентрации (2ч).
2. Определение реакции среды при растворении различных солей в воде (1ч).
Тема 4. Буферные растворы (1 час.).
Буферные системы. Определение, свойства, примеры буферных растворов, применяемых в анализе. Значение буферных растворов.
Решение задач.
Тема 5. Комплексные соединения (3 час.).
Комплексные соединения: состав, строение, свойства, получение и применение.
Практическая работа. Получение и свойства комплексных солей.
Тема 6. Дисперсные системы (2 час.).
Колоидное состояние вещества. Классификация дисперсных систем, коллоидные системы: лиофобные и лиофильные. Образование коллоидных систем: коагуляция и пептизация.
Тема 7. Семинар на тему: «Теоретические основы химического анализа».
Примерные вопросы к семинару:
1. Техника выполнения лабораторных работ в химическом анализе, ее особенности, характеристика.
2. Закон действия масс как основа качественного анализа.
3. Ионное произведение воды и водородный показатель.
4. Основные положения теории электролитической диссоциации.
5. Растворимость и произведение растворимости.
6. Концентрация и способы выражения концентрации.
7. Гидролиз.
8. Буферные растворы, примеры.
9. Комплексные соединения, их состав и свойства.
10. Дисперсные системы, их образование и свойства.
11. решение задач по темам: «Закон действия масс», «Ионное произведение воды и водородный показатель», «Растворимость и произведение растворимости», «Концентрация и способы выражения концентрации».
Раздел II. Качественный анализ (20 час.)
Тема 1. Введение (2 час.).
Предмет и методы качественного анализа. Характеристика аналитических реакций (анализ мокрым и сухим путем). Классификация ионов, катионов и анионов. Чувствительность аналитических реакций. Основные условия обнаружения ионов в растворе.
Тема 2. Классификация катионов и их обнаружение (10 час).
Аналитические группы катионов, их частные обнаружения (кислотно-щелочной метод качественного анализа).
Практическая работа:
1. Реакции и ход анализа катионов первой аналитической группы – K+, Na+,
NH4+.
2. Реакции и ход анализа катионов второй аналитической группы - Ag+, Pb2+.
3. Реакции и ход анализа катионов третьей аналитической группы – Ca2+, Ba2+,
Sr2+.
4. Реакции и ход анализа катионов четвертой аналитической группы – Al3+, Cr3+,
Zn2+, Sn2+.
5. Реакции и ход анализа катионов пятой аналитической группы – Fe3+, Fe2+,
Mn2+, Mg2+.
6. Реакции и ход анализа катионов шестой аналитической группы – Cu2+, Ni2+,
Co2+.
7. Анализ растворов, содержащих смесь катионов всех аналитических групп.
8. Решение экспериментальной задачи: «Обнаружение катионов в неизвестном веществе».
Тема 3. Классификация анионов и их обнаружение (8 час.).
Аналитические группы анионов, их частные обнаружения. Групповые реагенты.
Практическая работа:
1. Реакции и ход анализа анионов I аналитической группы – SO42-, SO32-, S2O32-,
CO32-, PO43-, PO43-, CrO42-, B4O72-
2. Реакция и ход анализа анионов II аналитической группы – Cl-, Br-, I-, S2-
3. Реакция и ход анализа анионов III аналитической группы – NO3, CH3COO-,
MnO4-
4. Анализ смеси анионов разных аналитических групп.
5. Решение экспериментальной задачи: «Анализ анионов в неизвестном
веществе».
6. Решение экспериментальных задач: «Анализ твердого вещества», «Анализ вещества, растворимого в воде».
Раздел III. Количественный анализ
Тема 1. Введение (2 час.).
Предмет, задачи и методы количественного анализа: химические, физические, физико-химические методы анализа, их краткая характеристика и применение. Концентрирование вещества.
Тема 2. Гравиметрический анализ (весовой) (5 час.).
Сущность гравиметрического анализа. Осаждение. Кристаллизация. Факторы, влияющие на форму и структуру осадка. Фильтрование и промывание. Высушивание и прокаливание. Аналитические весы, отбор средней пробы и взятие навески. Вычисления в гравиметрическом анализе.
Практическая работа:
1. Установление формул кристаллогидратов.
2. Количественное определение кристаллизационной воды в медном купоросе.
3. Определение молекулярного веса углекислого газа.
Тема 3. Титриметрический анализ (объемный) (6 час.).
Сущность и особенности титриметрического анализа. Методы титриметрического анализа: нейтрализации, окисления – восстановления, комплексообразования. Выражение концентрации растворов в титриметрическом анализе. Приготовление исходных и рабочих титрованных растворов, Вычисления в титриметрическом анализе.
Практическая работа:
1. Приготовление растворов различной концентрации;
2. Определение концентрации кислоты.
3. Определение концентрации щелочи.
Экскурсия в аналитическую лабораторию.
Раздел IV. Технический анализ (9час.)
Тема 1. Введение (3 час.).
Роль и значение технического анализа в аналитической химии.
Экскурсии в аналитические лаборатории на производстве (местные возможности: ТЭЦ, очистные сооружения, предприятие пищевой промышленности, аптека, др.).
Тема 2. Технический анализ (6 час.).
Технический анализ, его сущность, особенности, значение.
Практическая работа:
1. Определение жесткости воды.
2. Анализ пищевых продуктов (определение кислотности молока, хлеба).
3. Анализ топлива.
4. Анализ нефти и нефтепродуктов (качественное определение воды в нефти и нефтепродуктах).
Зачет. Защита исследовательских работ.
Примерные темы исследовательских работ:
1. Анализ почвы на содержание катионов и анионов.
2. Анализ образцов минеральной воды на содержание катионов и анионов.
3. Анализ продуктов.
4. Анализ образцов топлива, масел.
5. Анализ строительных смесей.
6. Анализ косметических средств.
7. Анализ предметов бытовой химии.
8. Анализ клеев.
9. Анализ воздуха в школьном здании.
10. Анализ родниковой воды (вода из водоема).
11. Анализ минеральных удобрений.
12. Анализ жирности молочных продуктов.
Литература
1. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1977.
2. Афанасьев М.А., Агаханянц В.А., Королев Д.П., Тулякова Г.М.,
Количественные опыты по химии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,
1964.
3. Дорофеев А.И., Федотова М.И. Практикум по неорганической химии. –
Ленинград: Химия, 1990.
4. Дудина Н.Х., Панова Е.А., Петухов М.П. Агрохимия и система удобрений
/Дудина Н.Х., Панова Е.А., Петухов М.П. – М.: Агропромиздат, 1991.
5. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. – М.:
Аквариум, 1997.
6. Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжова Н.Г. Лабораторные работы по химии.
– М.: Высшая школа, 1998.
7. Курихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая
Школа, 1998.
8. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают. – М: Просвещение, 1990.
9. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С., Аналитическая химия. Уч.
пособие для студ. хим.-биол. и био-хим. спец. пед. ин-тов. – М.: Просвещение,
1975.
10. Оборудование химических лабораторий: Справочник. – Л.: Химия, 1978.
11. Эммануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986.
12. Факультативные занятия по химии в средней школе /Под ред. Д.А. Эпштейна.
– М.: Просвещение, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа прикладных курсов по химии в профильном 11классе"Основы химического анализа"1
Программа "Основы химического анализа" была создана для углубленного изучения курса аналитической химии. Предлагаемый мной курс расчитан на учащихся 11 классов, которые, с одной стороны уже достаточно...
Тематический план кружка «Основы химического анализа»
Тематический план кружка «Основы химического анализа» разработан для дополнительного образования детей в Центре детского (юношеского) технического творчества...
Программа факультативного курса "Основы химического анализа"
Факультативный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов профильного уровня....
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. НАУКА И ПРАКТИКА»
Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы....
Программа "Основы химического анализа" (курс предпрофильной подготовки)
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший...
Рабочая программа элективного курса "Основы химического анализа".
Данная программа, по учебной дисциплине - химия, предназначена для изучения химии в учреждениях общего образования, реализующих образовательную программу основного общего образования, в условиях профи...
рабочая программа элективного курса «Основы химического анализа» для учащихся 9 класса
развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления химического опыта своей страны и человечества в целом, актив...