Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ( на скорость и правильность ответов). 2 тур - решение цепочек превращений. 3-тур - решение расчетных задач и 4- тур - решение экспериментальных задач. А также есть дополнительное задание - "черный ящик". Ребята играют на специальные деньги "химы", которые в конце игры можно обменять на соответствующие оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_9_kl_-2010..doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по химии
в 9 классе по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Металлы и их соединения».
Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.________________________________________________
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа._________
3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме»._____________________________________
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.__________
Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____
Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом из алюминия, три мини лаборатории, три кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария.____________________________________
Ход урока. | Методич. приемы. |
I. Организационный момент. Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку. II. Вступительное слово учителя.
III. Игра «Брейн-ринг» Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки. Итак, 1 тур «Вопрос – ответ». За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.
2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу). Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu Для 1 и5 указать переход электронов, окислителя, восстановителя Для 2 и 3– записать полное и сокращенное иное уравнение. 3 тур. Конкурс капитанов. (3 хима). Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу: Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)? Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг 16 кг х кг Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe 1 к/моль 2к/моль 160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг. Ответ: 5,4 кг. Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку. «Черный ящик»: в этом ящике находится предмет, выполненный из металла, который вам необходимо угадать. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу этот металл, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный металл команда получит 5 химов. Подсказки: 1. Этот металл называют металлом ХХ века, хотя он известен еще с античных времен. 2. Еще недавно считалось, что этот достаточно активный металл не встречается в природе в свободном виде, как, например, золото, серебро или медь. Однако в 1978 г в породах Сибирской платформы был обнаружен этот металл в самородном виде. 3. Существует легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию (14-27 гг. н.э.) чашу из этого металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы. 3. Менделеев называл этот металл - металлом квасцов или глинием. 4. На всемирной выставке в Париже на этот металл смотрели как на драгоценность, в то время килограмм этого металла стоил 1200 долларов, дороже золота. Проверка решений задачи на доске капитанов. И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом». Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 – хлорид бария, в склянке №2 – гидроксид натрия, в склянке №3 – хлорид алюминия). IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок. V. Домашнее задание: Повторить §§ 4-14 к контрольной работе. Стр. №5, стр. № | 2 мин. 1-2 мин. 30 мин. Устно с места команды отвечают на вопросы По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение. Капитаны решают задачу на доске. Команды угадывают металл по подсказкам. Команды выполняют опыты по распознава- нию в-в. 3 мин. 1 мин. |
Подготовка к зачету по теме:
«Металлы и их соединения».
Теория.
- Какой металл считается самым древним в использовании человеком?
- Как называются металлы 1 группы главной подгруппы?
- Какой металл самый легкий?
- Как называется сплав меди с оловом?
- Перечислите физические свойства, общие для всех металлов.
- Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании?
- Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам.
- Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды?
- Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это?
- Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться?
- При грунтовке потолков и стен используют раствор медного купороса. Можно ли его готовить и хранить в железных ведрах?
- Как получить гашеную известь из известняка?
- Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного.
- Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока.
- Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека?
- Почему концентрированную серную кислоту перевозят в железных цистернах?
- Чем отличается чугун от стали?
- Какой металл в середине 19 века стоил дороже золота?
- Как распознать катионы металлов: меди, бария, алюминия, железа?
Осуществить цепочки превращений:
- Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
- Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe
- Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → Ca
Решить задачи:
1. Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?
2. Какая масса гашеной извести может быть получена из 2 т известняка, содержащего 25% примесей?.
3. Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.
Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой. | Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)? |
Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой. | Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)? |
Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой. | Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие органические соединения"
Этот материал может быть применен в 10 классе в курсе "Органическая зимия" для обобщения имеющихся знаний учащихся и как подготовка к контрольной работе....
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Урок химии в 11 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вещества и их свойства"
Данная разработка предполагает повторение и закрепление пройденного материала по теме "Вещества и их свойства": классификаци., номенклатуру, физические и химические свойства кислот, основани...
Урок химии в 8 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Цель урока: повторить классификацию и название химических веществ, закрепить умения проводить расеты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проводить хи...
Конспект урока геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»
Краткая аннотация урока:· Класс: 9 класс, учебник "геометрия 7-9", авторы Л.С. Атанасян и др.·...
Презентация к уроку геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»
Презентация к уроку геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»...