Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойства предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Урок включает решение расчетных и качественных задач, цепочек превращений. Учащиеся должны назвать предложенные вещества, сделать соотнесения по классам органических веществ, выбрать среди них гомологов и изомеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_10_kl_-2011.docx | 96.95 КБ |
prezentaciya_k_uroku_v_10_kl.ppsx | 1006.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
станицы Октябрьской Краснодарского края
по химии в 10 классе
на тему:
24 ноября 2011 г.
в 10 классе по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды».
«Генетические ряды углеводородов».
Цели урока:
- Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).
- Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.
- Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.
- Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Методы: решение качественных и расчетных задач, самостоятельная работа.
Оборудование: Модели всех представителей углеводородов, таблицы генетической
взаимосвязи углеводородов.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.
Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.
Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.
III. Работа по теме урока.
- Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав, классификация и номенклатура углеводородов.
Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:
Формулы веществ написаны на плакате и вывешены на доске. Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.
Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)
Изомеры: в) и г); д)з) и е)
- Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.
Вопросы классу:
- Какое явление называется изомерией?
- Какие виды изомерии бывают?
- Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
- Какие углеводороды проявляют изомерию классов?
- Какие вещества называются гомологами?
Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров.
- Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.
Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Решение цепочек превращений, отражающих
генетическую взаимосвязь углеводородов.
- Два человека решают две цепочки за досками:
С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н6Сl6; 1 - учащийся
2- учащийся только под а)
- Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:
- Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:
СаСО3 → СаО → СаС2 → С2Н2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3 A
H2, Ni Y H2O, H3PO4 B
Проверка цепочек за досками №1 (а и б), №2.
- При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.
Решение качественных задач.
- Два человека за досками решают качественные задачи, оформленные в виде индивидуальных карточек:
Карточка 1.
В двух емкостях находятся пропан и пропин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.
Ответ: Пропустить оба вещества через бромную или йодную воду. Где находился пропин-бромная вода обесцветится.
Карточка 2.
В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Ответ: Распознать можно по характеру пламени при сжигании каждого газа. Этан горит бесцветно-синим пламенем, этилен ярким желтым, ацетилен – коптящим пламенем.
- Все остальные (желающие) решают качественную задачу на основной доске с поддержкой класса:
Карточка 3.
В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции.
Ответ. Через газовую смесь пропускают бромную воду:
Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком:
Чистый пропен выделяется в виде газа.
Проверка решений задач из карточек 1 и 2.
Решение расчетных задач.
- Два человека за досками решают задачи по карточкам:
Карточка 1.
Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.
Карточка 2.
Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.
- Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:
Карточка 3.
При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.
Проверка решений задач из карточек 1 и 2.
IV. Анализ оценок за урок.
V. Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды» + решить цепочку превращений: CO2
↑
СН4 → С2Н2 → С6Н6 +HNO3 A
↓ H2SO4
C6H5Cl
Карточка 1.
В двух емкостях находятся пропан и пропин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.
Карточка 2.
В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Карточка 1.
Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.
Карточка 2.
Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Повторить , обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение ). 2. Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов. Цели урока:
Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими . Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".
Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ...
Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"
Урок в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают ра...
Открытый урок по теме : Обобщение и систематизация знаний по теме "Степень с рациональным показателем".
Заключительный урок по теме. Подготовка к контрольной работе....
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"
Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе: " Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»"
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классеТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»Учитель русского языка и литературы: Никулина В.Э.Тип урока: урок-прак...
Открытый урок русского языка "Обобщение и систематизация знанний по теме "Морфемика"
Открыитый урок русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...