Открытый урок по русскому языку в 7 классе: " Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Никулина Виктория Эдуардовна

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

Учитель русского языка и литературы: Никулина В.Э.

Тип урока: урок-практикум

Вид урока: смешанный (комбинированный) с применением ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

Учитель русского языка и литературы Никулина В.Э.

Тип урока: урок-практикум

Вид урока: смешанный (комбинированный) с применением ИКТ

Технологическая карта изучения темы 

Тема

Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».

Цели

Образовательные: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

- Регулятивные УУД:оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Планируемый результат

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Основные понятия

Причастный и деепричастный оборот, пунктограмма

Межпредметные связи

Русский язык. Литература

Ресурсы:

- основные

дополнительные

Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2021. – 223с.

интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, раздаточный материал (распечатанные разноуровневые задания, листы самоконтроля) .

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа, работа в парах

Ход урока

I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется ему. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам!

II Целеполагание.

Подготовка учащихся к работе по теме урока.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом

-Отгадайте загадку.

Загадку эту отгадать совсем несложно!

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

Я по значению похоже на глагол.

                                                             П. Чесноков

-О какой части речи эта загадка? (о деепричастии).

Сегодня у нас урок по теме  «Деепричастие».

Мы изучили тему «Деепричастие». Что же мы будем делать на сегодняшнем уроке? (Вспомним все,  чему научились в течение нескольких уроков.

То есть обобщим изученное о деепричастии, закрепим навыки и умения, полученные при изучении данной темы.)

Откройте тетради,  запишите  число

 Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова русского лингвиста Розенталя.

«Деепричастия и деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».                    

                                                                                                             Д.Э.Розенталь

- Ребята, а как вы думаете, мы должны сегодня повторить по этой теме?

Знать

Уметь

1. Определение деепричастия

2. Правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

3. Правописание не с глагольными формами.

1. Ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.

2. Объяснять не с глагольными формами.

3. Отличать причастный и деепричастный обороты.

4. Использовать в речи деепричастие.

5. Исправлять грамматические ошибки

при употреблении деепричастного оборота.

- Мы сегодня вспомним все орфограммы, с которыми связана часть речи – «Деепричастие».

- У каждого из вас есть лист самоанализа, который вы должны будете заполнить в ходе урока. Слайд

Дома, пользуясь листом самоанализа, вы проведёте работу по устранению недочётов, при необходимости повторите теоретические сведения.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну «Деепричастие».Обычно люди  путешествуют, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 45 минут как можно более плодотворно, чтобы закрепить наши  знания по теме, чему-то научиться и стать чуть-чуть умнее и образованнее.

Каждый из вас получит билет, но сесть на поезд вы сможете, только если ответите на вопрос или выполните задание, написанное на билете.

Билеты: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)

7. Распечатать (деепричастие сов.в.)

2. Сверкать (деепричастие несов. в.)

8. Оторваться (деепричастие сов.в.)

3. Спешить (деепричастие несов. в.)

9. Остановить (деепричастие сов.в.)

4. Купить (деепричастие сов.в.)

10. Стучать (деепричастие несов. в.)

5. Прыгать (деепричастие несов. в.)

11. Играть (деепричастие несов. в.)

6. Увидеть (деепричастие сов.в.)

12. Шествовать (деепричастие несов. в.)

http://festival.1september.ru/articles/508489/img1.gif

Учитель:Итак, вы справились с заданием и получаете билеты  на путешествие.

Путешествие началось.

III Работа по теме урока     Названия станций.

  1. «Теоретическая» (Повторение правила, что такое деепричастие, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
  2. «Друзья – враги» (совершенный-несовершенный вид)
  3. «Перекрёсток» (Наклонения глагола.)
  4. Станция “Здоровье”.Физкультминутка
  5. «И это всё о нём» (Морфологический разбор деепричастия)
  6. «Метаморфозы» (Словообразование глаголов при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.)
  7. «Исключения из правил» (Глаголы – исключения, разноспрягаемые глаголы.)

1. Итак, станция  первая – «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».

Сейчас вы проверите, насколько хорошо вы знаете «теорию» деепричастия. Если вы согласны со мной, то ставите плюс, если нет – минус.

Графический диктант

Я утверждаю, что:

1. Деепричастие – самостоятельная, неизменяемая часть речи (1)

2. Деепричастие обозначает добавочное действие предмета. (1)

3.Деепричастие – это часть речи , которая имеет признаки глагола и прилагательного. (0)

4. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? (0)

5. В предложении деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством. (1)

6. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. (1)

7. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-,-ённ, -нн-, т-. (0)

8. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: вид, возвратность (1)

9. Не с деепричастиями всегда пишется всегда слитно. (0)

10.Деепричастный оборот выделяется запятыми, когда стоит после определяемого слова.(0)

Меняемся тетрадями, сверяем результаты с правильными ответами, записанными ( на слайде №4). Под цифрами ставим “+”, если правильно;“- “,если ответ неверен.

Итог: 1100110100.

Молодцы, почти все знают теорию о деепричастии.Тетрадки возвращаем оседу.

2.  Следующая станция  «Словообразовательная» Групповая

- Скажите, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?

 2.1.Деепричастия совершенного и несовершенного вида  перемешались. Разделите их на деепричастие  совершенного и несовершенного вида. Докажите правильность своего выбора.

Накормив, расположившись, держа, относя, прикасаясь, нарастая, сказав, покраснев, вливаясь, расспросив, собираясь, получив.

2.2 Найти четвертое лишнее и доказать

Читая, думая, рисуя, вдумавшись. В думавшись , т.к. это деепричастие совершенного вида.

Занимаясь, развлекая, собираясь, увлекаясь Развлекая , т.к. у этого деепричастия нет постфикса -СЯ

Проиграв, пропустив, поразмыслив, отдыхающей. Отдыхающей , т.к. это причастие

Найти четвертое лишнее и доказать Развёртывая, промолвить, наклоняясь, понимая. Промолвить , т.к. это глагол

Вспомните, по каким признакам можно отличить причастие от деепричастия.

3 Итак, мы отправляемся на станцию третью«Орфографическую»

Работа в парах

3.1.- Скажите, как пишутся деепричастия с частицей НЕ. От какой части речи «унаследовало» деепричастие орфографическое правило?

1 ВАРИАНТ: Раскрыть скобки.                                

(Не) видя,                      

(не)годуя,                      

(не)зная,                        

(не)вынимая                  

(не)навидя,                    

(не)общаясь,                    

(не)досыпая,                  

(не)выходя,                    

(не)досыпая,                  

(не)прочитав.                

Какая орфограмма вам встретилась, когда вы записывали деепричастия?

(не с деепричастиями).

Как пишется частица не с деепричастиями?

(раздельно; слитно, когда слово без не не  употребляется: ненавидя)

2 ВАРИАНТ: Выписать только те словосочетания, в которых есть деепричастие. Раскройте скобки.

(Не)прочитанное письмо,

(не)расколов ореха,

(не)видевши медведя,

задача (не)решена,

(не)отведавший мёда,

(не)сомкнув глаз,

(не) думая о погоде,

(не)взлюбив человека,

(не)взирая на усталость,

(не)доумевающий собеседник.

  • - Почему вы не выписали другие словосочетания? Как вы определили, что это причастия?
  •  Над какими 2-мя видами орфограмм вы работали? (Не с деепричастиями, гласная перед суффиксом деепричастия).

Физкультминутка.

Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Тихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А деепричастия  считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

4. Перед нами следующая станция – «Пунктуационная».Индивидуальная работа

Задание №4.1:Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Обозначьте деепричастные обороты. Объясните свой выбор графически.

  1. Ночью в полях под напевы метели
    Дремл..т качаясь берёзы и ели. (И.Бунин)
  2. Первые лучи солнца пробив скво(с,з)ную тучу блеснули в небе и пробежали по земле.

3.Мы замечтались покачиваясь в лодк(е, и) на волнах и задумчиво поглядывая на далёкий берег.

  • Что называется деепричастным оборотом?
  • Как выделяются деепричастные обороты и деепричастия на письме?

4.2 -В каких стилях речи употребляются деепричастия? (В книжных стилях речи, в письменной речи)                                                                                    -Для чего они используются? ( для выразительности речи).                    Графическая разминка. -Вспомните строки великих  русских поэтов, назовите автора и произведение.                                                                                                                     «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»  (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

  1. «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла, сидя у окна»  (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
  2. «Кто штык точил,  ворча сердито, кусая длинный ус»  (Ю.М.Лермонтов «Бородино»)
  3. «Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала, наевшись, выспалась под ним».   (И.А.Крылов «Свинья под дубом»)
  4. «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню» (И.А.Крылов «Волк на псарне»)
  • - Что использовали поэты для создания динамичности в своих стихах? Назовите деепричастные обороты. Какова роль деепричастий в нашей речи? (Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали, позволяет более точно выразить наши мысли.)

5. Станция «Речевая»   Устно

Задание 5.1.Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Обозначьте деепричастные обороты. Объясните свой выбор графически.

  1. Ночью в полях под напевы метели
    Дремл..т качаясь берёзы и ели. (И.Бунин)
  2. Первые лучи солнца пробив скво(с,з)ную тучу блеснули в небе и пробежали по земле.

3.Мы замечтались покачиваясь в лодк(е, и) на волнах и задумчиво поглядывая на далёкий берег.

  • Что называется деепричастным оборотом?

Как выделяются деепричастные обороты и деепричастия на письме?

5.2- Найдите правильный ответ:

Глядя вдаль,

        1) у нее возникают грустные мысли

        2) она грустит

        3) у нее из глаз капают слезы

Думая о прошлом,

        1) в ее воспоминаниях оживают счастливые дни

        2) темная вода успокаивает девушку

        3) она вспоминает счастливые дни

Рассматривая картину,

        1) мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке

        2) чувствуется отношение художника к Аленушке

        3) на душе становится грустно

Задание № 5.3: Перестройте  данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием.  

  1. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
  2. Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
  3. Фонарь мигал и тускло освещал

Я лепил снеговика и катал снежные шары по отдельности.  –Я лепил снеговика, катая снежные шары по отдельности.

Зимним утром мы пошли по лесу и хрустели сухими ветками и слежавшимся снегом.- Зимним утром мы пошли по лесу, хрустя сухими ветками и слежавшимся снегом.

Крестьянские ребятишки сидели без шапок и в старых полушубках, болтали руками и ногами.- Крестьянские ребятишки сидели без шапок и в старых полушубках, болтая руками и ногами.

5.4. Исправьте ошибки при употреблении деепричастий (устное упражнение).

  1. Подойдя к калитке, на меня обрушился яростный лай собаки.
  2. Очутившись на Красной площади, взоры невольно обращаются к Успенскому собору.
  3. Читая стихотворения А.С.Пушкина, возникает чувство восторга.
  4. Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.
  5. Кирибеевич, увидев Алену Дмитриевну, и очень ее полюбил.
  6. Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.

1. Прочитав «Песню про купца Калашникова», я загрустил.

 2. Кирибеевич, увидев Алену Дмитриевну,  очень ее полюбил.

3. Закрыв книгу, я надолго запомнил героев.

 О каком произведении говорится в этих предложениях?

(«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова)

что нужно помнить, чтобы не допустить таких ошибок?

(Нужно помнить, что глагол и деепричастие относятся к одному лицу.)

5.5 Исправьте ошибку и назовите пропущенные знаки препинания :                    Я взяв рюкзак  и надел кеды.

  6.  СТАНЦИЯ «Творческая»

6.1 . “Найди пару”

1.Кок ловко месил тесто засучив рукава куртки.

2.Матросы работали засучив рукава.

-В каком предложении не поставили запятые? Почему?

-Фразеологический оборот с деепричастием запятыми не выделяется.

-Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать засучив рукава – это значит работать хорошо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется.

- Ребята у вас на партах в конверте находятся «рассыпанные пословицы», ваша задача собрать их. Работаем в парах, помогаем друг другу.

 …, по волосам не плачут

Снявши голову, …

…, не умоешься

Не замочив рук, …

Что имеем, не храним, …

…, потерявши, плачем.

…, не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,…

…, не суйся в воду

Не зная броду, …

Пирога ждать,…

…, не евши, спать

- Проверьте, правильно ли вы справились с задачей?

- Запишите понравившуюся пословицу, выделите деепричастие, укажите его вид.

Копая другому яму…

Принимаясь за дело…

Единожды солгав…


соберись с духом.

кто тебе поверит.

сам в нее попадешь.

Копая другому яму,  сам в нее попадешь.

Принимаясь за дело,  соберись с духом.

Единожды солгав, сам в нее попадешь.

Обратите внимание на просторечную форму деепричастия солгавши, которую употребил Козьма Прутков.

Суффикс  -вши- является устаревшим. К сожалению, употребление этой просторечной формы характерно и для жителей Псковской области.

6.3 Творческое задание.

Приближается самый замечательный праздник в году – Новый год! Каждый из нас будет наряжать елку у себя в доме. Перед вами лежит инструкция «Как нарядить волшебную ель». Прежде, чем выполнить задание, давайте (на доске схемы).

Задание:

Списать текст, образовать от глаголов деепричастия, расставить знаки препинания при деепричастных оборотах, выделите суффиксы деепричастий.

Инструкция «Как нарядить волшебную ель»

В давние времена елку наряжали  игрушками (мастерить) их своими руками.  (Начать) украшение новогодней красавицы сначала навесьте электрическую гирлянду. (Развесить) елочные украшения приступите к украшению верхушки. (Нарядить) новогоднюю красавицу наденьте на ее верхушку звезду и зажгите разноцветные огоньки. У вас получится прекрасная ель! Слайд 12

Проверка (на слайде)

В давние времена елку наряжали игрушками, мастеря их своими руками. Начав украшение новогодней красавицы, сначала навесьте электрическую гирлянду. Развесив елочные украшения, приступите к украшению верхушки. Нарядив новогоднюю красавицу, наденьте на ее верхушку звезду и зажгите разноцветные огоньки. У вас получится прекрасная ель Слайд 13

Ель! Вот какая красавица у нас получилась!

6.4. Работа   с текстом

         (1)Я долго шёл по ельнику стараясь (не)нарушить безмолвия и покоя.

(2) Единственный музыкант работающий без устали дли(н,нн)ым языком доставал засевших в древесин... личинок. (3) Я спрятался за куст любуясь работой. (4) Дятел недоумевая покосился на меня и продолжил работать.

- Ребята, а теперь представим, что мы оказались с вами в лесу.

- Как вы себя чувствуете, находясь в лесу? Что ощущаете? Как нужно вести себя в лесу?

 НАЗОВИТЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ  В ЛЕСУ

-Прочитайте текст. Найдите в тексте деепричастия, назовите их.

-Какой темой объединены все предложения?

- Какую роль выполняют деепричастия в тексте? (устно)

-Спишите, расставляя недостающие знаки препинания (слабые ученики списывают только 3,4 предложения).

- Произведите синтаксический разбор 4 предложения ( у доски работает 1 ученик)

- Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.

-Что вам понравилось, запомнилось на уроке?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

-Какие из тем вы бы хотели еще повторить?

- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).

- Посмотрите на свои оценочные листы, проанализируйте их.

-Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

V Итоговая рефлексия.

- Ребята,  проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома  подготовку к контрольной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы  получили удовлетворение от результативности урока.

- Просмотрите свои листы самоанализа.

Выставление оценок.

IV Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.

Рефлексия.

(На партах листочки).

Ребята, а сейчас давайте подведем итог нашего урока. Подчеркните ваши утверждения.

Домашнее задание.

Напишите синквейн на тему «Деепричастие».

Деепричастие.

Трудное, неизменяемое.

Примыкает, дополняет, украшает.

Соединяет в себе признаки глагола и наречия.

Форма глагола.

«Что можно знать о человеке, не увидев ни разу, как он работает?!» (Расул Газматов)

Согласны ли вы с изречением поэта? Напишите свои размышления, используя в своем сочинении одиночные деепричастия с НЕ и деепричастные обороты.

ОЦЕНИТЕ

 знание определений и правил по теме "Деепричастие".

 умение находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте, составлять схемы.

 умение определять вид деепричастия

 умение ставить знаки при деепричастном обороте

 умение ставить знаки при деепричастном обороте.

 знание правописания орфограммы НЕ с деепричастиями

 умение находить грамматические ошибки при употреблении в речи,

 умение исправлять их 

VI  Домашнее задание.

1) Повышенной сложности: составьте кроссворд на тему «Деепричастие»

2) Средний уровень : Игра «4-й лишний».

Составить 4 ряда слов, в каждом из которых будет лишним одно слово. Например, играть, запасаясь,  бежать, слушать.

3) Низкий уровень : по учебнику Баранова за 7 кл. – упр. 136.

Дети сами выбирают себе задание на дом.

- Спасибо всем за работу.

Предлагаю проанализировать листы самооценки .

Считают, сколько баллов набрали за урок.

Вспоминают, какие цели ставили перед уроком.

 Решают, достигнуты ли они и что нужно сделать каждому, чтобы достичь целей.

 Осознанный выбор домашнего задания после анализа листов самооценки.

 Самостоятельная работа. Тест.

- Перед вами тест. В каждом задании выберите только один правильный ответ.

1. Деепричастие – это:

А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;

Б) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

2. В деепричастии совмещаются признаки:

А) глагола и наречия;

Б) глагола и прилагательного.

3. Деепричастие может быть:

А) полной и краткой формы;

Б) совершенного и несовершенного вида;

В) I и II спряжения.

4. Деепричастие изменяется:

А) по лицам и числам;

Б) по родам, падежам, числам;

В) не изменяется.

5. В предложении деепричастие является:

А) подлежащим;

Б) сказуемым;

В) определением;

Г) дополнением;

Д) обстоятельством.

6. Деепричастный оборот- это:

А) деепричастие и глагол, к которому оно относится;

Б) деепричастие вместе с зависимыми от него словами.

7. Не с деепричастиями пишется:

А) слитно;

Б) раздельно.

8. Деепричастия несовершенного вида образуются:

А)  от основы неопределённой формы глагола путём прибавления суффиксов –в-, -вши;

Б)  от основы настоящего времени глагола путём прибавления суффикса –а-(-я);

В) путём прибавления суффикса –а-(-я);

Г) путём прибавления суффиксов –в-, -вши-, -ти-.  

Взаимопроверка

 Ключ: 1. Б), 2. А), 3. Б), 4. В) 5. Д), 6. Б) 7. Б) 8. Б)

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Более 4-х– «2»

- Проверьте друг у друга  тесты, поставьте оценки. Оцените себя.

Самоанализ урока

Урок будет проведен в 7б классе. Большинство учащихся успевают по русскому языку на «4» и «5».

Тема урока: Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»

Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи

Образовательные:

совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;

отработать практическое умение образовывать деепричастия;

совершенствовать навыки правописания деепричастий;

закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.

Развивающие:

закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;

развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.

Тип урока: обобщающий урок – путешествие с использованием ИКТ.

Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»

Содержание урока, его форма, методы и приемы обучения направлены на решение поставленных задач. Урок сопровождается презентацией

Этапы урока:

1.Оргмомент (приветствие, настрой на работу, объявление темы, цели, задач урока)

2.Основная часть (выполнение заданий на повторение и обобщение материала)

Закончите фразы… (лингвистический рассказ о деепричастии)

Решение кроссворда (работа по парам)

Работа с поэтическими текстами, нахождение в них деепричастий с доказательством

Распределительный диктант (по вариантам)

Повторение орфограмм деепричастий

Индивидуальная работа за компьютерами (выполнение заданий по «Фразе»

Повторение пунктуации при деепричастном обороте

Работа над умением правильно употреблять деепричастия в речи

Выполнение теста

3. Итоги урока.

Домашнее задание (дифференцированное)

Использованы следующие методы обучения:

Словесные

Наглядные

Практические

Метод контроля

Формы обучения:

Фронтальная работа

Индивидуальная

Групповая

Дифференцированная

На этапе контроля для проверки орфографических и пунктуационных навыков применяю программу-тренажер «Фраза»(правописание Не с деепричастиями, запятая при деепричастном обороте). По окончании работы компьютер выставляет ученику оценку.

Считаю, что применение ИКТ на уроке необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. Это позволяет воспитывать информационную культуру учащихся.

КАРТОЧКИ

Уровень А (низкий) Отметьте слитные написания

1.(не)продумав,

 2.(не)чувствуя, 

3. (не)доумевая,

4.(не)навидя , 

 5.(не)зная ,

 6.(не)пропуская,

7.(не)взлюбив,

8.(не)услышав,

9.(не)пропуская

10. (не)взирая

 Уровень В (средний) Отметьте слитные написания

1.(не)умолкающий шепот  

2.(не)удержавшиеся на ветках

3.(не)проницаемая стена

4.ничему (не)радуясь

 5.(не)теплая, а холодная

6.очень (не)приветливые

7.(не)рассчитывая

8.(не)знающая тепла

9.(не)изъяснимое волнение

10.ждать с (не)терпением

11.(не)утолимая печаль

12.(не)замечая

13.(не)навидя

14.(не)возвратимая пора

Уровень С (повышенный)

Отметьте слитные написания

1.(не)доумевая

2.преследовали (не)удачи

3.(не)ощущая холода

4.(не)преодолимая преграда

5.(не)утешительные вести

6.(не)забывая

7.очень (не)простая

8.(не)умолимые законы

9.(не)согретая солнцем

10.(не)сбывшиеся мечты

11.(не)дающие тепла

12.(не)поправимая беда

13.(не)успокоившись

14.(не)кий (не)знакомец

15.отнюдь (не)интересный фильм

     

 Кроссворд по теме «Деепричастие» (Приложение 1)

Задание. Совместно, командой выберите и впишите в кроссворд из 3 предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.

По горизонтали: 3. Неизменяемая часть речи: исследован, всколыхнув, раздумывай. 6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назвав. 7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав. 8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать. 9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса я: читая, унеся, унося. 10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой. 11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.

По вертикали: 1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая. 2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая. 4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись. 5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"

Урок  в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают ра...

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Урок русского языка в 7 классе по теме « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»

Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.Структура урока соотвеПоставлены реальные цели образова...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие"

Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Деепричастие" стоит в конце изучения темы и ориентирован на достижение определённого результата на последующих уроках....