Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_klasse.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ СОШ с. Озёрное
Конспект урока химии в 9 классе.
Тема: «Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации».
Учитель химии Т.М. Дедух
Цели урока:
- образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать молекулярные и ионные уравнения реакций;
- развивающие: развивать умения рационально планировать свою деятельность, анализировать, делать выводы на основании наблюдений, работать в группах и индивидуально, совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторных опытов;
- воспитательные: воспитывать наблюдательность, аккуратность, уверенность в своих силах, культуру общения через работу в парах ученик-ученик, учитель-ученик.
Девиз урока:
Дорога к знанию?
Ну что же, её легко понять.
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше с каждым разом
Тип урока: урок обобщения и углубления знаний в форме ролевой игры, урок-исследование.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, частично поисковые.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, лабораторная посуда, химические реактивы, таблички с номерами лабораторий, бейджики, инструктивные карты для каждой лаборатории, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
- Организация класса, доведение темы и целей урока.
- Проверка знаний обучающихся по теме «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации». Письменная проверочная работа по карточкам, задания дифференцированные.
Карточка №1 (для слабых обучающихся).
Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между растворами BaCl2 и H2 SO4 .
Карточка №2(для обучающихся среднего уровня).
С какими из перечисленных веществ: растворы гидроксида бария, серной кислоты, нитрата серебра будет реагировать соляная кислота?
Карточка №3(для сильных обучающихся).
Между какими из перечисленных веществ: серная кислота, медь, гидроксид меди (II), хлорид бария возможны химические реакции?
Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.
- Обобщение и углубление знаний обучающихся по теме
«Химические свойства оснований в свете теории электролитической
диссоциации».
Актуализация знаний. Фронтальная беседа (вопросы на экране через мультимедийный проектор):
- Какие вещества называются основаниями? (понятие из 8 класса и в свете теории электролитической диссоциации).
- Как классифицируют основания?
- Какими электролитами являются щёлочи?
- Какими электролитами являются нерастворимые основания?
Сегодня на уроке мы будем работать в научно-исследовательском институте. НИИ получил заказ: экспериментально изучить химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Будет работать 6 лабораторий. Каждая лаборатория получает своё задание – технологическую карту. Выполнив задание, необходимо затем на совещании отчитаться перед всеми работниками института. (Обучающиеся делятся на 6 групп, выданы бейджики заведующим лабораторий, таблички с номерами лабораторий, технологические карты).
Учитель-инженер по технике безопасности напоминает правила техники безопасности при работе с кислотами, щелочами, спиртовкой.
Обучающиеся работают в группах по технологическим картам. Время на работу-5-7 минут.
Группа №1.
Опыт. Действие щелочей на растворы индикаторов.
Добавьте в пробирку с гидроксидом натрия раствор фенолфталеина, во вторую- раствор метилоранжа. Что наблюдаете? Как изменилась окраска индикаторов в щелочной среде?
Результаты опыта запишите в тетрадь.
Группа №2.
Опыт. Взаимодействие щелочей с растворами кислот.
В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте по каплям раствор серной кислоты. Что произошло? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Группа №3.
Опыт. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами.
В пробирку с раствором гидроксида кальция с помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор. Какой газ вы выдыхали? Что вы наблюдаете? Почему произошло помутнение раствора?
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Группа №4.
Опыт. Взаимодействие щелочей с солями.
В пробирку с раствором гидроксида натрия прилейте несколько капель раствора сульфата железа(III). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Группа № 5.
Опыт. Взаимодействие нерастворимого основания с кислотами.
В пробирку с гидроксидом меди (II) добавьте несколько капель раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете? Почему исчез осадок?
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Группа № 6.
Опыт. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Закрепите пробирку с гидроксидом меди (II) в держателе. Зажгите спиртовку. Нагрейте пробирку. Соблюдайте правила техники безопасности при работе со спиртовкой, а также правила нагревания. Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции разложения гидроксида меди (II).
Обмен информацией.
После выполнения лабораторных опытов фронтальная работа – работники
каждой лаборатории сообщают результаты опытов, записывают уравнения
химических реакций на доске, делают вывод о сходстве и различии в
химических свойствах щелочей и нерастворимых оснований в свете теории
электролитической диссоциации.
- Закрепление.
Задание на экране: найдите ошибки в формулах, коэффициентах, зарядах ионов.
Mg(NO3 )2 + NaOH = Na(NO3 )2 + MgOH ↓
Mg+ + (NO3 - )2 + Na+ + OH- = Na+ + (NO3 - )2 + MgOH ↓
Mg+ + OH- = MgOH ↓
- Домашнее задание (через мультимедийный проектор на экран).
Обучающиеся записывают в рабочих тетрадях.
Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, доказывающие химические свойства гидроксида калия и гидроксида железа (II).
VI. Подведение итогов. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. Объявить оценки с комментарием.
- Рефлексия.
Что мы узнали сегодня нового? Что было непонятно? Какие были затруднения? Что показалось самым интересным?
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
План-конспект урока для 11 класса по теме:,, Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.,,
план -конспект урока по тме для 11 класса...
Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"
Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...
Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"
Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....
Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.
Цель: Изучение получения и физических свойств хлороводорода, физических и химических свойств соляной кислоты Задачи:- обучающие1. Сформировать умения:...
конспект урока химии 8 класс на тему"Ионная связь"
Прежде, чем узнать, что такое ионная связь и как она образуется, побываем в одной удивительной стране.Народ этой страны был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одн...
Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС
В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме "Химические уравнения", соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели...