Материалы к уроку по химии для 9 класс по учебнику О.С. Габриеляна "Химические свойства кислот и оснований в свете представлений об электролитической диссоциации."
презентация к уроку по химии (9 класс)
Данный материал может быть использован на уроке химии в 9 классе в разделе: "Электролитическая диссоциация". В зависимости от уровня подготовленности учащихся , учитель может корректировать задания . Например. когда я предлагаю провести химические реакции и выяснить, какие из них осуществимы, а какие нет, можно слабым ребятам предложить только три -четыре вещества.... Сильному классу выбрать побольше и поинтереснее. Если много учащихся выбрали ОГЭ по химии, добавить в проверочный тест пару заданий №13 и №14 .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Свойства кислот и оснований. | 22.99 КБ |
Презентация к уроку Химические свойства кислот и оснований в свете представлений об электролитической диссоциации. | 343.74 КБ |
Приложения к уроку. | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии, 9 класс
Учителя МОУ «Всеволожская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Лиховцовой С.Б.
Учебный предмет: Химия
Учебник О.С. Габриелян. Химия 9 класс, 6 издание,2024г.
Класс: 9 класс
Тема урока: Химические свойства кислот и оснований в свете представлений об электролитической диссоциации.
Тема курса №1: Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Расширить знания учащихся о электролитах, познакомить их с химическими свойствами кислот и основанииий.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать и углубить знания о ТЭД;
- рассмотреть свойства соединений в свете представлений ТЭД;
- сформировать у учащихся представление о сущности химических свойств кислот, оснований;
- закрепить навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений
Развивающие:
- Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, анализировать, делать выводы.
- Развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли.
- Развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
Воспитывающие:
- Формирование у учащихся познавательного интереса к химии.
- Формировать естественнонаучное мировоззрение.
- Развивать чувство уважения к чужому мнению.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты или явления
- сформировать умение строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 9 класс
Оборудование: компьютер, проектор, лоток, штатив для пробирок, 5 пробирок, реактивы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задачи | Формирование УУД |
1. Организационный момент (2 мин.) Цель: активизация учащихся. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит инструктаж, акцентирует внимание на конечных результатах деятельности. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД: определение цели учебной деятельности, умение слушать. Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные УУД: извлечение нужной информации. | |
2. Актуализация знаний. Цель: отработка написания уравнений электролитической диссоциации электролитов. (8 мин.) | Контролирует выполнение задания, осуществляет выборочную проверку работ учащихся. | Выполняют задание со слайда, проверяют правильность выполнения по слайду, проверяют работы у себя по. | 1-В.1.Выписать из предложенного перечня веществ слабые электролиты. 2.Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. 3.Указать вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль анионов. 2-В. 1.Выписать из предложенного перечня веществ сильные электролиты. 2.Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. 3.Указать вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль катионов. Приложение 1. | Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления признаков. Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать и аргументировать собственное мнение. Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
3. Выдвижение гипотезы. Цель: актуализировать знания учащихся, полученные в 8 классе и на предыдущих уроках о кислотах и основаниях. (3-5 мин.) | Организовывает фронтальную работу с классом в форме опроса. | Отвечают на вопросы учителя, обращаются к материалу учебника. | Устно ответьте на вопросы. 1.Дать определение кислотам и основаниям. 2.Что такое реакции ионного обмена и какие признаки РИО вы знаете? 3.Почемув одних случаях протекают РИО, а в других - нет? | Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления общего и различного, делать выводы. Коммуникативные УУД: аргументировано формулировать собственное мнение, слушать собеседника. Регулятивные: анализировать собственную работу. |
4. Знакомство с новым материалом. Цель: дать основные понятия о свойствах сильных электролитов. (10мин.) | Предлагает провести химические реакции между предложенными веществами. Объясняет новый материал с использованием презентации. | Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопрос, чем обусловлены свойства кислот и оснований при изменении окраски индикаторов? Вспоминают общие свойства кислот и оснований. Делают выводы. Проводят реакции между предложенными веществами. Результаты записывают в таблицу (задание на слайде презентации), делают выводы. | Объяснение учителя. Реакции ионного обмена в растворах электролитов объясняются тем, что они протекают не между молекулами, а между ионами. РИО в водных растворах идут до конца, когда ионы, соединяясь друг с другом , образуют:
Чтобы сделать вывод о протекании РИО до конца, надо использовать данные таблицы растворимости кислот, оснований и солей.
| Познавательные УУД: уметь обобщать информацию, делать выводы. Коммуникативные УУД: уметь слушать. Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
5. Закрепление материала при помощи практических упражнений. (4мин.) | Предлагает сделать вывод о том, что наблюдали и записать презентации Power Point уравнения РИО. | Делают вывод о том , что наблюдают в ходе химических реакций. Записывают химические уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Записывают в тетрадь все свойства кислот и оснований, условия их протекания. | Учитель на основании выводов учеников о свойствах кислот и оснований дополняет и объясняет . Объясняет свойства кислот: 1.Кислота и основание; 2.Кислота и соль; 3. Кислота и основной (амфотерный) оксид; 4. Кислота и металл. Электрохимический ряд напряжений металлов. Учебник стр.38. Объясняет и дополняет свойства оснований:
Учебник стр.43. | Коммуникативные УУД: уметь слушать. Регулятивные: анализировать собственную работу. |
6. Контроль полученных знаний. Цель: выявить уровень усвоения нового материала. (8-10 мин.) | Контролирует выполнение работы и помогает учащимся. | Выполняют задание на карточках. Обмениваются работами и проверяют друг друга. | 1 вариант. Дан раствор соляной кислоты. На основании изученных свойств кислот выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде. 2 вариант. Дан раствор гидроксида натрия. На основании изученных свойств выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде. Приложение 2. | Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию. Регулятивные УУД: уметь решать проблемы. Личностные УУД: способность к самооценке своих действий. |
7. Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности. (3-5 мин.) | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы. | Между какими частицами происходят реакции ионного обмена? Назовите условия протекания РИО между электролитами. Перечислить свойства кислот. Перечислить свойства оснований. Что было трудным? Что вызвало интерес? | Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, слушать собеседников. Регулятивные УУД: умение осуществлять итоговый контроль деятельности. |
8. Домашнее задание. (1 мин.) | Параграф 7, упр. 4,5. Карточка. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверяем домашнее задание. Выполните тест. Задание 1. 1 вариант 2 вариант 1.Выписать из предложенного перечня веществ слабые электролиты. Угольная кислота; гидроксид натрия; оксид магния; карбонат кальция; сероводородная кислота; гидроксид алюминия; азотная кислота. 1.Выписать из предложенного перечня веществ сильные электролиты. Оксид кальция; гидроксид бария; хлорид меди ( II ); серная кислота; бромид серебра; нитрат натрия; гидроксид железа ( III).
Вопрос 2. Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. 1 вариант 2 вариант NaOH Fe 2 (SO 4 ) 3 Na 3 PO 4 Ca(NO 3 ) 2 КOH K 2 SO 4 AI 2 (SO 4 ) 3 Fe(NO 3 ) 3
Вопрос 3. 1 вариант 2 вариант Указать два вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль анионов: CuCI 2 K 2 SO 4 Ba (OH) 2 AI 2 (SO 4 ) 3 Н NO 3 Указать два вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль катионов: NaOH К 3 PO 4 Na 2 CO 3 CuSO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3
Са мопроверка: ( 2 балла, 1 ошибка-1 балл) Правильные ответы: 1 вариант 2 вариант 1.Выписать из предложенного перечня веществ слабые электролиты Угольная кислота; гидроксид натрия; оксид магния; карбонат кальция; сероводородная кислота; гидроксид алюминия; азотная кислота. 1.Выписать из предложенного перечня веществ сильные электролиты. Оксид кальция; гидроксид бария; хлорид меди ( II ); серная кислота; бромид серебра; нитрат натрия; гидроксид железа ( III).
Вопрос 2. Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей . (По 1 баллу за каждое, правильно написанное уравнение) 1 вариант 2 вариант
Вопрос 3 : (По 1 баллу за одно правильно выбранное вещество). 1 вариант 2 вариант Указать два вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль анионов: CuCI 2 K 2 SO 4 Ba (OH) 2 AI 2 (SO 4 ) 3 Н NO 3 Указать два вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль катионов: NaOH К 3 PO 4 Na 2 CO 3 CuSO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3
Реагирующие вещества HCl Na 2 CO 3 AgNO 3 Cu Cl 2 NaOH HCl Na Cl Проведите химические реакции. Отметьте в таблице знаком “+” пары веществ, между которыми возможны реакции ионного обмена, идущие до конца. с образование осадк а , с образованием газообразного вещества и воды.
Реагирующие вещества HCl Na 2 CO 3 AgNO 3 Cu Cl 2 NaOH + + + HCl + + Na Cl + Отметьте в таблице знаком “+” пары веществ, между которыми возможны реакции ионного обмена, идущие до конца. с образование осадк а , с образованием газообразного вещества и воды.
Основные химические свойства кислот
Основные химические свойства оснований
Выполнить задание на карточках, провести взаимопроверку и обсудить. 1 вариант. 2 вариант. Дан раствор соляной кислоты. На основании изученных свойств кислот выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде. Дан раствор гидроксида натрия . На основании изученных свойств выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде.
Выводы: 1 вариант 2 вариант Соляная кислота вступает в химическую реакцию с гидроксидом натрия, цинком, оксидом натрия и нитратом серебра . Окрашивает раствор лакмуса в красный цвет. Гидроксид натрия вступает в химическую реакцию с раствором серной кислоты, хлоридом железа( III ), оксидом фосфора ( V ), сульфатом меди ( II ). Окрашивает раствор лакмуса в синий цвет.
Домашнее задание. 1 уровень. Оценка «4» 2 уровень. Оценка «5». В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить ? Почему свежеоштукатуренные и сразу же побеленные известью поверхности долго не высыхают? 1) Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксилапатиту Ca 5 OH(PO 4 ) 3 ?
Проверка на следующем уроке. Ответ: При взаимодействии карбонатов с кислотой как в твердом виде, так и в растворах образуется СО 2 , который выделяется с характерным шипением. Поэтому различить два раствора можно с помощью уксусной кислоты: при ее добавлении к суспензии мела будет выделяться СО 2 , который обнаруживается по пузырькам и шипению, а при добавлении кислоты к суспензии Са (ОН) 2 происходит реакция нейтрализации, которая не сопровождается внешними эффектами (если не брать во внимание выделение теплоты ). 2) Ответ: При взаимодействии Са (ОН) 2 с СО 2 (процесс затвердевания штукатурки) образуется вода: Са (ОН) 2 +СО 2 =СаСО 3 +Н 2 О Поэтому при побелке свежеоштукатуренных стен известью наружные участки подпитываются влагой, и штукатурка долго не высыхает. Зубная эмаль по своему составу относится к классу основных солей, так как содержит гидроксогруппу . Все основные соли легко растворяются в кислотах, даже таких слабых, как яблочная, лимонная, щавелевая, содержащихся в кислых фруктах. Частичное растворение эмали и делает зубы чувствительными к горячему и холодному. Фторид-ион, содержащийся в зубных пастах, замещает гидроксид-ион в составе зубной эмали: Ca 5 OH(PO 4 ) 3 +Na 2 PO 3 F=Ca 5 F(PO 4 ) 3 +NaOH(PO 3 ) При этом образуется менее растворимый в кислотах фторапатит кальция, и зубы становятся менее чувствительными к кислотам, правда на короткое время, поэтому процедуру следует повторять ежедневно.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
1.Выписать из предложенного перечня веществ слабые электролиты. Угольная кислота; гидроксид натрия; оксид магния; карбонат кальция; сероводородная кислота; гидроксид алюминия; азотная кислота. | 1. .Выписать из предложенного перечня веществ сильные электролиты. Оксид кальция; гидроксид бария; хлорид меди (II); серная кислота; бромид серебра; нитрат натрия; гидроксид железа (III). |
2. Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. NaOH Fe2(SO4)3 Na 3PO4 Ca(NO3)2 | 2. Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. КOH K2SO4 AI 2(SO4)3 Fe(NO3)3 |
3.Указать вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль анионов. 1.CuCI2 2.K2SO4 3.Ba(OH) 2 4.AI 2(SO4)3 5.НNO3 | 3. Указать вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль катионов. 1.NaOH 2.К3PO4 3.Na 2CO3 4.CuSO4 5.Fe2(SO4)3 |
Приложение 2.
1 вариант. Дан раствор соляной кислоты. На основании изученных свойств кислот выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде.
Раствор лакмуса, гидроксид натрия, раствор серной кислоты, цинк, медь, оксид натрия, оксид серы(IV) и нитрат серебра, нитрат калия.
2 вариант. Дан раствор гидроксида натрия. На основании изученных свойств выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде.
Раствор лакмуса, раствор серной кислоты, хлорид железа(III), оксид фосфора (V), сульфатом меди(II), оксид меди( II), гидроксид магния.
Приложение 3.Домашнее задание.
- В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить?
- Почему свежеоштукатуренные и сразу же побеленные известью поверхности долго не высыхают?
- Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксилапатиту Ca5OH(PO4)3?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания в 6 классе (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации". (химия, 8 класс, прогормма О.С.Габриеляна)....
Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации"
Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации". Урок изучения нового материала, используется работа в группах. технология "Развитие критического мышления"....
Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"
Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"...
Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....
Конспект темы "Химические свойства кислот и оснований" ,химия 9класс
Химические свойства оснований...
Контрольно-измерительные материалы к урокам музыки 5-7 классы по учебнику" Музыка"Т.И. Науменко, В.В. Алеева.
Представлены тестовые задания по музыке для учащихся 5-7 классов, которые смогут помочь учителям для проведения различных видов контроля по предмету....