Материалы к уроку по химии для 9 класс по учебнику О.С. Габриеляна "Химические свойства кислот и оснований в свете представлений об электролитической диссоциации."
презентация к уроку по химии (9 класс)

Лиховцова Светлана Борисовна

Данный материал может быть использован на уроке химии в 9 классе в разделе: "Электролитическая диссоциация". В зависимости от уровня подготовленности учащихся , учитель может корректировать задания . Например. когда я предлагаю провести химические реакции и выяснить, какие из них осуществимы, а какие нет, можно слабым ребятам предложить только три -четыре вещества.... Сильному классу выбрать побольше и поинтереснее. Если много учащихся выбрали ОГЭ по химии, добавить в проверочный тест пару заданий №13 и №14 .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии, 9 класс

Учителя МОУ «Всеволожская открытая (сменная) общеобразовательная школа»

Лиховцовой С.Б.

Учебный предмет: Химия

Учебник О.С. Габриелян. Химия 9 класс, 6 издание,2024г.

Класс: 9 класс

Тема урока: Химические свойства кислот и оснований в свете представлений об электролитической диссоциации.

Тема курса №1: Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Расширить знания учащихся о электролитах, познакомить их  с химическими свойствами кислот и основанииий.

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать и углубить знания о ТЭД;
  • рассмотреть свойства соединений в свете представлений ТЭД;
  • сформировать у учащихся представление о сущности химических свойств кислот, оснований;
  • закрепить навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений

Развивающие:

- Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, анализировать, делать выводы.

- Развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли.

- Развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитывающие:

- Формирование у учащихся познавательного интереса к химии.

- Формировать естественнонаучное мировоззрение.

- Развивать чувство уважения к чужому мнению.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД:

- сформировать умение слушать и понимать речь других людей

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Познавательные УУД:

- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты или явления

- сформировать умение строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 9 класс

Оборудование: компьютер, проектор, лоток, штатив для пробирок, 5 пробирок, реактивы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задачи

Формирование УУД

1. Организационный момент (2 мин.) Цель: активизация учащихся.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит инструктаж, акцентирует внимание на конечных результатах деятельности.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД:  определение цели учебной деятельности, умение слушать.

Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные УУД: извлечение нужной информации.

2. Актуализация знаний. Цель: отработка написания уравнений электролитической диссоциации электролитов. (8 мин.)

Контролирует выполнение задания, осуществляет выборочную проверку работ учащихся.

Выполняют задание со слайда, проверяют правильность выполнения по слайду, проверяют работы у себя по.

1-В.1.Выписать из предложенного перечня веществ слабые электролиты.

2.Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей.

3.Указать вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль анионов.

2-В. 1.Выписать из предложенного перечня веществ сильные электролиты.

2.Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей.

3.Указать вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль катионов.

Приложение 1.

Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления признаков.

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Выдвижение гипотезы. Цель: актуализировать знания учащихся, полученные в 8 классе и на предыдущих уроках о кислотах и основаниях. (3-5 мин.)

Организовывает фронтальную работу с классом в форме опроса.

Отвечают на вопросы учителя, обращаются к материалу учебника.

Устно ответьте на вопросы.

1.Дать определение кислотам и основаниям.

2.Что такое реакции ионного обмена и какие признаки РИО вы знаете?

3.Почемув одних случаях протекают РИО, а в других - нет?

Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления общего и различного, делать выводы.

Коммуникативные УУД: аргументировано формулировать собственное мнение, слушать собеседника.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

4. Знакомство с новым материалом. Цель: дать основные понятия о свойствах сильных электролитов.  (10мин.)

Предлагает провести химические реакции между предложенными веществами. Объясняет новый материал с использованием презентации.

Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопрос, чем обусловлены свойства кислот и оснований при изменении окраски индикаторов? Вспоминают общие свойства кислот и оснований. Делают выводы.

Проводят реакции между предложенными веществами. Результаты записывают в таблицу (задание на слайде презентации), делают выводы.

Объяснение учителя.

Реакции ионного обмена в растворах электролитов объясняются тем, что они протекают не между молекулами, а между ионами. РИО в водных растворах идут до конца, когда ионы, соединяясь друг с другом , образуют:

  1. нерастворимые вещества;
  2. слабые электролиты (вода);
  3. газообразные вещества.

Чтобы сделать вывод о протекании РИО до конца, надо использовать данные таблицы растворимости кислот, оснований и солей.

 

Познавательные УУД: уметь обобщать информацию, делать выводы.

Коммуникативные УУД: уметь слушать.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Закрепление материала при помощи практических упражнений. (4мин.)

Предлагает сделать вывод о том, что наблюдали и записать презентации Power Point уравнения РИО.

 Делают вывод о том , что наблюдают в ходе химических реакций. Записывают химические уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Записывают в тетрадь все свойства кислот и оснований, условия их протекания.

Учитель на основании выводов учеников о свойствах кислот и оснований дополняет и объясняет .

Объясняет свойства кислот:

1.Кислота и основание;

2.Кислота и соль;

3. Кислота и основной (амфотерный) оксид;

4. Кислота и металл. Электрохимический ряд напряжений металлов. Учебник стр.38.

Объясняет и дополняет свойства оснований:

  1. Основание и соль;
  2. Основание и кислотный (амфотерный) оксид;
  3. Разложение оснований.

Учебник стр.43.

Коммуникативные УУД: уметь слушать.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

6. Контроль полученных знаний. Цель: выявить уровень усвоения нового материала. (8-10 мин.)

Контролирует выполнение работы и помогает учащимся.

Выполняют задание на карточках. Обмениваются работами и проверяют друг друга.

1 вариант. Дан раствор соляной кислоты. На основании изученных свойств кислот выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде.

2 вариант. Дан раствор гидроксида натрия. На основании изученных свойств  выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде.

Приложение 2.

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.

Регулятивные УУД: уметь решать проблемы.

Личностные УУД: способность к самооценке своих действий.

7. Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности. (3-5 мин.)

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

Между какими частицами происходят реакции ионного обмена?

Назовите условия протекания РИО между электролитами.

Перечислить свойства кислот.

Перечислить свойства оснований.

Что было трудным?

Что вызвало интерес?

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, слушать собеседников.

Регулятивные УУД: умение осуществлять итоговый контроль деятельности.

8. Домашнее задание. (1 мин.)

Параграф 7, упр. 4,5. Карточка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «ВО СОШ № 2» Химические свойства кислот и оснований в свете представлений об электролитической диссоциации. Учитель химии: Лиховцова С.Б.

Слайд 2

Проверяем домашнее задание. Выполните тест. Задание 1. 1 вариант 2 вариант 1.Выписать из предложенного перечня веществ слабые электролиты. Угольная кислота; гидроксид натрия; оксид магния; карбонат кальция; сероводородная кислота; гидроксид алюминия; азотная кислота. 1.Выписать из предложенного перечня веществ сильные электролиты. Оксид кальция; гидроксид бария; хлорид меди ( II ); серная кислота; бромид серебра; нитрат натрия; гидроксид железа ( III).

Слайд 3

Вопрос 2. Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. 1 вариант 2 вариант NaOH Fe 2 (SO 4 ) 3 Na 3 PO 4 Ca(NO 3 ) 2 КOH K 2 SO 4 AI 2 (SO 4 ) 3 Fe(NO 3 ) 3

Слайд 4

Вопрос 3. 1 вариант 2 вариант Указать два вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль анионов: CuCI 2 K 2 SO 4 Ba (OH) 2 AI 2 (SO 4 ) 3 Н NO 3 Указать два вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль катионов: NaOH К 3 PO 4 Na 2 CO 3 CuSO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3

Слайд 5

Са мопроверка: ( 2 балла, 1 ошибка-1 балл) Правильные ответы: 1 вариант 2 вариант 1.Выписать из предложенного перечня веществ слабые электролиты Угольная кислота; гидроксид натрия; оксид магния; карбонат кальция; сероводородная кислота; гидроксид алюминия; азотная кислота. 1.Выписать из предложенного перечня веществ сильные электролиты. Оксид кальция; гидроксид бария; хлорид меди ( II ); серная кислота; бромид серебра; нитрат натрия; гидроксид железа ( III).

Слайд 6

Вопрос 2. Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей . (По 1 баллу за каждое, правильно написанное уравнение) 1 вариант 2 вариант

Слайд 7

Вопрос 3 : (По 1 баллу за одно правильно выбранное вещество). 1 вариант 2 вариант Указать два вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль анионов: CuCI 2 K 2 SO 4 Ba (OH) 2 AI 2 (SO 4 ) 3 Н NO 3 Указать два вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль катионов: NaOH К 3 PO 4 Na 2 CO 3 CuSO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3

Слайд 8

Реагирующие вещества HCl Na 2 CO 3 AgNO 3 Cu Cl 2 NaOH HCl Na Cl Проведите химические реакции. Отметьте в таблице знаком “+” пары веществ, между которыми возможны реакции ионного обмена, идущие до конца. с образование осадк а , с образованием газообразного вещества и воды.

Слайд 9

Реагирующие вещества HCl Na 2 CO 3 AgNO 3 Cu Cl 2 NaOH + + + HCl + + Na Cl + Отметьте в таблице знаком “+” пары веществ, между которыми возможны реакции ионного обмена, идущие до конца. с образование осадк а , с образованием газообразного вещества и воды.

Слайд 10

Основные химические свойства кислот

Слайд 11

Основные химические свойства оснований

Слайд 12

Выполнить задание на карточках, провести взаимопроверку и обсудить. 1 вариант. 2 вариант. Дан раствор соляной кислоты. На основании изученных свойств кислот выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде. Дан раствор гидроксида натрия . На основании изученных свойств выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде.

Слайд 13

Выводы: 1 вариант 2 вариант Соляная кислота вступает в химическую реакцию с гидроксидом натрия, цинком, оксидом натрия и нитратом серебра . Окрашивает раствор лакмуса в красный цвет. Гидроксид натрия вступает в химическую реакцию с раствором серной кислоты, хлоридом железа( III ), оксидом фосфора ( V ), сульфатом меди ( II ). Окрашивает раствор лакмуса в синий цвет.

Слайд 14

Домашнее задание. 1 уровень. Оценка «4» 2 уровень. Оценка «5». В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить ? Почему свежеоштукатуренные и сразу же побеленные известью поверхности долго не высыхают? 1) Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксилапатиту Ca 5 OH(PO 4 ) 3 ?

Слайд 15

Проверка на следующем уроке. Ответ: При взаимодействии карбонатов с кислотой как в твердом виде, так и в растворах образуется СО 2 , который выделяется с характерным шипением. Поэтому различить два раствора можно с помощью уксусной кислоты: при ее добавлении к суспензии мела будет выделяться СО 2 , который обнаруживается по пузырькам и шипению, а при добавлении кислоты к суспензии Са (ОН) 2 происходит реакция нейтрализации, которая не сопровождается внешними эффектами (если не брать во внимание выделение теплоты ). 2) Ответ: При взаимодействии Са (ОН) 2 с СО 2 (процесс затвердевания штукатурки) образуется вода: Са (ОН) 2 +СО 2 =СаСО 3 +Н 2 О Поэтому при побелке свежеоштукатуренных стен известью наружные участки подпитываются влагой, и штукатурка долго не высыхает. Зубная эмаль по своему составу относится к классу основных солей, так как содержит гидроксогруппу . Все основные соли легко растворяются в кислотах, даже таких слабых, как яблочная, лимонная, щавелевая, содержащихся в кислых фруктах. Частичное растворение эмали и делает зубы чувствительными к горячему и холодному. Фторид-ион, содержащийся в зубных пастах, замещает гидроксид-ион в составе зубной эмали: Ca 5 OH(PO 4 ) 3 +Na 2 PO 3 F=Ca 5 F(PO 4 ) 3 +NaOH(PO 3 ) При этом образуется менее растворимый в кислотах фторапатит кальция, и зубы становятся менее чувствительными к кислотам, правда на короткое время, поэтому процедуру следует повторять ежедневно.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

1.Выписать из предложенного перечня веществ слабые электролиты.

Угольная кислота; гидроксид натрия; оксид магния; карбонат кальция; сероводородная кислота; гидроксид алюминия; азотная кислота.

1. .Выписать из предложенного перечня веществ сильные электролиты.

Оксид кальция; гидроксид бария; хлорид меди (II); серная кислота; бромид серебра; нитрат натрия; гидроксид железа (III).

2. Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей.

NaOH

Fe2(SO4)3

Na 3PO4 

Ca(NO3)2

2. Написать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей.

КOH

K2SO4

AI 2(SO4)3

Fe(NO3)3

3.Указать вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль анионов.

1.CuCI2

2.K2SO4

3.Ba(OH) 2

4.AI 2(SO4)3

5.НNO3

3. Указать вещества, при диссоциации 1 моль которых образовалось 2 моль  катионов.

1.NaOH

2.К3PO4

3.Na 2CO3 

4.CuSO4

5.Fe2(SO4)3

Приложение 2.

1 вариант. Дан раствор соляной кислоты. На основании изученных свойств кислот выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде.

Раствор лакмуса, гидроксид натрия, раствор серной кислоты,  цинк, медь,  оксид натрия, оксид серы(IV) и нитрат серебра, нитрат калия.

2 вариант. Дан раствор гидроксида натрия. На основании изученных свойств  выбрать из списка вещества, с которыми возможна химическая реакция. Написать все уравнения осуществимых химических реакций. Уравнения реакций ионного обмена написать в молекулярном, полном ионном и сокращенном виде.

Раствор лакмуса, раствор серной кислоты, хлорид железа(III), оксид фосфора (V), сульфатом меди(II), оксид меди( II), гидроксид магния.

Приложение 3.Домашнее задание.

  1. В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить?
  2.  Почему свежеоштукатуренные и сразу же побеленные известью поверхности долго не высыхают?
  3. Всем известно ощущение оскомины после обильного потребления кислых фруктов, при этом зубы становятся очень чувствительными к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксилапатиту Ca5OH(PO4)3?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации"

Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации". Урок изучения нового материала, используется работа в группах. технология "Развитие критического мышления"....

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"

Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"...

Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....

Контрольно-измерительные материалы к урокам музыки 5-7 классы по учебнику" Музыка"Т.И. Науменко, В.В. Алеева.

Представлены тестовые задания по музыке для учащихся 5-7 классов, которые смогут помочь учителям для проведения различных видов контроля по предмету....