Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Вводная часть.
В современной химии, медицине, технике и химической технологии чрезвычайно важную роль играют окислительно- восстановительные реакции.
Они лежат в основе электрохимических производств (пиролиз, металлотермия, пирометаллургия и др.), преобразования химической энергии в электрическую в гальванических и топливных элементах.
Они важны для функционирования и жизнедеятельности биологических организмов (фотосинтез, дыхание, пищеварение, гниение, брожение).В аналитической химии широко используются методы, основанные на реакциях окисления- восстановления (потенциометрия, кулонометрия, полярография и др.).
Место урока в теме:
- Основные понятия и определения теории ОВР
- Классификация окислительно- восстановительных процессов
- Важнейшие окислители и восстановители
- Уравнивание уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса
- Прогнозировние продуктов окислительно-восстановительных реакций, составление уравнений.
Влияние среды на характер протекания окислительно- восстановительного процесса.
- Электролиз
- Решение задач на электролиз растворов, расплавов электролитов.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций включает в себя два основных этапа:
- определение продуктов реакции
- расстановка стехиометрических коэффициентов в уравнении реакций (методы уравнивания уравнений окислительно- восстановительных реакций рассмотрены на предыдущем уроке)
2. Определение продуктов окислительно-восстановительных реакций:
При написании продуктов реакций следует учитывать два момента:
2.1 определение функции веществ в данной окислительно- восстановительной реакции на основании изменения степени окисления атомов: в любой окислительно- восстановительной реакции один из участников повышает степень окисления, т.е. окисляется, а другой понижает степень окисления, т.е. восстанавливается. Атомы в высшей степени окисления всегда выступают в роли окислителя, атомы в низшей степени окисления всегда выступают в роли восстановителя. Атомы в промежуточной степени окисления могут быть как окислителями, так и восстановителями, в зависимости от партнера по химической реакции.
- определение соединений, в форме которых будут находиться элементы в данном растворе после химической реакции. Этот вопрос решается на основе знаний свойств химических соединений и их взаимодействий в водных растворах с учетом характера среды.
3. Влияние характера среды.
Характер среды влияет на состав продуктов реакции двояким образом:
- От него зависит окислительно-восстановительная способность веществ. Так, соединения металлов в высшей степени окисления в кислых растворах легко проявляют окислительную способность, тогда как в щелочных это свойство может не проявляться:
K2Cr2O7 + 14 HCl (k) = 3Cl2 + 2 CrCl3 +2KCl + 7 H2O
о-ль в-ль
Cr2O7 2- + 14 H+ + 6 e = 2 Cr3+ + 7 H2O 1 пр.Red, Ox
2 Cl- - 2 e = 2Cl0 3 пр. Ox, Red3
Cr2O7 2- + 14 H+ + 6 Cl-= 2 Cr3+ + 7 H2O + 6 Cl-
В щелочной среде эта реакция невозможна. Дихромат- ион, в составе которого атом хрома имеет высшую степень окисления +6 выступает в роли окислителя, окисляет хлорид- ионы до свободного хлора.
- Характер среды в ряде случаев влияет на состав продуктов окисления или восстановления:
2 KMnO4 + 10 FeSO4 + 8 H2SO4 = 2 MnSO4 + K2SO4 + 5 Fe2(SO4)3 + 8 H2O
о-ль в-ль
MnO4- + 8 H+ + 5 e = Mn2+ + 4 H2O 2 пр. Red, Ox
2 Fe2+ - 2e =2 Fe3+ 5 пр. Ox, Red
2 MnO4- + 16 H+ + 10 Fe2+ = 2 Mn2+ + 8 H2O + 10 Fe3+
При окислении соединений Fe2+ в кислой среде образуются соли Fe3+, при окислении в щелочной среде образуется Fe(OH)3:
2 FeSO4 + KClO + 4 KOH + H2O = KCl + 2 Fe(OH)3 + 2 K2SO4
в-ль о-ль
Fe2+ + 3OH- - e = Fe(OH)3 2 пр. Ox, Red
ClO- + H2O + 2e = Cl- + 2OH- 1 пр. Red, Ox
2 Fe2+ + 4OH- + ClO- + H2O = 2 Fe(OH)3 + Cl-
Вывод 1:
Указать продукты реакций только из общих соображений невозможно. Только исследование химических свойств элементов позволяет экспериментально выяснить, при каких условиях его соединения вступают в реакцию с другими соединениями и элементами и какие продукты при этом образуются.
Однако нередко удается сделать некоторые предположения по аналогии с другими известными процессами.
Так, перманганат- ион MnO4- независимо от природы восстановителя в кислой среде восстанавливается до иона Mn2+, в нейтральной и слабощелочной средах до MnO2, в сильнощелочной среде до манганат- иона MnO42-.
Рассмотрим взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в различных средах:
- Na2SO3 + KMnO4 + H2SO4 =
в-ль о-ль
Определим функцию каждого из веществ в данной реакции:
в составе сульфит- иона сера проявляет степень окисления +4, обладая вследствие этого окислительно- восстановительной двойственностью, в данной реакции сульфит натрия будет выступать в роли восстановителя, так как партнером по реакции является вещество, которое может быть только окислителем, так как содержит в составе перманганат- иона атом марганца в высшей степени окисления +7.
Составим полуреакции окисления- восстановления:
SO32- + H2O -2e = SO42- + 2H+ 5 пр. Ox, Red
MnO4- + 8 H+ + 5e = Mn2+ + 4 H2O 2 пр. Red, Ox
5 SO32- + 5 H2O + 2 MnO4- + 16 H+ = 5 SO42- + 10 H+ + 2 Mn2+ + 8 H2O
Получим молекулярное уравнение:
5 Na2SO3 + 2 KMnO4 + 3 H2SO4 = 5 Na2SO4 + 2MnSO4 + K2SO4 + 3 H2O
В результате реакции раствор становится практически бесцветным, так как соли марганца (II) имеют бледно- розовую окраску.
- 2. Na2SO3 + KMnO4 + H2O =
в-ль о-ль
Составим полуреакции окисления- восстановления:
SO32- + 2 OH- - 2e = SO42- + H2O 3 пр. Ox, Red
MnO4- + 2 H2O + 3e = MnO2 + 4OH- 2 пр. Red, Ox
3 SO32- + 2MnO4- + H2O = 3SO42- + 2MnO2 + 2 OH-
Получим молекулярное уравнение:
3 Na2SO3 + 2 KMnO4 + H2O = 3 Na2SO4 + 2 MnO2 + 2 KOH
В результате реакции раствор также обесцвечивается, одновременно выпадает осадок бурого цвета, раствор приобретает щелочную реакцию, что определяется с помощью фенолфталеина.
- Na2SO3 + KMnO4 + KOH =
в-ль о-ль
Составим полуреакции окисления- восстановления:
SO32- + 2OH- - 2e = SO42- + H2O 1 пр. Ox, Red
MnO4- + 1e = MnO42- 2 пр. Red, Ox
SO32- + 2OH- + 2MnO4- = SO42- + H2O + 2MnO42-
Получим молекулярное уравнение:
Na2SO3 + 2 KMnO4 + 2 KOH = Na2SO4 + 2 K2MnO4 + H2O
Манганат- ионы образуются при большой концентрации щелочи и малом количестве восстановителя, раствор приобретает зеленоватую окраску.
Среди хорошо изученных окислителей, продукты превращений которых достаточно уверенно можно предсказать по аналогии с изученными реакциями, можно назвать дихромат- ион Cr2O72- :
в кислой среде процесс восстановления идет до Сr3+, в нейтральной до гидроксида хрома (III) Cr(OH)3, а в щелочной – до образования комплексного иона [Cr(OH)6]3-.
Вывод 2:
При составлении уравнений окислительно- восстановительных реакций мы используем метод электронно-ионного баланса и убеждаемся в том, что уравнивание полуреакций производят тем, чего в растворе много: в кислой среде много протонов, в щелочной – гидроксогрупп, а вода в избытке находится в любом водном растворе.
4. Задания для закрепления материала:
- Составьте уравнение окислительно- восстановительной реакции, протекающей между дихроматом калия и хлоридом олова (II) в солянокислой среде.
K2Cr2O7 + SnCl2 + HCl =
Определим функцию веществ в данной окислительно- восстановительной реакции: так как в составе дихромат- иона хром находится в высшей степени окисления, то данный ион может выступать исключительно в роли окислителя, таким образом хлорид олова (II) будет выступать в характерной для него роли восстановителя, в кислой среде Cr2O72- переходит в ион Cr3+:
Составим полуреакцию восстановления:
Cr2O72- + 14H+ + 6e = 2 Cr3+ + 7 H2O
Составим полуреакцию окисления:
Sn2+ - 2e = Sn4+
Получим:
Cr2O72- + 14H+ + 6e = 2 Cr3+ + 7 H2O 1 пр. Red, Ox
Sn2+ - 2e = Sn4+ 3 пр. Ox, Red
Сокращенное ионное уравнение:
Cr2O72- + 14H+ + 3 Sn2+ = 2 Cr3+ + 7 H2O + 3 Sn4+
Составим по нему молекулярное уравнение:
K2Cr2O7 + 3 SnCl2 + 14 HCl = 2 CrCl3 + 3 SnCl4 + 7 H2O + 2 KCl
- Составьте уравнение реакции, протекающей в щелочной среде между перманганатом калия и сульфидом калия
KMnO4 + K2S + KOH =
о-ль в-ль
Перманганат- ион выступает в характерной для него роли окислителя, так как содержит атом марганца в высшей степени окисления +6, сульфид- ион может выступать только в роли восстановителя, так как содержит атом серы в низшей степени окисления -2.
Перманганат-ион превращается в щелочной среде в MnO2, составим полуреакцию восстановления:
MnO4- + 2 H2O + 3e = MnO2 + 4OH-
Полуреакция окисления:
S2- + 8OH- - 8e = SO42- + 4 H2O
Получим:
MnO4- + 2 H2O + 3e = MnO2 + 4OH- 8 пр. Red, Ox
S2- + 8OH- - 8e = SO42- + 4 H2O 3 пр. Ox, Red
Сокращенное ионное уравнение:
8 MnO4- + 16 H2O + 3 S2- + 24OH- = 8 MnO2 + 32OH- + 3 SO42- + 12 H2O
8 MnO4- + 4 H2O + 3S2- = 8 MnO2 + 8 OH- + 3 SO42- + 12 H2O
Составим молекулярное уравнение:
8 KMnO4 + 3 K2S + 4 H2O + (KOH) = 8 MnO2 + 3 K2SO4 + 8 KOH
Гидроксид- ионы в уравнении отсутствуют, поэтому в молекулярном уравнении KOH заключаем в скобки.
- Составьте уравнение реакции в нейтральном водном растворе между серой и хлором.
S + Cl2 + H2O =
в - ль о - ль
Оба исходных вещества могут проявлять окислительно- восстановительную двойственность, но окислительные свойства хлора сильнее, чем серы, поэтому хлор будет восстанавливаться.
Полуреакция восстановления:
Cl2 + 2e = 2 Cl-
Полуреакция окисления:
S0 + 4 H2O -6e = SO42- + 8 H+
Получим:
Cl2 + 2e = 2 Cl- 3 пр. Red, Ox
S0 + 4 H2O -6e = SO42- + 8 H+ 1 пр. Ox, Red
Сокращенное ионное уравнение:
3 Cl2 + S0 + 4 H2O = 6 Cl- + SO42- + 8 H+
Составим молекулярное уравнение:
3 Cl2 + S0 + 4 H2O = 6 HCl + H2SO4
5. Задания для самостоятельного выполнения:
Составьте уравнения реакций, протекающих в нейтральной среде между:
- - перманганатом калия и бромидом калия
- - манганатом калия и бромидом калия
Составьте уравнения реакций, протекающих в щелочной среде между:
- - бромом и сульфитом натрия в среде гидроксида натрия
- - перманганатом калия и сульфатом олова (II) в среде гидроксида калия.
Составьте уравнения реакций, протекающих в кислой среде между:
- - перманганатом калия и соляной кислотой
- - дихроматом калия и соляной кислотой (концентрированной).
Литература
- Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных школ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. -3- изд., стереотип, - М.: Дрофа, 2003. – 368с.: ил.
- Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы:
Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: Учебное пособие Р.А.Лидин, В.А.Молочко, Л.Л.Андреева. Под ред. проф. Р.А.Лидина. – М. : Дрофа, 2002.- 576с.
3. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, С.С.Чуранов. – Экзамен: Издательский дом «Оникс 21 век», 2001. -576с
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).
Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена задача создания условий, наряду с обучением, для разностор...
Методическая разработка урока по химии "Окислительно-восстановительные реакции" 8 класс
Интегрированный урок....
Конспект урока "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса" (Химия, 8 класс)
Цель урока: обеспечение условий для самостоятельного вывода учащимися и применения ими на практике алгоритма по составлению ОВР методом электронного баланса. Прилагается презентация....
Урок на тему: "Окислительно-восстановительные реакции" в 8 классе
Цели урока:1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях; 2. научить учащихся составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. Задачи урока:повторить известные п...
Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции" , 8 класс
Данная разработка может быть использована на уроках химии в 8 классе при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции"....
Основы теории окислительно-восстановительных реакций
Статья посвящена анализу основных положений теории окислительно-восстановительных реакций в объёме, доступным в рамках школьной программы для понимания учащимися старших классов. Составление уравнений...