Рабочая программа внеурочной деятельности "Мультипликатор".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Программа "Мультипликатор" имеет художественное направление и посвящена актуальной проблеме- развитию творческого мышления детей среднего  школьного возраста. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству мультипликации, приобретают навыки создания художественных образов средствами анимации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора по УВР ___________ /_________________/

«31»  августа  2023_года

Рабочая программа  внеурочной деятельности кружка                «Мультипликатор»

(общекультурное направление личностного развития)

для обучающихся 5-8 х классов

на 2023-2024 учебный год

Учитель Иванова Татьяна Андреевна

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Мультипликатор» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в

Российской Федерации» и направлена на «воплощение в жизнь миссии дополнительного

образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду и спорту…» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №172-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»). Приоритетной задачей является развитие личности учащегося,

социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 Программа «Мультипликатор» имеет художественную направленность и посвящена

актуальной проблеме - развитию творческого мышления детей среднего школьного возраста. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству мультипликации, познают культуру своей и других стран в данной области, приобретают практические навыки создания

художественного образа средствами анимации.

Направленность - художественная

Высокий воспитательный потенциал программы реализуется через приобщение

детей к наследию мировой мультипликации и к тем культурным, национальным и духовных ценностям, которые в ней отражены.

Актуальность

 Главная педагогическая ценность мультипликации как вида учебной деятельности

заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей.

Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого

и ребенка. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для детей. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для

раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребенка.

 Как правило, просмотр мультипликационных фильмов пользуется большой

популярностью у детей младшего и среднего школьного возраста, занимает определенное

место в их досуге и оказывает значительное влияние на их воспитание и развитие. Также

мультипликация выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям:

- мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает

ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных

проявлениях и т. д.);

- особенности экранного изображения, единства формы и содержания мультфильмов,

выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у

детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни;

- воспринимая мультфильм, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать

многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера;

- мультфильм «говорит» с ребенком на понятном ему языке, оперирует понятными

образами, в результате чего ребенок лучше воспринимает такие понятия, как «добро» и

«зло», «смелость» и «трусость», «дружба», «милосердие» и т.д.

- многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его

воображение, фантазию, как бы подталкивая к возникновению определенной творческой

деятельности ребенка.

 Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства и техники. С самых ранних лет ребенок оказывается вовлеченным в мир экранных искусств: кинематограф, телевидение; разнообразные видеоигры с ранних лет становятся спутниками человека. Однако

наиболее понятным и интересным видом искусства для ребенка является мультипликация.

Отличительные особенности

 Разработка данной программы возникла в результате анализа существующих программ, методических пособий, публикаций в профессиональных журналах, специальной

литературы по детской мультипликации, из личного опыта педагога.

 Данная программа построена на взаимодействии разных видов изобразительного искусства (рисунок, живопись, лепка) и технической деятельности (работа с фото, - видео, -

аудио аппаратурой, компьютерной техникой), а для сценарной основы мультфильмов используются общеизвестные сюжеты.

Новизна Программы выражается:

- во-первых, в применении проектного метода обучения, который позволяет решить

сложную проблему интеграции разных предметных областей (искусства и технической

деятельности) достаточно естественным путем. Когда создание конечного творческого

продукта – мультфильма - рассматривается как проект, тогда освоение технического оборудования и компьютерных инструментов, которые необходимы при создании мульт-

фильма, становится естественно встроенным в общий процесс и не требует выведения в

отдельную предметную область;

во-вторых, во включении в содержание обучения культурологических сведений о мультипликации как виде искусства, о шедеврах анимации, о знаменитых мультипликаторах с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов;

в-третьих, в основе мультфильма, создаваемого в рамках программы, - собственный сценарий, написанный детьми (И это требует введения еще одного содержательного компонента – основ литературного творчества);

Формы организации учебного процесса: групповые, фронтальные, индивидуальные,

парные.

Виды занятий: практические занятия, тестирование, выполнение творчески проектов,

выставки.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

 Общее количество часов в год составляет 66 часов; занятие проходит 1 раз в

неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых. Продолжительность одного часа –

45 минут. Количество учащихся, одновременно находящихся в группе, – 8-12 человек.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческого мышления детей среднего школьного возраста

через овладение основами создания анимационных фильмов.

Задачи:

обучающие:

- познакомить с основными сведениями по истории, теории и практике мультипликации,

- обучить основным техникам и способам создания мультфильмов;

- выработать умения в написании сценария к мультфильму;

- научить разработке и изготовлению персонажей, фонов и декораций;

- сформировать технические навыки работы с оборудованием: установка освещения,

съемка кадров, озвучивание, монтаж и сведение видео- и звукорядов.

развивающие:

- развивать умения планирования и оценки/ самооценки выполненной работы по предложенным критериям;

- формировать опыт взаимоотношений среди учащихся, готовности к взаимодействию и

сотрудничеству;

- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое

мышление и пространственное воображение;

воспитательные:

- воспитывать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;

- содействовать воспитанию нравственной личности, способной к самосовершенствованию, стремящейся к правде, добру, красоте;

- формировать у детей установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе.

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы- 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по  1.5 часа

Количество обучающихся:  8- 12 чел.

Общее количество часов: 68 часов.

Формы организации учебного процесса: групповые, фронтальные, индивидуальные,

парные.

Виды занятий: практические занятия, выполнение творчески проектов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

 Общее количество часов в год составляет 66 часов; занятие проходит 1 раз в

неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых. Продолжительность одного часа –

45 минут. Количество учащихся, одновременно находящихся в группе, – 8-12 человек.

Способы определения результативности реализации программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • ведение журнала-учета.

Формы подведения итогов реализации программы:

подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:

  • конкурсы, проекты, акции;
  • мультфильмы для школы;
  • поздравительные фильмы для родных и близких.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Предметные:

учащиеся будут знать:

- виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения);

- этапы создания мультфильма; название и назначение инструментов и материалов, используемых для создания персонажей, фонов, декораций;

-название и назначение технического оборудования: видеокамера, штатив, монтажный

стол, монтажная программа;

- технологии создания мультипликационных фильмов в технике пластилиновой анимации,

плоскостной перекладки и на стекле;

- о возможности применения различных видов изобразительного и декоративного творчества в анимации: рисунок, лепка, шитьѐ, природный и другие материалы.

учащиеся будут уметь:

- изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, ткани, бумаги и т.п.;

- устанавливать штатив с видеокамерой, проводить съемку под наблюдением педагога;

применять различные виды изобразительного и декоративного творчества (рисунок, лепка, шитьѐ, природный и другие материалы) для изготовления фонов, декораций;

- делать простейшую раскадровку, создавать сценарий к мультфильму с помощью педагога;

- использовать средства художественной изобразительности: крупность плана, свет и

тень. Озвучивать героев и передавать движение фигуры человека и животных;

- проводить покадровую съемку самостоятельно.

Метапредметные:

-определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой и творческой

деятельности задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, оценивать собственные работы и одногруппников.

-презентовать свои проекты;

Личностные:

-стремиться выражать свои чувства средствами искусства;

- проявлять самостоятельность и ответственность, сопричастность общему делу и проявлять творческую активность, участвовать в групповых и индивидуальных проектах,

в конкурсных мероприятиях.

- работать в коллективе, уважительно относиться к труду других, проявлять трудолюбие, выполнять сложную и трудоемкую работу, необходимую для получения творческого результата

Ожидаемые результаты:

В результате успешной реализации программы будет достигнут определенный уровень овладения приемами мультипликации. К концу  года обучения ребенок должен:

Уметь

-организовать свое рабочее место

-работать самостоятельно

-работать в коллективе

-составлять простые сценарии-правильно использовать материалы в соответствии со своими замыслами

-разрабатывать и изготовлять персонажи в материале плоской перекладной и объёмной анимации

-делать раскадровку-снимать кадры и создавать видеоряд

-озвучивать

-создавать титры

Знать:

-специальные термины в области мультипликации

-технологию изготовления марионеток-работать с техническими средствами

-как устанавливать необходимое освещение, создавать марионетки персонажей, фоны и декорации;

-как снимать кадры, создавать титры и др.

Содержание учебного плана

Раздел 1.Вводные занятия. Техника безопасности и организация рабочего места.

Что такое мультипликация?

Как можно самому снять мультфильм.        

Раздел 2: Плоская перекладная мультипликация.

 Техника безопасности и организация рабочего места.

Что такое мультипликация?

Теория: Историческая справка. Инструменты и материалы.

Практика:

1.Создание сценария мультфильма. Раскадровка.

2.Создание фонов для каждой сцены

3.Выполнение  рисунков –образов персонажей фильма

4.Создание подвижных марионеток персонажей фильма.

5.Прослушивание и подбор мелодии для фильма.  Запись звука. Озвучивание.

6.Съемка кадров.

7.Создание титров.

8.Сборка мультфильма.

Материалы: видео мультфильмов,  ручка, карандаш, резинка, альбом. акварельные краски, кистьNo5, салфетка, стаканчик для воды. компьютер, интернет.

Раздел 3: Объемная пластилиновая мультипликация.

Практика:

1. Создание сценария мультфильма. Раскадровка

2. Создание фонов для каждой сцены

3. Выполнение  рисунков –образов персонажей фильма.

4. Создание подвижных марионеток персонажей фильма.

5. Прослушивание и подбор мелодии для фильма. Запись звука. Озвучивание.

6. Съемка кадров.

7. Создание титров.

8. Сборка мультфильма.

Материалы: видео мультфильмов, ручка, карандаш, резинка, альбом. акварельные краски, кистьNo5, пластилин, проволока, салфетка, стаканчик для воды. компьютер, интернет, чистые диски.

Раздел 4: Рисованная мультипликация

Теория: Историческая справка. Инструменты и материалы.

Практика:

1. Создание сценария мультфильма. Раскадровка.

2. Создание фонов для каждой сцены

3. Выполнение  рисунков –образов персонажей фильма.

4. Создание подвижных марионеток персонажей фильма

5. Прослушивание и подбор мелодии для фильма.  Запись звука. Озвучивание.

6. Съемка кадров.

7. Создание титров.

8. Сборка мультфильма.

Материалы: видео мультфильмов,  ручка, карандаш, резинка, альбом. акварельные краски, кистьNo5, салфетка, стаканчик для воды.компьютер, интернет, чистыедиск

Учебно-тематический план

                                         5- 8 классы (2 ч в неделю, всего 68 часов)

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

1

Раздел 1. Вводные занятия.

6

2.​

Раздел 1: Плоская перекладная мультипликация

18

3.​

Раздел 2: Объемная пластилиновая мультипликация.

20

4.​

Раздел 3: Рисованная мультипликация

24

Всего:

68

Календарно-тематический план

5-8 классы (2 ч в неделю, всего 68 часов)

урока

Наименование темы, урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Вводные занятия.

6

1-2

 Техника безопасности и организация рабочего места. Что такое мультипликация?

2

08.09.

3-4

Этапы создания мультфильма.

2

15.09.

5-6

Как можно самому снять мультфильм.

2

22.09.

Раздел 2:  Перекладная мультипликация. Теория: Историческая справка. Инструменты и материалы. Практика: Создание сценария мультфильма. Раскадровка

18

7-8

Создание фонов для каждой сцены

2

29.09.

9-12

Выполнение  рисунков –образов персонажей фильма

4

06.10

13.10.

13-16

Создание подвижных марионеток персонажей фильма.

4

20.10.

10.11.

17-18

Прослушивание и подбор мелодии для фильма. Запись звука. Озвучивание.

2

17.11

19-20

 Съемка кадров

2

24.11.

21-22

Создание титров.  

2

01.12.

23-24

Сборка мультфильма.

2

08.12.

Раздел 3: Пластилиновая мультипликация.

Практика: Создание сценария мультфильма. Раскадровка.

20

25-28

Создание фонов для каждой сцены.

4

15.12.

22.12.

29-32

Выполнение  рисунков –образов персонажей фильма

4

29.12.

12.01.

33-36

Создание подвижных марионеток персонажей фильма

4

19.01.

26.01.

37-38

Прослушивание и подбор мелодии для фильма. Запись звука. Озвучивание

2

02.02.

39-40

 Съемка кадров

2

09.02.

41-42

Создание титров.

2

16.02.

43-44

Сборка мультфильма.

2

01.03.

Раздел 4: Рисованная мультипликация

24

45-48

Создание фонов для каждой сцены.

4

15.03.

23.03.

49-52

Выполнение  рисунков –образов персонажей фильма

4

30.03.

  05.04.

53-56

Создание подвижных марионеток персонажей фильма

4

12.04.

19.04.

57-60

Прослушивание и подбор мелодии для фильма. Запись звука. Озвучивание

4

26.04

03.05.

61-62

 Съемка кадров

2

10.05.

63-64

Создание титров.

2

17.05.

65-66

Сборка мультфильма.

2

24.05.

67-68

Презентация.

2

31.05

Информационно-методическое обеспечение

1) Анофриков, П.И. Принципы работы детской студии мультипликации: Учебное пособие

для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации./ П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 43с.

2) Больгерт, Н. Мультстудия «Пластилин»: лепим из пластилина и снимаем мультфильмы

своими руками /Н. Больгерт, С.Г. Больгерт. - М. : Робинс, 2012. – 66с. 34

3) В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т.К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев, науч. ред. А.А.

Мелик-Пашаев. – М. : Искусство, 2001. – 384 с.

4) Велинский, Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки: Методическое пособие. / Д.В. Велинский. – Новосибирск: Детская киностудия

«Поиск», 2011. - 41 с.

5) Запаренко, В.С. Как рисовать мультики. / В.С. Запаренко – СПб. : Фордевинд, 2011. –

128 с. – (Чем заняться в дождь?)

6) Иткин, В.В. Как сделать мультфильм интересным [Электронный ресурс] / В.В. Иткин –

Режим доступа: http://www.drawmanga;

7) Иткин, В.В. Карманная книга мультжюриста: Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. / В.В. Иткин. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2006. – 21с.

8) Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству [Электронный ресурс] /А.А. МеликПашаев, 3.Н. Новлянская; 2-ое изд. электронное. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 159

с. – Режим доступа: files.lbz.ru›pdf/cC1091-3-ch.pdf .

9) Норштейн, Ю. Б. Снег на траве. / Ю.Б. Норштейн; В 2-х т. – М. : Красная площадь,

2012. – 624с.

10) Орлов, А. М. Аниматограф и его Анима: Психогенные аспекты экранных технологий./

А.М. Орлов. – М. : ИМПЭТО, 2005. - 384 с.

11) Райт, Д. Э. Анимация от А до Я. От сценария до зрителя / Джин Энн Райт; Пер. с англ.

- М. : ГИТР, 2006. - 351 с.

12) Романовский, И. И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. / И.И.Романовский. –

М. : Изд. Союза журналистов России, 2004. – 480 с.

13) Сазонов, А. П. Изобразительная композиция и режиссерская раскладка рисованного

фильма. /А.П. Сазонов; Научн. исслед. каб. из.-декорационного оформления фильма. – М.

: Всесоюзный гос. институт кинематографии, 2000 – 86 с.

14) Сазонов, А. П. Персонаж рисованного фильма. /А.П. Сазонов; Научн. исслед. каб. из.-

декорационного оформления фильма. – М. : Всесоюзный гос. Институт кинематографии,

2004. - 29 с. 35

15) Сивоконь, Е.Я. Если вы любите мультипликацию: Из творческого опыта режиссера. /

Е.Я. Сивоконь. – Киев: Мистецтво, 2005. - 148 с.

16) Тихонова, Е. Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. / Е.Р. Тихонова. - Новосибирск : Детская киностудия «Поиск», 2011. - 59 с.

Литература для учащихся:

1) Асенин, С. В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. / С.В.Асенин – М. : Искусство, 2004. - 287 с.

2) Баженова, Л.М. Наш друг экран: Пособие для учащихся. / Л.М. Баженова; Вып. 1 (для

учащихся 1-2 классов).- М. : Пассим, 1995. - 80 с.

3) Баженова, Л.М. Наш друг экран: Пособие для учащихся. / Л.М.Баженова; Вып. 2 (для

учащихся 3-4 классов) - М. : Пассим, 1995. - 80 с.

4) В мире искусства: Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев, науч. ред. А. А.

Мелик-Пашаев. – М. : Искусство, 2001. – 384 с.

5) Каранович, А. Г. Мои друзья - куклы. / А.Г. Каранович – М. : Искусство, 2001. - 175 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...