Технологическая карта урока «Многообразие видов форм, материалов и техник современного искусства».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Садко Юлия Геннадьевна
Урок рассказывающий об искусстве разных видов керамики, гобелен, стекла "Витраж", глина, металл, различные нити, ткань. На уроке учащиеся выполняют работу по образцу, выделяя следующие акценты, объем, фактуру рисунка. Народный мастер, который работает в традициях и сохраняет навыки и правила, передающиеся от старых мастеров, современный художник, хотя и опирается на традиции, но более свободен в своем творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Многообразие видов форм, материалов и техник современного искусства».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения урока: экскурсия.

Художественно-педагогическая идея урока: «Не то золото, что дорого и блестит, а то, что руками мастера создано».

Цель: познакомить с многообразием материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло

Разработать эскиз декоративного изделия.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся научатся:

отличать разные виды современного выставочного искусства - изделия из стекла, батик, гобелен, керамика.

- обучающиеся выполнят эскиз современного декоративного изделия. (выбирают сами какое изделие).

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

- познавательные – обучающиеся проявят умение обобщать, строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, видения нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения;

- регулятивные – обучающиеся проявят наблюдательность, умение сравнивать, анализировать декоративные решения современных промыслов, способность видеть прекрасное в современном декоративном искусстве и жизни, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- коммуникативные – обучающиеся проявят умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально.

Личностные: обучающиеся осознают понимание роли ценностного отношения к знаниям, как важным и необходимым для личности и общества; приобщатся к культуре своего народа, своего края, основам культурного наследия народов России и человечества; проявят любовь к современному декоративному искусству.

Ресурсы урока:

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Современные декоративные изделия».

Материалы учителя: Рисунок Мастера изображения, Произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах

Художественные материалы на выбор обучающихся: цветные мелки, пастель, гуашь, тонированная бумага, акварель, гуашь.

ХОД УРОКА

ЭПИГРАФ УРОКА:

«Не то золото, что дорого и блестит, а то, что руками мастера создано»

(русская пословица)

Этапы урока

Последовательность действий учителя и учащихся

#1054;рганизационный момент

Слайд 1

- Прозвенел звонок,

Ну что все готовы

Начинаем наш урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Подготовка класса к работе. На экране эпиграф. Учитель читает эпиграф к уроку:

«Не то золото, что дорого и блестит, а то, что руками мастера создано» (русская пословица) (Слайд 2)

- Как Вы думаете, прослушав эпиграф, кто будет главными лицами на уроке?

- Конечно, Мастера. Мастерами сегодня будете вы, ребята.

-Вы сами будете создавать эскизы сокровищ.

-Как мы знаем сокровища они красивые.

-Давайте посмотрим в чем видит красоту и прекрасное художник?

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след.

А. А. Фет (Слайд 3)

-Как видите прекрасные сокровища-то что нас окружает.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Давайте вместе попробуем определить тему сегодняшнего урока, и узнать о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Что вы изучали на протяжении 3-х четвертей? О чем говорили?

- Декоративно-прикладное искусство.

С ним вы знакомились с самого начала года. Это и вышивка, и роспись по дереву, это и глиняные игрушки, украшения и много других промыслов. Этим промыслам не один десяток лет, а многие из них появились много веков назад. Мастера работают в традициях и сохраняют навыки и правила, передающиеся от старых мастеров.

А как вы думаете в наше время, современные мастера могут в свои работы вносить что-то новое, экспериментировать с материалами, формой, цветом?

- Да.

А эти произведения будут декоративно-прикладным искусством?

-Да.

Но каким декоративно-прикладным искусством? (Слайд 4-6)

-Современным.

А где мы с вами можем познакомиться с современными произведениями декоративно-прикладного искусства?

-Выставочных залах.

Итак, тема урока: «Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства» (Слайд 7)

Давайте представим себе, что мы перешли в выставочный зал музея декоративно-прикладного искусства.

- Двери выставочного зала открыты перед вами! Мы можем войти в этот чарующий мир красоты и постараться быть в нем не просто гостями, а внимательными, понимающими зрителями.

- Зная тему урока, попробуйте сформулировать цели нашего урока, используя слова-помощники:

- расширить…( представление о декоративном искусстве)

- развивать…( творческие способности, эстетические чувства)

- воспитывать ( эстетическое отношение к современному декоративно- прикладному искусству) Обобщение. В отличие от народного мастера, который работает в традициях и сохраняет навыки и правила, передающиеся от старых мастеров, современный художник, хотя и опирается на традиции, но более свободен в своем творчестве.

Предметы декоративно-прикладного искусства создают среду, украшают быт, делают нашу жизнь более привлекательной и праздничной. Самое главное, это искусство организует общение людей, помогает им понять друг друга. У каждого народа свои формы предметов, свои орнаменты, свои образы и мотивы. Используются и различные материалы: глина, металл, стекло, различные нити, ткань.

#1040;ктуализация знаний

Посмотрите внимательно на вазу. Какого цвета эта ваза? Выкрашена она или это цвет материала? (К вазе прикреплена ленточкой табличка - «Керамика». Карточка прикрепляется к доске.)

-Керамикой называют изделия из цветной обожженной глины. Фарфор и фаянс изготавливают из более белых и тонких глин. Гончарные изделия покрывают глазурью или эмалями. Все это называется майоликой. (Демонстрация фотографии

-Ночник из- стекла (Надпись Стекло крепим на доску).

- Художник или сам выдувает стекло, или творит вместе с мастером - стеклодувом Выдувное стекло, получаемое ручным способом, называется «гутное стекло». Рассматриваем изображения ваз на доске. Художник тонко использует контрасты.

Вопрос. Назовите какие?

(Светлое и темное, легкое и тяжелое, хрупкое и прочное, прозрачное и глухое).

-Художественно исполненный тканый ковер для украшения стены называется гобелен. (надпись гобелен крепится на доску)

Традиционные материалы - это шерсть и лен, но сегодня художники используют новые материалы- синтетические волокна, шнуры, веревки, кусочки кожи, дерево. Создавая гобелен, Художник выступает одновременно и в роли ткача, в роли живописца, скульптора и архитектора, если гобелен задуман для оформления комнаты.

- Батик- искусство росписи по ткани.

Искусство пришло к нам из Индонезии. Мастера занимались росписью по ткани сначала восковой смесью, затем ткань окрашивали в нужный цвет, затем воск смывали. На ткани оставался рисунок или белый узор.

Сейчас художники работают в более сложной технике. Используют технику горячий батик, холодный батик. На ткань наносится замкнутая линия при помощи специальной трубочки. Состав- (резерв) создает как бы перегородку, не пропуская краску. Для росписи по ткани используют специальные красители или анилиновые красители, которые подобно акварели мягко перетекают одна в другую. (Рассматриваем фотографии на экране)

- Как вы заметили, что художники современного декоративного искусства очень любят изображать (зверей, птиц, цветы, насекомых, деревья)

4. Первичное закрепление.

Слайд 16

5. Физкультминутка.

6 Выполнение практической работы.

Отправляемся с вами в мастерскую, где будем создавать эскиз предмета.

ЗАДАНИЕ

Вы сегодня будете не просто создавать эскиз, а ещё будете проявлять креативное мышление. Перед вами лист бумаги, на нём изображено начало эскиза. Вам нужно представить вазу и завершить эскиз.

7. Подведение итогов урока.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Учитель помогает детям провести самоанализ выполненных работ.

Внимание детей обращается на самые удачные, правильно выполненные работы.

(учащиеся при помощи учителя анализируют собственные работы и работы товарищей, обсуждается, что лучше всего получилось, какие были наиболее распространенные ошибки, что было сложного в работе, а что получалось легко, что было интересно, что понравилось, запомнилось)

-Вы познакомились с разными техниками, которые используют сегодня, и хотя любимые темы остаются вечными, художник, смело экспериментируя с материалом, формой, цветом, прислушиваясь к себе, создает всякий раз нечто свое, необычное, новое. Мы убедились, что художники обращаются к миру вокруг нас: рисуют деревья, цветы, птиц.

Продолжайте быть мастерами декоративного искусства. Вы увидете, что мир вокруг вас станет ярче и разнообразней! Ведь искусство помогает общению с людьми с разных стран. Берегите свои сокровища!

Спасибо за урок!

Домашнее задание: выписать определения (в тетрадь) Батик. Гобелен. Керамика. Стекло.

#1056;ефлексия (подведение итогов)

Ребята, у вас получились замечательные работы, достойные для размещения их на выставке в галерее!

Давайте вспомним:

• Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

• Удалось ли достичь поставленной цели?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что вызвало особые затруднения?

• Где вы сможете применить новые знания?

Я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Я могу…

Я научился…

Памятка

Виды современного декоративного искусства:

Керамика – это изделия из цветной обожженной глины.

Фарфор и фаянс изготавливают из более белых и тонких глин. Гончарные изделия покрывают глазурью или эмалями. Все это называется майоликой.

Стекло - Художник или сам выдувает стекло, или творит вместе с мастером - стеклодувом. Выдувное стекло, получаемое ручным способом, называется «гутное стекло».

Гобеле́н - художественно исполненный тканный ковер для украшения стены. Традиционные материалы для гобеленов - это шерсть и лен, но сегодня художники используют новые материалы - синтетические волокна, шнуры, веревки, кусочки кожи, дерево.

Ба́тик- искусство ручной росписи по ткани. Искусство пришло к нам из Индонезии.

Металл. Художественная ковка отличается от простой ковки тем, что кованые изделия приобретают художественную ценность, становятся произведением искусства. Современные мастера используют различные приемы и техники - ковку, литье, чеканку, сварку…

Моза́ика — техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре.

-Что отличает современного художника декоративно-прикладного искусства, от народного мастера.

В отличие от народного мастера, который работает в традициях и сохраняет навыки и правила, передающиеся от старых мастеров, современный художник, хотя и опирается на традиции, но более свободен в своем творчестве.

Памятка

Тема урока: «Многообразие _________________________современного декоративного искусства»

Цель:

- расширить… (эстетическое отношение к современному

- развивать… (творческие способности, эстетические чувства)

- воспитывать (представление о декоративном искусстве)

Памятка

Тема урока: «Многообразие _________________________современного декоративного искусства»

Цель:

- расширить… (эстетическое отношение к современному

- развивать… (творческие способности, эстетические чувства)

- воспитывать (представление о декоративном искусстве)

Памятка

Тема урока: «Многообразие _________________________современного декоративного искусства»

Цель:

- расширить… (эстетическое отношение к современному

- развивать… (творческие способности, эстетические чувства)

- воспитывать (представление о декоративном искусстве)

Памятка

Тема урока: «Многообразие _________________________современного декоративного искусства»

Цель:

- расширить… (эстетическое отношение к современному

-развивать… (творческие способности, эстетические чувства)

- воспитывать (представление о декоративном искусстве)

Памятка

Тема урока: «Многообразие _________________________современного декоративного искусства»

Цель:

- расширить… (эстетическое отношение к современному

- развивать… (творческие способности, эстетические чувства)

- воспитывать (представление о декоративном искусстве)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Многообразие растений"

Технологическая карта урока "Многообразие растений" (окружающий мир)...

Технологическая карта урока "Многообразие шляпочных грибов".

Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Игровая форма поможет обобщить знания о многообразии шляпочных грибов. Опережающее задание заставит детей искать ответ на проблемный вопрос....

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Технологическая карта урока изо по ФГОС "Снежинка в технике "квиллинг""

Технологическая карта урока изо по ФГОС "Снежинка в технике "квиллинг"....

Технологическая карта урока в 7 "Г" классе "Совершенствование техники плавания кроль на груди".

quot;Совершенствование техники плавания кроль на груди". самоанализ урока....

Технологическая карта урока "Многообразие и значение бактерий" 5 класс

Сформировать знание о многообразии и значении  бактерий  как живых одноклеточных  организмов, населяющих разные среды обитания. Закрепить и систематизировать понятие о средах обитания, ...

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...