Тема | Разнообразие растений |
Учебный предмет | Окружающий мир |
Цели и задачи
| Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений. Задачи урока: Образовательные: - сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира; - познакомить с отличительными признаками основных групп растений; - умение различать группы растений по их существенным признакам. Развивающие: развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету; Воспитательные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; |
Планируемый результат | Познавательные: Формировать умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, составлять план работы, анализировать и классифицировать найденную информацию; Коммуникативные: Формировать умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах, строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Предметные: сформировать представление о разнообразии растительного мира, познакомить с отличительными признаками основных групп растений, умение различать группы растений по их существенным признакам. |
Технологии, методы, приемы | Поисковые методы обучения |
Основные понятия | Водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения. Ботаника |
Межпредметные связи | Музыка, литература |
Ресурсы:
| 1. тесты, созданные в программе Microsoft Office PoverPoint другие материалы: . Серия слайдов «Разнообразие растений», созданная в программе Microsoft Office PoverPoint 2. музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух» 3. физминутка - дополнительный материал к уроку:
1. тексты для дополнительного чтения о представителях различных групп растений; 2. фотографии водорослей, мхов, папоротников, хвойных, цветковых. 3. рабочий лист-таблица; 4. учебник |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная работа и групповая работа |
Ход урока |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу.
| Приветствуют учителя. | Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем! Улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую работу и отправимся познавать окружающий нас мир.
Я желаю всем нам хорошего урока. | Создание благоприятного психологического климата, приветствие. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.
|
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5мин)
Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Читает стихотворение Н.Рыленкова, под музыку Джэймс Ласта «Одинокий пастух»
Организует проверку домашнего задания
| Учащиеся работают в группе.
| Всё в тающей дымке- Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. (Н. Рыленков) (слайд 2) - Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа. - А что такое природа? - Какая бывает природа? (живая и неживая) (Слайд 3)
| Определение уровня усвоения ранее изученного материала | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
III. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
| Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | -Как называется наука, которая изучает живую природу? (биология) (слайд 4) -На какие царства ученые-биологи разделили живую природу? - А вот про какие царства мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав шифр. Для этого, нужно зачеркнуть буквы, которые не подходят к шифру.
Шифр: Ответ: растения - Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях. Почему растения можно разделить на большое количество групп? - Давайте попробуем сформулировать цели урока. - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений. (слайд 5)
| Уметь находить определение понятиям, делать выводы.
| Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
IV. Работа по теме. Организация исследовательской работы. (10 мин)
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды
.
| Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
| Выполняют исследования, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за растениями. Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.
| Знакомство с новой классификацией растений. - Откройте учебники, страница 70. - Наука, которая изучает растения, называется ботаника. (Слайд 6) -Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп. (слайд 7) - Что такое группа растений? Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.
- Как вы думаете, ребята, растения в этих группах имеют одинаковые признаки или нет? - Какова задача урока? И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп и заполнить таблицу.
- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? Мы будем работать группами. Вспомним правила работы в группе. (слайд 8) 1-я группа: Что такое водоросли? 2-я группа: Что такое мхи? 3-я группа: Что такое папоротники? 4-я группа: Что такое хвойные растения? 5-я группа: Что такое цветковые растения?
- На столах у вас лежат фотографии, учебники, текст о данной группе растений, а на доске таблица, которую вам нужно заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос? (Слайд 9) План: 1. Прочитать текст. 2. Рассмотреть фотографии. 3. Заполнить таблицу, отметив + или - какие части имеют представители этой группы. - Вы должны прочитать текст, рассмотреть образцы растения и приготовить выступление от группы. - Через некоторое время один ученик вашей группы расскажет особенности своей группы растений, а остальные могут добавить. | Введение в словарный обиход термина "группа растений" | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
|
V. Физминутка (1мин) Цель: Организовать отдых детей, смену деятельности | Организует отдых учащихся | Учащиеся выполняют движения физминутки. | - Маленькому семечку зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки и первые листочки. Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями. И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам. А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву. Вот так целый год росло растение. | Восстановление физических и духовных сил |
|
VI. Закрепление нового материала (12мин) Цель: Выяснить отличительные признаки каждой группы растений. | Организует выступление представителя каждой группы. Оказание необходимой помощи выступающему. Контроль правильности сообщения | Работа в командах по заполнению таблицы "Отличительные признаки растений каждой группы" Выступление представителя каждой команды (мнение об одной группе) | Выступление групп. - Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания. -Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем. (Слайд 10-14) Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу. Группы растений | корень | стебель | лист | цветок | плод | семена | споры | Водоросли | - | - | - | - | - | - | + | Мхи | - | + | + | - | - | - | + | Папоротники | + | + | + | - | - | - | + | Хвойные растения | + | + | + | - | - | + | - | Цветковые растения | + | + | + | + | + | + | - |
Анализ работы в группе. - Каждая группа должна выбрать самого активного участника и вручить ему мудрую черепаху.
Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы: - Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? - Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? (высшие растения) -Почему они все такие разные? Потому что, в каждой группе много разных видов растений. -Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится. -Проводится игра: 1. «К каким группам относятся растения». (слайд 1-8) 2. «Найди лишнее название»: выберите лишнее растение и объясните свой выбор. (Слайд 9)
| Первичная проверка понимания | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Контроль усвоения
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности.
|
Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
| А теперь выполним небольшой тест. (слайд 10-20) Учитель, анализирует результаты, разбирает с учащимися ошибки в ответах (при наличии) (Слайд 21)
Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ним более подробно. - Скажите, ребята, достигнута ли цель урока? (Слайд 22) Продолжите высказывание: - Сегодня на уроке я узнал… - Мне понравилось … - Я задумался о том, что … - Мне было сегодня трудно… Ребята, вам понравилось сегодня на уроке? Если понравилось, то возьмите ромашку, если нет то хвоинку и объясните почему вы выбрали данное растение.
| Научить анализировать свои собственные достижения, неудачи, научить искать способы решения проблем | Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
VI. Домашнее задание (2 мин) | Даёт комментарий к домашнему заданию
| Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
| - Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией. (Слайд 23) Для всех: 1. Прочитать в учебнике статью на стр. 69-73, Р.т. стр. 29-31 Для юных ученых: Подготовить сообщение о каком-нибудь необычном растении.
Спасибо за работу! | Записывают д/з в дневник. |
|