Технологическая карта урока "Многообразие растений"
план-конспект урока на тему

Вус Юлия Викторовна

Технологическая карта урока "Многообразие растений" (окружающий мир)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_moy.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

       

Технологическая карта урока «Разнообразие растений»

3 класс

Учитель: Вус Ю.В.

Тема

Разнообразие растений

Учебный предмет

Окружающий мир

Цели и задачи

Цель урока: познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи урока:

Образовательные: 

- сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира;

- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

- умение различать группы растений по их существенным признакам.

Развивающие:  развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету;

Воспитательные:  умение  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

Планируемый результат

Познавательные:

Формировать умение выдвигать гипотезы и обосновывать их,  составлять план работы, анализировать и  классифицировать найденную информацию;

Коммуникативные:

Формировать  умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах,  строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

сформировать представление  о разнообразии растительного мира, познакомить с отличительными признаками основных групп растений,  умение различать группы растений по их существенным признакам.

Технологии, методы, приемы

Поисковые методы обучения

Основные понятия

Водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения. Ботаника

Межпредметные связи

Музыка, литература

Ресурсы:

  • файлы для рассылки:

1.  тесты, созданные  в программе Microsoft Office PoverPoint другие материалы:

. Серия слайдов «Разнообразие растений»,

созданная в программе Microsoft Office PoverPoint

2. музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух»

3. физминутка  

  • дополнительный материал к уроку:

1. тексты для дополнительного чтения о представителях различных групп растений;

2. фотографии водорослей, мхов, папоротников, хвойных, цветковых.

3. рабочий лист-таблица;

4. учебник

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа и групповая работа

Ход урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цели: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

Улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую работу и отправимся познавать окружающий нас мир.

Я желаю всем нам хорошего урока.

Создание благоприятного психологического климата, приветствие.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(5мин)

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Читает стихотворение Н.Рыленкова, под музыку Джэймс Ласта «Одинокий пастух»

Организует проверку домашнего задания

Учащиеся работают в группе.

         Всё в тающей дымке-

          Холмы, перелески…

          Здесь краски не ярки

          И звуки не резки…

          Здесь мало увидеть,

          Здесь надо всмотреться,

          Чтоб ясной любовью

          Наполнилось сердце.

          Здесь мало услышать,

          Здесь вслушаться нужно,

          Чтоб в душу созвучья

          Нахлынули дружно.

          Чтоб вдруг отразили

          Бездонные воды

          Всю прелесть застенчивой

          Русской природы.  

      (Н. Рыленков) (слайд 2)

- Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

- А что такое природа?

- Какая бывает природа? (живая и неживая) (Слайд 3)

Определение уровня усвоения ранее изученного материала

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

-Как называется наука, которая изучает живую природу? (биология) (слайд 4)

-На какие царства ученые-биологи разделили живую природу?

 - А вот про какие царства мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав шифр. Для этого, нужно зачеркнуть буквы, которые не подходят к шифру.

к

р

о

м

а

д

с

у

п

т

е

в

ё

н

ф

и

я

ы

Шифр:

1

3

4

6

8

9

12

13

15

18

Ответ: растения

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях. Почему растения можно разделить на большое количество групп?

-  Давайте попробуем сформулировать цели урока.

 - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений. (слайд 5)

Уметь находить определение понятиям, делать выводы.


Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

IV. Работа по теме. 

Организация исследовательской работы.

(10 мин)

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды

.  

Организует практическую работу, обеспечивает контроль за

 выполнением задания.

Выполняют исследования, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за растениями.

Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.

Знакомство с новой классификацией растений.

-  Откройте учебники, страница 70.

- Наука, которая изучает растения, называется ботаника. (Слайд 6)

-Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп. (слайд 7)

- Что такое группа растений?

Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.

- Как вы думаете, ребята, растения в этих группах имеют одинаковые признаки или нет?

- Какова задача урока?

И наша задача узнать, каковы  характерные признаки этих групп и заполнить таблицу.

- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? 

Мы будем работать  группами. Вспомним правила работы в группе. (слайд 8)

1-я группа: Что такое водоросли?

2-я группа: Что такое мхи?

3-я группа: Что такое папоротники?

4-я группа: Что такое хвойные растения?

5-я группа: Что такое цветковые растения?

- На столах у вас лежат  фотографии, учебники, текст о данной группе растений, а на доске таблица, которую вам нужно заполнить.   Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

(Слайд 9)

 План:

1. Прочитать текст.

2. Рассмотреть фотографии.

3. Заполнить таблицу, отметив + или -  какие части имеют представители этой группы.

- Вы должны прочитать текст, рассмотреть образцы растения и приготовить выступление от группы.

- Через некоторое время один ученик вашей группы расскажет особенности своей группы растений, а остальные могут добавить.

Введение в словарный обиход термина "группа растений"

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

V. Физминутка

(1мин)

Цель:

Организовать отдых детей, смену деятельности

Организует отдых учащихся

Учащиеся выполняют движения физминутки.

- Маленькому семечку зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться.

Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи.

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки

и первые листочки.

Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями.

И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам.

А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву.  

Вот так целый год росло растение.

Восстановление физических и духовных сил

VI.  Закрепление нового материала

(12мин)

Цель:

Выяснить отличительные признаки каждой группы растений.

Организует выступление представителя каждой группы.

Оказание необходимой помощи выступающему. Контроль правильности сообщения

Работа в командах по заполнению таблицы "Отличительные признаки растений каждой группы"

Выступление представителя каждой команды (мнение об одной группе)

Выступление групп.

- Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.

-Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.

(Слайд 10-14)

Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу.

Группы

растений

корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

Водоросли

-

-

-

-

-

-

+

Мхи

-

+

+

-

-

-

+

Папоротники

+

+

+

-

-

-

+

Хвойные

растения

+

+

+

-

-

+

-

Цветковые растения

+

+

+

+

+

+

-

Анализ работы в группе.

- Каждая группа должна выбрать самого активного участника и вручить ему мудрую черепаху.

Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?

- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? (высшие растения)

-Почему они все такие разные?

Потому что, в каждой группе много разных видов растений.

-Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.

-Проводится игра:

1. «К каким группам относятся растения». (слайд 1-8)

2. «Найди лишнее название»: выберите лишнее растение и объясните свой выбор. (Слайд 9)

Первичная проверка понимания

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Контроль усвоения

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

А теперь выполним небольшой

тест. (слайд 10-20)

Учитель, анализирует результаты,

разбирает с учащимися ошибки в

ответах (при наличии) (Слайд 21)

Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ним более подробно.

- Скажите, ребята, достигнута ли цель урока?

(Слайд 22)

 Продолжите высказывание:

- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось …

- Я задумался о том, что …

- Мне было сегодня трудно…

Ребята, вам понравилось сегодня на уроке?

Если понравилось, то возьмите ромашку, если нет то хвоинку и объясните почему вы выбрали данное растение.

Научить анализировать свои собственные достижения, неудачи, научить искать способы решения проблем

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

VI. Домашнее задание (2 мин)

Даёт комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

- Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.

(Слайд 23)

Для всех:

1. Прочитать в учебнике статью на стр. 69-73, Р.т. стр. 29-31

Для юных ученых:

Подготовить сообщение о каком-нибудь необычном растении.

Спасибо за работу!

Записывают д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"

Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

технологическая карта по теме "Ткани растений" 5 класс ФГОС

Предложена разработка урока в рамках требований ФГОС. Цель: сформировать у учащихся  знания  об  особенностях строения разных органов растений,  расширить  круг  знаний...