Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе.
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Лосева Виктория Васильевна

Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе.

                                                                Лосева Виктория Васильевна

Учитель изобразительного искусства

       Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому на уроках изобразительного искусства используются нетрадиционные техники рисования.

       В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания.

Уроки изобразительного искусства заключают в себе большие возможности для всестороннего развития школьников.

       Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а помогать и направлять ребенка.

Нетрадиционные техники рисования:

1) расширяют круг умений учащихся, по средствам ознакомления детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2)создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли и эмоции.

3) способствуют активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития.

4) дают возможность учитывать интересы класса и отдельного ученика.

5) не имеют эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое.

 

Необходимо остановиться подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:

 

1. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.

2.«Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.

3.Клясография. Через пластиковую трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа..

4.Монотипия – это одна из распространённых видов художественного искусства. Другое название этой техники – акватипия. Выполненные в ней работы смотрятся изящно, имеют плавные переходы цвета и разнообразие форм.  Необычность техники заключается в том, что для её выполнения нужно изобразить свои фантазии на гладкой бумаге, а затем отпечатать рисунок на втором листе. Если положить краски на лист, изображая лес  и сложить лист пополам, то получится отпечаток леса на другой половине листа, дополнить картину стволами деревьев и получится пейзаж, отражение леса в воде. Как правило на уроках изобразительного искусства используются краски – гуашь. Также это могут быть бабочки и т.д где необходима симметрия.

5.Граттаж– эта техника схожа с привычной нам гравюрой. Французское слово  граттаж-означает процарапывать.. Она выполняется путём процарапывания верхнего слоя покрытия. Его можно сделать густой гуашью. Плотный лист бумаги необходимо натереть свечой или  восковыми мелками и покрыть несколькими слоями краски. После высыхания можно приступить к работе, процарапывая рисунок зубочисткой или заостренным предметом.

6.Фроттаж – очень интересная и довольно лёгкая техника. Для её выполнения  понадобится плоский рельефный предмет, например, монета. Подложить её под лист бумаги и пройтись сверху карандашом. В результате получается перенесённый с предмета узор. Помимо монеток в технике используются листочки с прожилками, узорчатые изделия и многое другое. Просто дайте волю своей фантазии!

7.Свободное дуновение – довольно известная техника нетрадиционного рисования. Чтобы нарисовать рисунок в данной технике, нужно заполнить лист жидкой краской, и с помощью трубочки подуть на картину в разных направлениях. В качестве трубочки можно использовать палочку для сока или корпус от  ручки.

8.«Тычкование».Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры

 

 Материалы для выполнения нетрадиционных техник:

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге получится отпечаток. Можно дорисовать недостающие детали и у ребёнка выйдет отличный пейзаж или натюрморт из осенних листьев..
  2. Пластилин.. Пластилином можно рисовать на бумаге. Такой метод называется пластилинографией...

Рисование — отличный досуг для школьника, работа, к которой не надо принуждать. Очень важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества.

     Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, развить креативное мышление.

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе.

                                                                Лосева Виктория Васильевна

Учитель изобразительного искусства

       Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому на уроках изобразительного искусства используются нетрадиционные техники рисования.

       В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания.

Уроки изобразительного искусства заключают в себе большие возможности для всестороннего развития школьников.

       Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а помогать и направлять ребенка.

Нетрадиционные техники рисования:

1) расширяют круг умений учащихся, по средствам ознакомления детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2)создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли и эмоции.

3) способствуют активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития.

4) дают возможность учитывать интересы класса и отдельного ученика.

5) не имеют эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое.

Необходимо остановиться подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:

1. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.

2.«Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.

3.Клясография. Через пластиковую трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа..

4.Монотипия – это одна из распространённых видов художественного искусства. Другое название этой техники – акватипия. Выполненные в ней работы смотрятся изящно, имеют плавные переходы цвета и разнообразие форм.  Необычность техники заключается в том, что для её выполнения нужно изобразить свои фантазии на гладкой бумаге, а затем отпечатать рисунок на втором листе. Если положить краски на лист, изображая лес  и сложить лист пополам, то получится отпечаток леса на другой половине листа, дополнить картину стволами деревьев и получится пейзаж, отражение леса в воде. Как правило на уроках изобразительного искусства используются краски – гуашь. Также это могут быть бабочки и т.д где необходима симметрия.

5.Граттаж– эта техника схожа с привычной нам гравюрой. Французское слово  граттаж-означает процарапывать.. Она выполняется путём процарапывания верхнего слоя покрытия. Его можно сделать густой гуашью. Плотный лист бумаги необходимо натереть свечой или  восковыми мелками и покрыть несколькими слоями краски. После высыхания можно приступить к работе, процарапывая рисунок зубочисткой или заостренным предметом.

6.Фроттаж – очень интересная и довольно лёгкая техника. Для её выполнения  понадобится плоский рельефный предмет, например, монета. Подложить её под лист бумаги и пройтись сверху карандашом. В результате получается перенесённый с предмета узор. Помимо монеток в технике используются листочки с прожилками, узорчатые изделия и многое другое. Просто дайте волю своей фантазии!

7.Свободное дуновение – довольно известная техника нетрадиционного рисования. Чтобы нарисовать рисунок в данной технике, нужно заполнить лист жидкой краской, и с помощью трубочки подуть на картину в разных направлениях. В качестве трубочки можно использовать палочку для сока или корпус от  ручки.

8.«Тычкование».Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры

 Материалы для выполнения нетрадиционных техник:

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге получится отпечаток. Можно дорисовать недостающие детали и у ребёнка выйдет отличный пейзаж или натюрморт из осенних листьев..
  2. Пластилин.. Пластилином можно рисовать на бумаге. Такой метод называется пластилинографией...

Рисование — отличный досуг для школьника, работа, к которой не надо принуждать. Очень важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества.

     Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, развить креативное мышление.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Религиозная живопись.Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.

Статья  может помочь учителям изобразительного искусства в подготовке уроков, касающихся религиозной живописи в старших классах. Как продолжение статьи - мои разработки уроков по представленным т...

Статья "Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе"

Статья " Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства" посвящена теме композиции в декоративной графике;  в статье рассказывается об основах графической ...

Доклад на тему :"Техника формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства."

Даны определения формирующего  оцениванию  и как применять технику формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства. Приведены примеры формы формирующего оценивания.на урокахИЗО ...

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...