Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Геращенко Диана Богдановна
учитель изобразительного
искусства и технологии,
МБОУ "ОЦ №1
Майкопского района"
Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.
Когда уничтожена человечность,
нет больше искусства.
Соединять красивые слова
— это не искусство.
(А. Блок)
Актуальность исследования обусловлена изменениями, происходящими в настоящее время в системе общего образования, необходимостью существенной корректировки процесса патриотического воспитания подрастающего поколения.
Цель исследования – определить, какова вероятность воспитания активной гражданской позиции через осознание и принятие общечеловеческих ценностей, выработанных предшествующими поколениями, в условиях изучения изобразительного искусства в школе.
Задачи исследования -
- проанализировать современные реалии в искусстве.
- проанализировать методы приобщения школьников к национальной культуре.
- сформировать этапы воспитания гражданина своей страны на уроках Изо.
Методы исследования-
- наблюдение
- сравнение
- анализ и синтез
- описание
В современных реалиях мы столкнулись с тем, что всё искусство, признанное русским, уничтожается. Весь западный мир пытается исключить Россию из нынешнего окружения, вытолкнуть с тех позиций, которые она завоевывала на протяжении всей истории своего существования. Повсюду звучат призывы к уничтожению всего русского, к исключению русской культуры, искусства... Переписывается история. Запрещается русский язык, русская классическая музыка и литература, уничтожаются памятники. В противовес стандартным, традиционным ценностям семьи навязываются вседозволенность, распущенность и всеобщее одобрение нетрадиционной ориентации. Наши дети находятся в условиях разноречивой, противоположной, а порой и лживой информации, которая несет в себе в первую очередь западные ценности: нравственные, философские, эстетические. Молодые люди любят смотреть западные фильмы, российские их уже не интересуют, играть в иностранные игры, хотя в них много жестокости, носить брендовую одежду из-за рубежа, хотя по качеству она не превосходит отечественную продукцию, предпочитают заграничную еду, не смотря на то, что она вредна для здоровья, и т.д. Современные дети не любят читать, не смотрят и не слушают русские сказки, песни и даже мультфильмы. Это сейчас считается немодным, "древним", несовременным. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих корней. Раньше дети знали о своих предках до 7 колена. А сейчас при составлении генеалогического древа, максимум доходят до дедушек и бабушек, в лучшем случае до прадедов. У молодого поколения меняются идеалы. Они не понимают своей идентичности. Молодежь не знает народных примет, пословиц и поговорок, а ведь в них заложена мудрость Великого Народа...
В связи с этим, тема приобщения школьников к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Наше искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру и отношения между людьми. В нём кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.
Уже с самого начала жизненного пути наших детей необходимо знакомить с великими русскими деятелями искусства. Но делать это нужно в необычной, игровой форме, используя интерактивные методы, в виде кроссвордов, викторин, квестов, виртуальных путешествий. Это можно делать на уроках изобразительного искусства с 1 по 7 класс, и на уроках Искусства в 8-9 классах. Интегрировать Изо с историей, музыкой, литературой.
Воспитание гражданской позиции идёт в первую очередь из семьи. Неслучайно известный английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи», но конечно и в школе если учитель настоящий гражданин и патриот своей страны, он также должен сформировать эту позицию и у своих учеников. Из урока в урок помимо знакомства с произведениями искусства, можно приводить примеры выдающихся деятелей искусства, показывать фрагменты отечественных фильмов, прослушивать отрывки из произведений русской классической музыки. Если с самого первого класса воспитывать у учащихся любовь к Родине, к отечественному искусству, к национальной культуре, то с каждым уроком будет приходить все большее и большее понимание и осознание своей национальной идентичности. Самое главное, чтобы урок проходил в интересной и доступной форме для учеников, это будет побуждать школьников к тому, чтобы дома продолжить изучение этой темы, углубиться в пройденный материал, узнать больше, чем учитель смог дать на уроке из-за ограничения времени.
На уроках изобразительного искусства можно и нужно воспитывать патриотизм, любовь к Родине, активную гражданскую позицию, развивать национальную идентичность, знакомить детей с великими деятелями отечественного искусства, русской культуры, с промыслами народного декоративно-прикладного искусства. Чтобы маленький человечек вырос большим и гордился тем, что он родился в России!
В заключение хотелось бы привести слова нашего президента Владимира Владимировича Путина: " Патриотизм - это любовь к Родине... Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это всё должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать, если хочет быть человеком."
А создать эти условия наша первоочередная задача.
Список литературы
1. Статья Цитаты про искусство с https://burido.ru/1184-tsitaty-pro-iskusstvo?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
2. Цитата В.В. Путина https://multiurok.ru/index.php/files/tekhnologiia-pedagogicheskogo-sotrudnichestva-dl-5.html
3. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 кл.: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2012. - 170 с.: ил. - мягк. обл. ISBN 978-5-7057-2211-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.
Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...
Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника
Список использованной литературы:1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издате...
Религиозная живопись.Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.
Статья может помочь учителям изобразительного искусства в подготовке уроков, касающихся религиозной живописи в старших классах. Как продолжение статьи - мои разработки уроков по представленным т...
Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"
Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...
Статья "Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе"
Статья " Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства" посвящена теме композиции в декоративной графике; в статье рассказывается об основах графической ...
Выступление на педагогическом совете: "Игровые технологии на уроках изобразительного искусства в школе"
Игровые технологии на уроках изобразительного искусства в школе...
Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе.
Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе....