Религиозная живопись.Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.
статья по изобразительному искусству (изо, 7, 8, 9 класс) на тему
Статья может помочь учителям изобразительного искусства в подготовке уроков, касающихся религиозной живописи в старших классах. Как продолжение статьи - мои разработки уроков по представленным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как рассказать о картинах с религиозными сюжетами на уроке ИЗО. | 614.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Религиозная живопись. Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.
Тема библейских сюжетов чрезвычайно важна для понимания учащимися художественных произведений. Я решила разработать цикл уроков по данной теме, так как в своей педагогической деятельности столкнулась с тем, что современные подростки плохо осознают смысл живописных произведений, ведь основой многих из них являются библейские сюжеты, а набор знаний о них минимален.
Методические разработки уроков по темам библейских сюжетов, представленные на моем сайте, разработаны в ракурсе проблемного подхода к изучаемым вопросам и проиллюстрированы соответствующими темам произведениями искусства.
Смысл проблемного подхода на уроке в том, чтобы учащиеся систематически включались учителем в процесс поиска решения новых для них проблем. Благодаря этому они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевать опытом творческой деятельности.
Некоторые уроки предполагают продолжение в виде урока – экскурсии, что очень нравится детям. Они с удовольствием посещают музеи, начинают осмысленно изучать произведения искусства, не ограничиваясь критерием красиво – некрасиво, проблемный подход и музейно-педагогическая деятельность побуждает учащихся к развитию познавательной деятельности.
Проблемный подход предполагает развитие критического и аналитического мышления, которое развивается методом диалога, заставляет всматриваться в произведение искусства, замечать детали и символы, которые помогут дешифровать его. Учащиеся с гордостью сами отмечают свои успехи, когда правильно могут узнать сюжет картины. Подобные уроки устанавливают прочные метапредметные связи с уроками истории и литературы, что повышает интерес к этим предметам и повышает уровень знаний учащихся.
1.Первый урок цикла: «Проблема гармонии в произведениях искусства на примере анализа иконы А.Рублева «Троица». Музыкальное сопровождение –Иоганн Себастьян Бах, токката ре минор.
«Троица» - высочайший образец древнерусской иконописи, эталон гармонии. Композиция иконы – круг, вокруг композиционного центра – чаши на столе, взгляд о т одного ангела к другому скользит по кругу. Круг – ни начала, ни конца, бог бесконечен. На примере анализа иконы учащиеся выясняют смысл гармонии – гармония показывает нам триединство Бога, гармонию замысла и его безукоризненное воплощение.
Практ. Работа – рисунок: чаша причастия, голубь из новозаветной Троицы.
2. «Истоки символики в изображении обстановки чуда Рождества Христова и проблема восприятия худ. Произведения современным зрителем».
В метод. Разработке урока прослеживается трансформация изображения сцены рождества начиная с иконописных изображений, через Джотто к Босху и Эль Греко. Все, что связано с изображением Р. – глубоко символично. Ясли вместо колыбели и хлев вместо дома – свидетельство враждебности мира к пришедшему в него богомладенцу. Бож. Сущность младенца явлена появлением в небе одного из главных символов рождества – Вифлеемской звезды. ( истоки ее в египетском искусстве) Уход от иконописности во вреске Джотто – мы видим мать и дитя. Эпоха возрождения показывала рождение нового мира из тьмы средневековья ( сцена всегда происходит днем), вновь во тьму явление возвращает Эль Греко – сообщая тем самым этому событию космический масштаб и символику таинства. Но ближе и человечнее всего образ Богоматери Жоржа Латура «Новорожденный» - в ней суммируется опыт рождественской тематики всего западно-европейского искусства.
Практическая работа – Вифлеемская звезда как символ пути к новому миру и божественному свету.
3. «Образ Богоматери в искусстве Эпохи Возрождения – проблема скорби и предвидения на примере картин Леонардо да Винчи». Музыкальное сопровождение – Шуберт, «Ave Maria».
В методической разработке урока рассматривается трансформация образа Мадонны на примере картин Леонардо от Благовещения с его каноничностью и олицетворенной покорностью до образов М.Литты, Бенуа, М. с цветком. – очеловечение образа Богоматери. Анализ технических достижений Леонардо, помогающих выразить идею произведения- предвидение будущего, скорбь и любовь.
Практическая работа - образ ангела из сюжета о Благовещении.
4. «Проблема самопожертвования на примере картин из евангельского цикла рус. Худ. Ге».
На уроке используется метод диалога, сравнительного анализа картин Ге и Дейнеки. Ге хотел дать зримый образ Христа, реалистичный, чего до него никто не делал.
«Тайная вечеря» -уход Иуды к духовной гибели.
«Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад».
«Что есть истина» - картина – шок для зрителей.
«распятие» - апофеоз самопожертвования. Переосмысление христианства Ге сближает с современностью. «Оборона Сев.» - современный пример самопожертвования. Урок- интерактивная экскурсия в ГТГ и Г РМ.
С. – актуальная проблема, которую каждый учащийся может примерить на себя, так как в любой момент в жизни может произойти ситуация, когда придется делать выбор – уйти, как Иуда, или встать на пути зла со связкой гранат. Страсти Христовы закончились на Голгофе; камень от склепа отвален, а внутри никого нет. И пришла Пасха.
П\Р абстрактный образ Христа – символическое пятно, так, как почувствовали и прочувствовали образ.
5.»Пасхальная символика и проблема Воскресения И.Х.»
Рассматривая проблему Воскресения, мы изучаем символику события, его изображения художниками, историю и традиции празднования в других странах. Выясняем, почему так важно событие Воскресения в традиции христианской культуры? Раньше люди боялись смерти, В древ. Греции – нет выхода, нет надежды. И.Х. воскреснув в теле, дал веру в жизнь за гробом. В. – символ победы над трагическими жизненными обстоятельствами, добра над злом и мраком. Радостный праздник имеет в своей основе трагедию – смерть на кресте.
П/Р яйцо – главный символ Пасхи, вечная жизнь и возрождение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.
Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...
Уроки изобразительного искусства в 6 классе по теме "Изображение предметного мира – натюрморта. Живопись натюрморта акварельными красками"
Конспект урока, презентация к урокам...
Статья "Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе"
Статья " Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства" посвящена теме композиции в декоративной графике; в статье рассказывается об основах графической ...
Выступление на педагогическом совете: "Игровые технологии на уроках изобразительного искусства в школе"
Игровые технологии на уроках изобразительного искусства в школе...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе «Можно ли увидеть музыку и услышать живопись?»
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе...
Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе.
Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе....
Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.
В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...