Адаптированная рабочая программа 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Соломонова Наталья Ивановна

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.   Примерной программы по изобразительному искусству  по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под ред. Б.М.Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений  (М.: Просвещение, 2014 г.), с учетом психофизических особенностей учеников  6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp-6_klass_2022.docx858.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 им. Сирина Н.И.»

«РАССМОТРЕНО»

на ПМПк

Протокол от ______________№

Руководитель

____________С.В. Барышникова

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания МС

от № _________ №1

____________ Л.И. Васильева

 «УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

___________С.О. Москвина

Приказ от _________

«СОГЛАСОВАНО»

____________

Родитель несовершеннолетнего

___________ ??????????

Адаптированная

образовательная программа

Ф.И.О.,

обучающихся 6  класса,

разработанная для условий инклюзивного образования

           

                                                     Ханты-Мансийск – 2022

Содержание

Пояснительная записка

Содержание тем учебного предмета.

Требования к уровню подготовки учащегося

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Cпособы, средства, формы проверки результатов.

Организация текущего и промежуточного контроля

Тематическое планирование

Кодификатор предметных умений, проверяемых  в итоговой контрольной работе

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

 Основная литература:

Цифровые образовательные ресурсы

Материально-техническое обеспечение

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.   Примерной программы по изобразительному искусству  по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под ред. Б.М.Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений  (М.: Просвещение, 2014 г.), с учетом психофизических особенностей учеников  6 класса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

Конституция РФ; Федеральный закон N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»; Методические рекомендации по разработке рабочих программ по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) классов

Актуальность программы

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения учащихся в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

При составлении учебной программы учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности каждого ученика и коллектива класса в ходе сопровождения социально-психологической службы школы.

Адаптация программы происходит за счет подбора заданий, максимально возбуждающих активность ребенка. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. Использование многократных указаний, упражнений. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

          В программу внесены изменения: из рекомендованных творческих заданий выделены и обозначены  темы  уроков;  все  уроки  изобразительного  искусства  по  программе  –  это практические работы, творческие работы выполненные по темам оцениваются по программе.

          Программа   включает  в  себя  все  блоки  по изобразительному  искусству  в  жизни  человека.    Программа  дает  возможности  для педагогического    творчества,  учета  особенностей  конкретного  региона  России  при сохранении структурной целостности данной программы.  

         Программа  адаптирована  для  обучения  детей    с  ОВЗ  с  учетом  особенностей  их психофизического  развития,  индивидуальных  возможностей  и  при  необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную  адаптацию указанных лиц.

        Программа  построена  с  учетом  специфики  усвоения  учебного  материала  детьми  с  ОВЗ.  Представленная  программа,  сохраняя  основное  содержание  образования,  принятое  для массовой  школы,  отличается  тем,  что  предусматривает  коррекционную  направленность обучения.

Основная цель школьного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности  ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.  Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Основные задачи  предмета «Изобразительное искусство»

1.  Формирование опыта смыслового и  эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности произведений искусства;

2.  Освоение  художественной  культуры  как  формы  материального  выражения  в пространственных формах духовных ценностей;

3.  Развитие  творческого  опыта  как  формирование  способности  к  самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;  

4.  Воспитание  уважения  к  истории  культуры  своего  Отечества,  выраженной  в  ее архитектуре, изобразительном искусстве, понимании красоты человека;  

5.  Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

6.  Овладение  средствами  художественного  изображения  как  способом  развития  умения видеть реальный мир;  

7.  Овладение  основами  культуры  практической  работы  различными  материалами  и инструментами  для  эстетической  организации  и  оформления    школьной,  бытовой, производственной среды.

  Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.

Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с ЗПР является:

  • усиление роли практической направленности изучаемого материала,
  • опора на жизненный опыт ребенка,
  • соблюдение в определении объема изучаемого материала,  принципа необходимости и достаточности,
  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.

Коррекционная направленность урока

  1. Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
  2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
  3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
  4. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
  5. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
  6. Охрана психического, физического здоровья учащихся.
  7. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
  8. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
  9. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
  10. Использование эффективных инновационных технологий.
  11. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
  12. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
  13. Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.

  Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.

Принципы, на которых базируется программа:

 Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой  знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических и жизненных задач.

 

 

   Роль  программы в образовательном маршруте

Обучение изобразительному искусству учащихся с ОВЗ (ЗПР) имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ (ЗПР), характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при ОВЗ (ЗПР) является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

Содержание тем учебного предмета.

I четверть. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 9 часов

         Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

        Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформирован ных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

II четверть. «Мир наших вещей. Натюрморт» - 7 часов.

        История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

        Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

III четверть. «Вглядываясь в человека» - 10 часов.

         Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

        Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

IV четверть. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 9 часов.

        Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра.                 Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Требования к уровню подготовки учащегося

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Результаты изучения предмета

Личностными результатами отражаются  в  индивидуальных  качественных  свойствах  учащихся,  которые  они  должны  приобрести  в  процессе  освоения  учебного предмета «Изобразительное искусство»:  

  • воспитание  патриотизма,  любви  и  уважения  к Отечеству,  чувства  гордости  за  свою Родину;
  • знание культуры своего края, народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
  •  усвоение  гуманистических,  традиционных  ценностей  многонационального российского общества;  
  • формирование  ответственного  отношения  к  учению,  готовности  и  способности  к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  
  • формирование  коммуникативной  компетенции  в  общении  и  сотрудничестве  со сверстниками;  
  • уважительное отношение к членам своей семьи;  
  • умение вести диалог с другими людьми.

Метапредметные  результаты  характеризуют  уровень  сформированности универсальных  способностей  учащихся,  проявляющихся  в  познавательной  и  практической деятельности:  

  • умение  самостоятельно  определять  цели  своего  обучения;  ставить и формулировать для себя новые задачи;  
  • умение планировать свои действия для достижения целей;  
  • выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля и самооценки; принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  
  • умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную  деятельность  с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметные  результаты  характеризуют  опыт  учащихся  в  художественно-творческой  деятельности,    который  приобретается  и  закрепляется  в  процессе  освоения учебного предмета:  

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их духовной культуры, способа познания жизни, средства организации общения;  
  •  развитие эмоционально-ценностного видения окружающего мира;  
  •  развитие  наблюдательности,  зрительной  памяти,  художественного  вкуса  и творческого воображения;  
  •  освоение культуры во всем многообразии ее видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в творчестве разных народов;
  • приобретение  опыта  создания  художественного  образа  в  разных  видах  и  жанрах визуально-пространственных  искусств:  декоративно-прикладных,  в  архитектуре, дизайне, изобразительных (живопись, графика, скульптура);  
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,  освоение  практических  умений  и  навыков  восприятия,  интерпритации  и  оценки произведений искусства;  
  • формирование  активного  отношения  к  традициям  художественной  культуры  как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;  
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ученик научится:

  • - понимать место и значение изобразительных искусств  в жизни человека и общества;
  • - знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • - понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  • - знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • - называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • - понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • - знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • - знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки;
  • - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  •  - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • -  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • - активно воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

 Ученик получит возможность научиться:

  • - знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения;
  • - знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
  • - понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
  • -  знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • - чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  • - знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
  • - знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
  • - называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
  • - иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • - иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
  • - получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • - получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

 знать/понимать 

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

уметь 

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации метапредметной  функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения изобразительного искусства совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные 

интеллектуальные 

информационные 

организационные 

Количество часов:

Всего 34; в неделю - час

Организация текущего и промежуточного контроля

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
  1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
  2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Cпособы, средства, формы проверки результатов.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля: стартовый, текущий, итоговый и промежуточный.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Итоговый контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.

Промежуточная аттестация 

Промежуточная аттестация в 5 классе засчитывается на основании текущего контроля успеваемости как среднеарифметическое четвертных отметок.

Критерии и нормы оценки

Отметка "5" ("отлично") ставится, если: отсутствие ошибок по текущему материалу; не более двух недочетов (три недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изображения, использование нерациональных приемов решения учебной задачи;

Отметка "4" ("хорошо") ставится, если: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность в выполнении рисунка, отражение своего отношения к предмету.

Отметка "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 ошибок или 9 недочетов по текущему учебному материалу; отдельные нарушения композиционного решения в материала; неполнота рисунка.

Отметка "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок  недочетов по текущему материалу; более 8 ошибок неполнота, нераскрытость рисунка, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

8

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

1

Рисунок - основа языка всех видов изобразительного  искусства

1

Линия и ее выразительные возможности.

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Цвет. Основы цветоведения.

1

Цвет в произведениях живописи

1

Объемное изображение в скульптуре

1

Объем - основа языка скульптуры

1

Мир наших вещей. Натюрморт

7

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Изображение предметного мира - натюрморт

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Изображение на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень

1

Натюрморт в графике

1

Натюрморт в живописи. Цвет в натюрморте

1

Выразительные возможности натюрморта

1

Вглядываясь в человека.  Жанр портрет

10

Образ человека - главная тема искусства

1

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве

1

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

  Сатирические образы человека

1

Образные возможности освещения в портрете

1

Портрет в живописи.

1

Роль цвета в портрете

1

Великие портретисты

1

Человека и пространство в изобразительном искусстве.

9

27.

Жанры в изобразительном искусстве

1

28.

Изображение пространства

1

29.

Правила линейной и воздушной перспективы

1

30.

Правила линейной и воздушной перспективы

1

31.

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

1

32.

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

1

33.

Пейзаж - настроение. Природа и художник

          1

34.

Городской пейзаж

          1

35.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

          1

ВСЕГО за 6 класс

34

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

6 класса для проведения промежуточной аттестации

по учебному предмету «изобразительное искусство»

Кодификатор требований к уровню подготовки по учебному предмету «изобразительное искусство» для составления контрольных измерительных материалов промежуточной аттестации на уровне основного общего образования является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов промежуточной аттестации.

Кодификатор включает планируемые результаты обучения на двух уровнях

(ФГОС): выпускник научится/выпускник получит возможность научиться.

 Кодификатор составлен на основе Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17) с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644,от 31 декабря 2015г. №1577.

 Авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы.

Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы:

учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А.

Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной

аттестации учащихся 6 класса

Код

Блока

Код

контролируемого

элемента

Предметные результаты освоения основной

образовательной программы, проверяемые

заданиями работы

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1.1

Изобразительное искусство Семья пространственных

искусств.

1.2

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях

живописи.

1.3

Объемные изображения в скульптуре.

1.4

Объемные изображения в скульптуре.

1.5

Изобразительное искусство Семья пространственных

искусств.

2

Мир наших вещей. Натюрморт

2.1

Освещение. Свет и тень.

2.2

Изображение объема на плоскости и линейная

перспектива.

3

«Вглядываясь в человека. Портрет»

3.1

Образ человека — главная тема в искусстве.

3.2

Изображение головы человека в пространстве

3.3

Образ человека — главная тема в искусстве.

3.4

Великие портретисты прошлого

3.5

Великие портретисты прошлого

4

«Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж»

4.1

Пейзаж настроения. Природа и художник.

4.2

Пейзаж настроения. Природа и художник.

4.3

Жанры в изобразительном искусстве.

4.4

Выразительные возможности изобразительного

искусства. Язык и смысл.

4.5

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Раздел  2.  Перечень  планируемых  результатов  (по  ФГОС)  по  учебному  предмету

«изобразительное  искусство»,  проверяемых  на  промежуточной  аттестации

обучающихся 6 класса

Код

контролиру

емого

умения

Планируемые результаты (по ФГОС)

1.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1.1

называть  пространственные  и  временные  виды  искусства  и  объяснять,  в  чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

1.2

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.)

1.3

называть  пространственные  и  временные  виды  искусства  и  объяснять,  в  чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

1.4

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

1.5(15)

2.  называть  пространственные  и  временные  виды  искусства  и  объяснять,  в  чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

2.

Мир наших вещей. Натюрморт

2.1

характеризовать  освещение  как  важнейшее  выразительное  средство  изобразительного  искусства,  как  средство  построения  объема  предметов  и глубины пространства;

2.2

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной  и воздушной перспективы;

3.

«Вглядываясь в человека. Портрет»

3.1

различать и характеризовать виды портрета;

3.2

понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

3.3

различать и характеризовать виды портрета;

3.4(14)

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников -

портретистов и определять их произведения;

3.5(16)

классифицировать  жанровую  систему  в  изобразительном  искусстве  и  ее значение для  анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников -

портретистов и определять их произведения;

4.

«Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж»

4.1

различать и  характеризовать понятия:  эпический пейзаж,  романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

4.2

называть  пространственные  и  временные  виды  искусства  и  объяснять,  в  чем состоит различие временных и пространственных видов искусства

4.3

называть имена выдающихся художников и произведения искусства

в жанре  пейзажа  в мировом и отечественном искусстве;

4.4

понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников - пейзажистов

4.5(16)

создавать творческие композиционные работы в разных материалах

с натуры, по памяти и по воображению;

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы по  изобразительному искусству  в 6 классе

Тема «Искусство в жизни человека»

1. Назначение

Итоговая работа по  изобразительному искусству проводится с целью:

Оценить достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися  6 класса

тем: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж» 

2. Подходы к отбору содержания, разработке работы

Содержание  работы определяется на основе следующих документов:

  Федеральный  государственного  образовательного  стандарта  основного  общего образования  (Утвержден  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)  с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644,от 31 декабря 2015г. №1577.

  Авторской  программы  Изобразительное  искусство.  Рабочие  программы.

Предметная  линия  учебников  под  редакцией  Б.  М.  Неменского.  5—8  классы:

учебное пособие для общеобразовательных организаций  / [Б. М. Неменский, Л. А.

Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016

Работа по изобразительному искусству включает в себя контролируемые элементы

содержания следующих разделов: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство. Пейзаж». 

  По каждому разделу предлагаются задания базового и повышенного уровней усвоения учебного материала. В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания  темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программой. План, по которому конструируется вариант зачета, обеспечивает диагностику освоения   всех содержательных элементов.

3. Структура работы

  Каждый вариант  итоговой работы  по   изобразительному искусству  для   6 класса состоит  из  3  частей  и  включает  в  себя  16  заданий,  различающихся  формой  и  уровнем сложности.

                                               Таблица 1. Распределение заданий  по частям работы

Части работы

Количество

заданий

Максимальный

балл

Тип задания

1

Основная часть А

12

12

  С выбором ответа

2

Основная часть В

3

16

  С кратким ответом

С  установлением

соответствия

3

Дополнительная  часть

С

1

5

Творческое задание

Итого  

16

33

4. Распределение заданий работы  по содержанию

Таблица №2 Распределение заданий по содержанию

Разделы, включенные в работу

Вся работа

Часть1

Часть2

Часть3

По рабочей программе

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

4(100%)

3

1

4 часа

Мир наших вещей. Натюрморт

3(75%)

3

4 часа

Вглядываясь в человека. Портрет

4(67%)

3

1

6 часов

Человек и пространство. Пейзаж

5(125%)

3

1

1

4 часа

Итого

16

12

3

1

18 часов

5. Распределение заданий  по уровням сложности

В работе представлены задания различных уровней сложности: базового и повышенного.

Задания  базового  уровня  включены  в  обязательную  часть      работы  А  и  представляют собой  12  тестовых  заданий  с  выбором  ответа.  Они  проверяют  знание  и  понимание содержания материала, изучающегося в течение года.

Задания повышенного уровня  включены в основную часть В (задания с кратким ответом и нахождением соответствия) и дополнительную часть С (задание творческого характера).

Оно  требует  от  обучающихся  умения  создать  художественное  произведение  (пейзаж, натюрморт, портрет).

Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый  

12

13

Повышенный

4

21

                                                              Итого

16

34

        6. Время выполнения варианта работы

На выполнение итоговой работы отводится 40-45 минут.  

8.План варианта КИМ

Обозначен

ие

задания в

работе

Проверяемые

элементы содержания

Коды

проверяемы

х

умений

Уровень

сложност

и задания

Уровень

сложност

и задания

А1

Изобразительное искусство

Семья пространственных

искусств.  

1.1

Б

1

А2

Цвет. Основы цветоведения

Цвет в произведениях

живописи.

1.2

Б

1

А3

Объемные изображения в

скульптуре.  

1.3

Б

1

А4

Объемные изображения в

скульптуре.  

1.4

Б

1

А5

Освещение. Свет и тень.  

2.1

Б

1

А6

Изображение объема на

плоскости и линейная

перспектива.  

2.2

Б

1

А7

Образ человека — главная

тема в искусстве.  

3.1

Б

1

А8

Изображение головы человека

в пространстве.  

3.2

Б

1

А9

Образ человека – главная тема  

искусства

3.3

Б

1

А10

Пейзаж настроения. Природа и

художник.  

4.1

Б

1

А11

Жанры в изобразительном

искусстве.  

4.2

Б

1

А12

Портрет в изобразительном

искусстве

4.3

Б

1

В1

Художественные материалы.  

4.4

11

4

В2

Великие портретисты

прошлого

3.4

11

4

В3

Виды и жанры в

изобразительном искусстве.

1.3

11

8

С1

Выразительные возможности

изобразительного искусства.

Язык и смысл.  

Великие портретисты

прошлого

3.5

4.5

11

5

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование:  бланк ответа, простой карандаш, альбомный лист, линейка, ластик, пластилин, стека, салфетка.

7.Условия проведения

Работа проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии  учителя изобразительного искусства. При выполнении работы обучающиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы. В случае выполнения учащимся части С.

Альбомный лист с работой прилагается к бланку ответов.

9. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

      За  каждый  верный  ответ  при  выполнении  заданий  с  выбором  ответа  основной  части  А  обучающийся  получает  1  балл.  Максимальный  балл  за  выполнение  задания    части А – 13 баллов

      Оценка  выполнения  задания  с  кратким  ответом  (часть  В)  зависит  от  правильного распределения  материалов.  Живописные  –  4  балла;  Графические  –  4  балла.  Итого  8  баллов,  правильного  соответствия  между  именем  художника  и  его  произведением  (4 балла) и правильного определения видов ИЗО (за каждый правильный вид – 1 балл, итого – 9). Максимальный балл за выполнение задания   части В – 21 баллов

Задание  части  С  творческого  характера  (выбор  одного  варианта  из  трех)

определяется экспертным путем и оценивается по пяти критериям:

 

Задание 1

1.  Выбор темы, общее настроение работы, ее название

2.  Композиция

3.  Наличие перспективы, пропорции

4.  Проработка деталей  

5.  Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)  

Максимальный балл за выполнение задания   части С составляет 5 баллов.

 

      Задание 2. Дайте описание репродукции.

      При оценивании учитывается:

      1. Обозначение жанра.

      2. Возможно, краткие сведения об авторе и произведении.

      3. Описание того, что изображено на картине.

      4. Какие ощущения она у вас вызывает?  

      5.  Что более всего привлекает внимание, почему?

Максимальный балл за выполнение задания   части С составляет 5 баллов.

    Выполнение  обучающимися  работы  в  целом  определяется  суммарным  баллом, полученным ими по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за  выполнение всей работы – 34 баллов, за задания базового уровня сложности – 13 баллов, повышенного уровня – 21 баллов.

Баллы

менее 9

10-21

22-28

29-34

Отметка

2

3

4

5

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству

6 класс

Вар-1

Часть А

1. Какой из видов искусств относится к конструктивным?

А. скульптура;          

Б. дизайн;          

В. живопись;      

 

2. Продолжите предложение. Составные цвета это –  

А.  цвета, которые есть в природе;

Б.  цвета, которые нельзя получить путём смешения красок;

В. цвета, которые образуются путём смешения других цветов;

 

3. Назови вид скульптуры. Изображение в этом виде скульптуры строится на плоскости,

подобно графическому, но выпукло выступает над плоскостью изображения или

углублено в нее.                                                          

А. круглая скульптура;      

Б. барельеф;                

В. горельеф;

 

4. Назовите жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению животных

во всех видах изобразительного искусства.                                                                                    

А. анималистический;    

Б. пейзаж;            

В. портрет;

 

5. Продолжите предложение. Рефлекс - это:  

А. способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. ;

Б. тень, уходящая в глубину;  

В. Отраженный свет окружения.  

 

6. Продолжите предложение. Линейная перспектива это …

А. Способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении;    

Б. Способ представления двухмерных вещей в трехмерном изображении;  

В. Способ передачи вещей в четырехмерном изображении;

7. Как называется портрет, в котором имел целью показать общественное положение

героя?  

А. парадный;      

Б. автопортрет;          

В. камерный;  

 

8. Продолжите предложение. Разворот головы персонажа в «три четверти» - это:  

А. вид спереди;      

Б. вид сбоку;        

В. вид пол-оборота.  

 

9. Разновидности какого жанра называют: камерный, социальный, психологический?

А. портрет;      

Б. натюрморт;      

В. пейзаж;

10. Назовите имя художника.

Это великий лирик. Ему нравились слова М.Ю. Лермонтова: «С природой одною жизнью он дышал…». Художник обладал особой чуткостью в понимании состояния природы, они находили  отклик  в  его  душе.  В  пейзажной  живописи  художника  как  бы  воплотилась русская песня и  все  то народное,  глубинное, что  составляет  самую  основу общей души.

Его  работы:  «Вечерний  звон»,  «Весна.  Большая  вода»,  Осенний  день.  Сокольники».

Известно,  что  картину  «Над  вечным  покоем»  художник  писал,  слушая  музыку.

Торжественные  и  печальные  звуки  траурного  марша  Бетховена  вдохновляли  автора  и заставляли его создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы. Зритель слышит  завывание  ветра,  чувствует  пронизывающий  холод,  сырость,  слышит  раскаты далекого грома.

А. А.Г.Венецианов

Б. И.И.Шишкин;    

В. И.И.Левитан;

11. Вставьте пропущенное слово в данное определение.

графика, живопись, скульптура - это _______________ изобразительного искусства.

А. виды;      

Б. типы;  

В. жанры;  

 

 12. Определите, какое из произведений относится к жанру портрета.

Часть В. (При выполнении части В внимательно читайте условия выполнения заданий)

13.  Сгруппируй  материалы:  акварель,  уголь,  пастель,  гуашь,  масло,  карандаш,  акрил, сангина. Запишите в нужную строку

Материалы живописи:______________________________________________

Графические материалы: _____________________________________________

   

14. Установите соответствие между именем художника и его произведением:

1. А. Матисс;    

2. Ф.П.Толстой;  

3. В.Ван Гог;  

4. Караваджо;

15. Установите соответствие между видом изобразительного искусства и его

изображением.

Часть С

16. Выполните одно из заданий:

1. Нарисуйте пейзаж в технике графики. Озаглавьте работу.  

При оценивании учитывается:

1. Выбор темы, общее настроение работы, ее название.

2. Композиция.

3. Наличие перспективы, пропорции.

4. Проработка деталей.  

5. Использованная фактура (штрихи, линии, пятна).  

2. Дайте описание репродукции.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

1)  Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс под редакции Л.А. Неменская. В 1 ч.  (Комплект). – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.

•        Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017

•        Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016

•        Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб-ник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015

•        А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7- 8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016

Дополнительная литература:

2)  Журналы с репродукциями русских художников Левитан, Врубель

3)  Книги музей Рафаэль, Леонардо да Винчи.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.hermitagemuseum.org/

http://www.tretyakov.ru/

http://www.museum.ru/gmii/

http://www.rusmuseum.ru/

http://www.louvre.fr/

http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm

http://www.artrussia.ru/

http://worldleonard.h1.ru/

http://www.icon-art.narod.ru/

http://artclassic.edu.ru/

http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm

http://www.artlib.ru/

http://www.arthistory.ru/museum.htm

http://www.artprojekt.ru/Menu.html

www.mmsi.ru

http://www.angelfire.com/art2/abstract2

http://renesans.narod.ru/

http://impressionnisme.narod.ru

http://www.drawtraining.ru/

http://www.newart.ru/

http://www.znv.ru/

http://www.rndavia.ru/gallery/

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...