План самообразования
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Лабаева Ирина Михайловна

Цель: Формирование коммуникативной компетенции (развитие умения воспринимать произведение искусства, анализировать и создавать его; умение работать над проектом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План самообразования93 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования.

Тема «Проектная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства»

Учитель: Лабаева И.М.

Предмет: изобразительное искусство

Срок реализации (работы над темой): 2017-2022 гг.

Цель: Формирование коммуникативной компетенции (развитие умения воспринимать произведение искусства, анализировать и создавать его; умение работать над проектом).

Задачи: 

  • изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля;
  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы по самообразованию;
  • прохождение курсовой подготовки с целью повышения квалификации;
  • знакомство с передовым опытом учителей и работа по апробации полученных знаний на практике;
  • участие в системе школьной и муниципальной методической работы;
  • обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.
  • повышение качества учебного процесса;
  • обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся;
  • внедрение инновационных технологий в учебный процесс, соответствие образу «современного учителя»;
  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • повышение общекультурного уровня педагога.
  • развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимых условий для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • фиксирование уровня образованности на каждом этапе школьного обучения;
  • достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися;
  • усиление мотивации учащихся к предмету;
  • формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Примерный план изучения вопросов самообразования учителя.

  1. Изучение личного творческого плана. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования.   Планировалась  ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).
  4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами,  и др.).
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
  6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
  7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровня; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
  8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.

Предполагаемый результат: абсолютная успеваемость и позитивная динамика качественной успеваемости по предмету, создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала. Формирование у обучающихся ключевых компетенций:

-ценностно-ориентационные компетенции – формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности; формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства; представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей; осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства.

-познавательные компетенции – понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства.

-информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.

-коммуникативные компетенции – формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетенции; культура презентации своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современников).

-здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.

-компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Совершенствовать систему составления технологических карт уроков по ФГОС
  • Использование возможностей Интернет на уроке.

Еженедельно

  • Изучение материалов ФГОС, апробация на уроках
  • Подготовка тематического классного мероприятия
  • Разработка программы элективного курса Лепка и папье-маше  
  • Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах
  • Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

Ежемесячно

  • Взаимопосещение уроков
  • Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

Каждую четверть

  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Составление собственных авторских разработок в электронном варианте
  • Ведение мониторинга саморазвития школьников

Один раз в полугодие

  • Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровне.
  • Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программ элективных курсов, кружков по предмету
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение имеющегося опыта и литературы по проблеме

2017-2019 год

Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации»

Изучение ФГОС начального общего образования.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через периодические  издания, специальную литературу, Интернет.

Курсы повышения  квалификации.

Изучение психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД»

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2019-2020

год

Участие в тренинге личностного роста и семинарах для изобразительного искусства.

Работа в группе учителей – экспериментаторов по теме «Реализация технологии проектной деятельности в начальной  школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2018-2021 год

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Участие в вебинарах

Выступление на педсовете

Выступления на заседаниях РМО

Проведение открытых уроков, круглого стола для родителей.

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2020-2021

год

Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

Портфолио  учителя.

Оформление результатов работы. Издание буклета по теме самообразования.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2020-2022

год

Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования

Участие в различных интернет-сообществах

Открытые уроки на школьном, районном,.

Консультативная помощь учителям и учащимся, родителям.

Публикации на сайте Соц.сеть работников образования

Источники самообразования

  1. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  2. Интернет ресурсы
  3. Семинары и конференции
  4. Видео, аудио информация на различных носителях

Методы самообразования

Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

Изучение информационно-компьютерных технологий;

 Теоретические и практические выводы (примеры) по теме по итогам работы в 2018-2019 г.

 Технология проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект,  с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное  самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Учебный проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:

-анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

-целеполагания и планирования деятельности;

-самоанализ и рефлексия;

-презентации деятельности и ее результатов;

-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

-поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;

-применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

-выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

-проведение исследования.

 Из истории метода проектов

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж.Дьюи (1859-1952 ), американский философ-прагматик, психолог и педагог.

С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. Проекты игр
  2. Экскурсионные проекты
  3. Повествовательные проекты
  4. Конструктивные проекты

На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала – «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет – «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.

 Основные требования к проекту

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию  учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.  Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2.   Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.

3.  Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4.  Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы

Этапы работы над проектом

      Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная  проблема проекта приобретет личностную окраску.       Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта  следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

    Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.  Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет  ПРОЕКТНЫЙ  ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

   Далее надо  СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

   Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

      Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет  разработать план своего проекта.

 На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом.

Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст  презентации будет написан в виде тезисов.

Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.

   Формы продуктов проектной деятельности:

WEB-сайт

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в …

Праздник

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

 

  Паспорт проектной работы

1.       Название проекта

2.       Руководитель проекта

3.       Консультант(ы) проекта

4.       Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5.       Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6.       Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7.       Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8.       Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9.       Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10.   Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11.   Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12.   Необходимое оборудование

13.   Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14.   Предполагаемые продукты проекта

15.   Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16.   Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

 

  Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ  ПАПКИ  входят:

1.       Паспорт проекта

2.       Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3.       Промежуточные отчеты группы

4.       Вся собранная информация по теме проекта

5.       Результаты исследований и анализа

6.       Записи всех идей, гипотез и решений

7.       Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

8.       Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9.       Эскизы, чертежи, наброски продукта

10.   Материалы к презентации (сценарий)

11.   Другие рабочие материалы

 Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

 

 ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта …                                                                      

Я выбрал эту тему,  потому что…                                                            

Цель моей работы…                                                                                       

Проектным продуктом будет  …                                                                    

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как…

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные  этапы) :

Выбор темы и уточнение названия                                                          

Сбор информации (где и как искал информацию)                                   

Изготовление продукта (что и как делал)                                                                     

Написание письменной части проекта (как это делал)                                                               

 ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что …                                              

Потом я приступил к  …                                                        

Я завершил работу тем, что   …                                                                

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …                                                       

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я …                

Я отклонился от плана, потому что …                                          

План моей работы был нарушен, потому что …                                                                  

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как …                       

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что …                                                

 

                                                       

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …                                                                        

Это произошло, потому что  …                                     

Если бы я начал работу заново, я бы …                                                                         

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)                         

Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои  чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.

 

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ  ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ

1.       Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2.       Планирование путей ее достижения

3.       Глубина раскрытия темы проекта

4.       Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5.       Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6.       Анализ хода работы, выводы и перспективы

7.       Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8.       Соответствие требованиям оформления письменной части

9.       Качество проведения презентации

10.   Качество проектного продукта  

Проблему перегрузки учащихся в ходе работы над проектом может решить  ПРЕКТНЫЙ  УРОК. Это один из возможных способов. Ведь если проектная деятельность  является образовательной технологией, то она должна быть применима на уроке. Исходя из того, что проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся, проведение проектных уроков возможно при изучении тем, которые учащиеся могут в принципе изучить самостоятельно. Мини-проекты разрабатываются на одном уроке или на сдвоенных уроках. С помощью мини-проектов возможно изучение целых тем.

Проектные уроки могут проводиться по следующим схемам:

1.       На одном (вводном) уроке осуществляется формулирование проблемной ситуации, затем из проблемной ситуации формулируется проблема проекта. Исходя из проблемы ставятся цель проекта (предполагаемый результат) и задачи по достижению цели (планирование деятельности). Собственно, это и есть проектирование, которому посвящается вводный урок. Работа по осуществлению проекта проводится во внеурочное время в качестве опережающего задания. На заключительном уроке проходят презентация разработанных проектов и рефлексия.

2.       Если учащиеся настолько подготовлены, что могут самостоятельно сформулировать проблемную ситуацию, проблему, цель и задачи проекта, то на уроке могут быть проведены только презентация и рефлексия. Все остальные этапы работы над проектом проходят во внеурочное время в качестве опережающего домашнего задания. Учитель только консультирует проектные  группы.

3.       Все этапы работы над проектом осуществляются на уроке или на сдвоенном уроке

Безусловно, не каждый урок может и должен быть проектным. Но и на обычном уроке можно формировать отдельные проектные умения. Содержание учебного материала позволяет один урок посвящать умению анализировать проблемную ситуацию, другой – формулировать проблему, третий – ставить цель и формулировать задачи по ее достижению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...

Перспективный план и план самообразования учителя физики

Перспективный план и план самообразования учителя физики...