Программа самообразования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Предмет «Изобразительное искусство» (5-8 классы) позволяет реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусства к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации средствами искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя изобразительного искусства высшей квалификационной категории
Величутиной Ольги Васильевны
ТЕМА:
«УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
г. Советский
2022
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………………………………3
- Концепция программы…………………………………………………………………….....3
- Цель программы……………………………………………………………………………....4
- Задачи программы…………………………………………………………………………....4
- Ключевые компетенции реализации программы…………………………………………..4
- Этапы реализации программы…………………………………………………………….....4
- Планируемая деятельность……………………………………………..................................5
- Прогнозируемые результаты………………………………………………………………...6
- План самообразования…………………...…………………………………………………..7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поэтапный переход на стандарты второго поколения предполагает несколько измененный взгляд на преподавание предметов художественно-эстетического циклов в системе общего образования. Новые образовательные стандарты выделили в качестве приоритетных две стратегии современного образования – личностный и компетентностный подходы. Эти подходы органически связаны между собой: компетентность, в отличие от требуемых предыдущей педагогической парадигмой знаний и умений, принадлежит к личностной сфере учащегося и является инструментом самореализации его личности.
Предмет «Изобразительное искусство» (5-8 классы) позволяет реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусства к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации средствами искусства.
Предметы художественно-эстетического цикла обладают мощным арт-терапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, а так же являются пространством формирования специальных предметных компетенций учащихся, формирующих в том числе художественно-творческую активность, что отвечает современным задачам образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.
Предмет «Изобразительное искусство» позволяет каждому учащемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе и способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Этот эффект возрастает при освоении «Изобразительного искусства» и как предмета, объединяющего возможности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся.
Данная программа разработана на 3 года. Срок реализации методической темы школы «Систематизация банка контекстных заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся» - 01.10.2022-31.05.2023.
Формы и методы, используемые для формирования функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства: работа в группах, проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение, метод проектов.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Можно смело сказать, уроки изобразительного искусства под влиянием компетентностного и личностно-развивающего подходов, составляющих главные ориентиры в постановке и решении современных образовательных задач, меняют конфигурацию урока.
Первый (компетентностный) усиливает удельный вес творческой, проектной, интерактивной, практической деятельности.
Второй (личностный) предполагает диалогичность, самоорганизацию, избирательность в отношении содержания и форм деятельности, актуализацию гуманитарного опыта, связанного с ценностно-смысловым анализом текстов и познавательных проблем, востребованностью собственной «авторской», личностной позицией и учителя и обучающегося.
Приоритетной целью художественного образования в школе является эстетическое развитие личности. Культуро-созидающая роль программы состоит также и в воспитании патриотизма. Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Формирование художественной культуры обучающихся посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Развивать:
- художественно-образное мышление;
- креативность мышления, поиск особых приемов и способов передачи своего отношения к окружающему миру.
Формировать:
- ключевые компетенции через различные формы деятельности на уроке и во внеурочное время;
- эмоционально-ценностный, чувственный опыт у учащихся, выражающийся в искусстве.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Ценностно-ориентационные
- Эстетические
- Познавательные
- Информационные
- Коммуникативные
- Личностного самосовершенствования
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2022 - 2023 учебный год
- Сбор и накопление информации из различных источников.
- Внедрение отдельных приемов и методов художественного творчества на уроках.
2023 - 2024 учебный год
- Знакомство с новыми техниками художественного творчества.
- Применение изученных техник художественного творчества в практике внеурочной работы.
20124 - 2025 учебный год
- Подведение итогов реализации программы и анализ ее эффективности.
ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления деятельности | Содержание деятельности |
Накопление теоретических знаний |
|
Проектирование собственной деятельности |
|
Изучение состояния выбранной темы в практике работы |
|
Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования |
|
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Формирование у учащихся ключевых компетенций:
Ценностно-ориентационные:
- формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
- формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
- представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
- осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства.
Познавательные:
- понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства.
Информационные:
- умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.
Коммуникативные:
- формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетенции;
- культура презентации своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современников).
Здоровьесберегающие:
- владение способами позитивного отношения к своему здоровью.
Компетенции самосовершенствования:
- развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя изобразительного искусства Величутиной Ольги Васильевны
на 2022-2025 учебный год
Методическая тема МБОУ СОШ №1 на 2022-2023 учебный год:
«Систематизация банка контекстных заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся»
Срок реализации: 01.10.2022-31.05.2023
Тема самообразования:
«Уроки изобразительного искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций обучающихся»
I раздел
Совершенствование методической подготовки
- Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.
- Составление рабочих программ и календарно-тематического планирования по предмету.
- Подготовка поурочного тематического планирования с применением ИКТ.
- Участие в работе ШМО и РМО
- Посещение уроков коллег, с целью обмена и обогащения педагогического и методического опыта.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Разработка и проведение открытых уроков.
- Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми в научно-практических конференциях и конкурсах творческих работ.
- Выступление с докладами, творческими отчётами.
II раздел
Учебная деятельность
- Знакомство с новым педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет
- Проведение уроков в соответствии с тематическим планированием.
- Проведение открытых уроков по предмету.
- Подготовка работ учащихся к конкурсам и выставкам.
- Организация работы кружков внеурочной деятельности.
- Изучение основ ИКТ и внедрение их в учебный процесс.
- Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
- Организация работы с одарёнными детьми и принятие участия в научно-практических конференциях и конкурсах творческих работ
III раздел
Воспитательная работа
- Нравственные вопросы на уроках ИЗО.
- Проведение внеклассных и общешкольных мероприятий.
- Формирование художественно-творческой активности: помощь в организации, оформлении и проведении праздников, других мероприятий школы:
Неделя первоклассника
Неделя предметов художественно-эстетического цикла
День открытых дверей
IV раздел
Индивидуальный маршрут по подготовке к аттестации
2. | Перечень мероприятий | 1. Выступление на заседании школьного и районного методических объединений. 2. Подготовка обучающихся к различного уровня конкурсам и конференциям. |
3. | Уровень мероприятия (уровень школьный, муниципальный, районный, региональный, всероссийский, международный) | 1. Уровень образовательной организации и муниципальный уровень. 2. Муниципальный и региональный. |
4. | Сроки проведения мероприятий | Сентябрь-апрель (в течение учебного года) |
5. | Сотрудники методической службы, ответственные за проведение аттестации | Дидич Т.В., заместитель директора по УВР |
6. | Отметка о выполнении запланированного мероприятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
Программа самообразования
программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...
Программа самообразования
Программа самообразования....
Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»
Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....
Программа самообразования / Программа социального партнерства
Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...