Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Климова Татьяна Геннадьевна

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1

Учитель

Климова Т.Г.

Класс

5

Автор УМК

Неменский Б.М.

Тема урока

Древние образы в народном искусстве.

Цель

Познакомить обучающихся с языком русского народного искусства, открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.

Задачи

Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание обучающихся;

развивающая: обучающиеся осваивают выразительность форм, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить  на языке декоративно-прикладного искусства;

обучающая: создание рисунка на тему древних образов в  орнаментах и узорах.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте.

Предметные: осознание древних корней, места  и значения уникального (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой.

Личностные: осмысленное восприятие визуальных образов реальности. Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.

Ход урока

Этап урока

время

образовательная технология

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

1 мин.

Организую ситуацию самооценки обучающи-мися готовности к предстоящей деятельности.

Управляю ситуацией самооценки. Контролирую психологический настрой класса.

Выполняют самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Готовность к уроку:

самоконтроль, самооценка.

2. Актуализация знаний, мотивация.

4  мин

Беседа о декоративно-прикладном искусстве:

ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.  Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.

Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство».

Называют предметы русского  быта, материалы ДПИ.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

 Личностные:

-ценностно-смысловые ориентиры; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Осознание необходимости получения новых знаний.

3. Постановка учебной задачи.

2 мин

Проблемное обучение

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

Познавательные: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

4. Решение учебной задачи.

10 мин.

ИКТ

Беседа о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д.) –презентация; о значении цвета.

Беседа о значении древних образов в жизни крестьянина.

Участвуют в диалоге.

Анализируют новые сведения о древних  образах и символах.

Воспринимают презентацию.

Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина.

Регулятивные: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Познавательные:  развитие ценностных ориентиров  к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания

Коммуникативные :

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением.

Новое знание: понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент.

5.Физкультминутка

 2 мин.

Здоровьесберегающие

технологии

А, сейчас проведём физкультминутку.

Выполняют гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

20 мин.

- Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу.

Выполняют рисунок на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце).

Создают выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных народных образов.

Регулятивные УУД:

 (умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

 -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.  

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

7. Оценка.

3 мин.

-Оцените результаты  работы соседа по парте, способы их достижения

(с комментированием).

Выставка рисунков со взаимооцениванием.

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

8. Итог. Рефлексия деятельности.

2 мин.

Личностно-ориентированное обучение

Беседа по вопросам:

-Что такое ДПИ?

Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, ведут диалог.

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

9. Домашнее задание.

1 мин

Найти в детских книгах  изображения орнаментов со знаками-символами, изобразить один из них.

Внимательно слушают, задают вопросы.

Личностнные:

-ценностно-смысловые ориентиры.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС) "Конструкция и декор предметов народного быта"

Технологическая карта урока  изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС)  "Конструкция и декор предметов народного быта"Цель урока: Создать декоративный образ русской народной прялки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему :"Традиционные промыслы народной глиняной игрушки"

Технологическая карта урока-это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достиже...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Народная праздничная одежда"

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умени...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Стажировка. Музыка. Софья.  Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...