Разработка урока по ИЗО 7 класс Гармония, контраст и выразительность
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Разработка урока по ИЗО 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garmoniya_kontrast_vyrazitelnost.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Учебник: А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство Дизайн и архитектура в жизни человека). 7-8 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Урок с использованием интерактивной приставки Mimio Teach
Цели по линиям развития:
1ЛР: Ввести понятие об объемно пространственной и плоскостной композиции. Уметь анализировать основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная, используя понятия: гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции Применять все вариации на примере композиций из простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать и анализировать произведения Эля Лисицкого и Казимира Малевича.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, Казимира Малевича.
Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей.
Список ресурсов:
И. В. Шорохов «Основы композиции» – Просвещение, 1979.
В.Б. Устинов «Композиция в дизайне» – М.: АСТ-Астрель, 2006.
http://www.prosv.ru/ebooks/gurov_dizain_7-8kl/1.html
http://allday2.com/index.php?newsid=369562
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания | |
1 урок | |||
действия учителя | действия учеников | ||
I. Создание проблемной ситуации. | Учитель записывает тему урока: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции», приводит детям цитату Эжена Делакруа о композиции и просит ответить на вопросы: – Если говорить о композиции, то он не может просто взять отдельный кусок или даже несколько кусков и сделать из этого картину. Надо вложить в нее идею, дабы представить зрителю что-то большее, чем случайное соединение не связанных между собой частей, без этого не было бы искусства. – В чем Эжен Делакруа считал смысл существования искусства? – А вы что понимаете под словом «композиция» в конструктивных искусствах? | Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Не случайное соединение частей в единое целое, объединение их какой-то идеей – Дают понятия (или затрудняются). | Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Анализировать художественное произведение Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли, вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других. 3. Договариваться о правилах общения. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 4. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 5. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
II. Формулирование проблемы. | – Значит, какой вопрос возникает? | – Что такое композиция в конструктивных искусствах? Возможен другой вариант проблемного вопроса. | |
III. Актуализация знаний | – В 8 классе, наше внимание будет сосредоточено исключительно на конструктивных искусствах, к которым относятся: архитектура и дизайн. Они составляют очень важную сторону нашей жизни – это среда, в которой мы живем. | – Слушают. | |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). V. Применение знаний, анализ произведений. | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 13, найти определения композиции и гармонии: |
– В дизайне и архитектуре КОМПОЗИЦИЯ – это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости. - ГАРМОНИЯ – это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое. Достижение её – основная композиционная задача художника. | |
2. Учитель объясняет, что все формы окружающего мира могут быть сведены к простейшим фигурам и линиям. Поэтому закономерности композиции будут изучаться на примере геометрических фигур. Используется интерактивная приставка Mimio Teach. С помощью программы БЛОКНОТ учитель показывает 2 примера неравновесного изображения белого и черного. 1 2 –Что преобладает больше белое или черное в рисунках1 и 2? – Как можно уравновесить массы черного и белого в композиции картины? Такая композиция называется центровой. Она же является симметричной. Относительная симметрия - это двусторонняя симметрия относительно оси или плоскости. Она определяется как повторение одинаковых элементов, установленных в пространстве по отношению к центральной оси. 1 2 – Смотрятся ли эти композиции гармоничными? – Есть ли в них конфликт? Данные композиции монотонны и однообразны, несмотря на то, что симметрия – это гармония. Асимметрия как свойство-состояние формы имеет принципиальное отличие от симметрии. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей - оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия. Неуравновешенная Уравновешенная композиция композиция Во фронтальной композиции стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля. Они статичны. В них нет движения. – Как вы думаете, как можно придать движение статичной композиции (на доске выведен вариант) Композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля, называется глубинной. Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. | 2. Ученики рассматривают и анализируют рисунки. Отвечают: В 1 случае – белое, во 2 - черное С помощью стилуса изменяют размер черного прямоугольника, уравновешивая массы и добиваясь гармоничного расположения элементов. Отвечают: Что композиции гармоничны. Если в первом случае конфликт намечается, то во втором композиция особенно спокойна, скучна. Предлагают варианты С помощью стилуса показывают варианты, передвигая прямоугольники на доске. Постепенно приходят к мысли, что прямоугольники должны быть наклонными к краю поля. | ||
Во многих картинах художников-авангардистов нет реальных изображений, но они интересны своими выразительными композициями, состоящими из фигур и линий. Казимир Малевич «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг», «Композиция». Эль Лисицкий «Проун», «Клином красным бей белых» Из данных композиций определите: - симметричные - фронтальные - глубинные - неуравновешенные в массе белого и черного Обоснуйте свой выбор. | Определяют, дают пояснения | ||
Выражение решения проблемы. | – Что такое композиция в конструктивных искусствах? | Отвечают: КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ – это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое, расположенное гармонично в пространстве или на плоскости. | |
VI. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает учащимся выполнить задания: А) Расположить на формате один большой прямо В) Гармонично сбалансировать композиции из трех — пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности. В своих работах старайтесь избегать следующих ошибок: | Выполняют. | |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму: – Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу? | Отвечают. | |
VIII. Домашнее задание. | – Принести альбом, картон, канцелярский нож, клей, набор цветной бумаги. Учебник стр. 13-20, ознакомиться. | Записывают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок в 6 классе "Мелодический контраст в творчестве В.А. Моцарта"
На уроке учащиеся знакомятся с разноплановой музыкой, фактами из биографии композитора....
Урок в одиннадцатом классе по теме: «Средства выразительности языка»
Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что труднее всего учащимся даются задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного. Самое трудное – ра...
Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".
Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....
Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".
На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа тек...
Разработка урока Подготовка к ОГЭ: Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. (разработка урока в 8 классе)
Подготовка к ОГЭ...
Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий."
Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий" I четверть. Программа Б. М. Неменского....