Урок в 6 классе "Мелодический контраст в творчестве В.А. Моцарта"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Спирина Татьяна Геннадьевна

На уроке учащиеся знакомятся с разноплановой музыкой, фактами из биографии композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motsart_urok.docx26.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мелодический  контраст  в  творчестве  В.- А. Моцарта.

Цель:  познакомить учащихся  с мелодиями контрастного характера и содержания на примере творчества одного композитора,  интонационным и стилевым разнообразием творчества В. –А. Моцарта.

Задачи: - познакомить учащихся с примерами мелодий  разного содержания и характера, с творчеством композитора, его произведениями «Маленькая ночная серенада», «Лакримоза»;

             - развивать познавательный интерес к классической музыке;

             - развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкальную память;

             - воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям.

Ход урока.

У:  ребята сегодня мы продолжаем  знакомство с музыкой и вновь окунемся в удивительный мир музыки. О музыке говорили многие выдающиеся деятели искусств. Вот как  об этом высказывался поэт Евгений Винокуров:

   Ученик:  Стихия музыки – могучая стихия,

                  Она чем непонятней, тем сильней.

                   Глаза мои, бездонные, сухие,

                   Слезами наполняются при ней.

                   Она и не видна и невесома,

                   И мы ее в крови своей несем.

                   Мелодии всемирная истома

                   Как соль в воде, растворена во всем.

У:  а сейчас мы прослушаем фрагмент музыкального произведения

Звучит  «Маленькая ночная серенада»

У:  какие чувства вызвала у вас эта музыка?  Что можно сказать о ней?

Д:  светлая, радостная, счастливая, танцевальная, звучит на балу.

У:  как вы считаете, по интонации это современная музыка или нет?

Д:  нет, это старинная музыка, возможно XVIII век. Кажется, что танцуют на балу.

У:  в какое время суток устраивались балы?

Д:  вечером или ночью.

У:  скажите к стилю какого композитора вы могли бы отнести это произведение? Вам подсказка:  перед вами портреты композиторов XVIII века И. С. Бах,  Л. Бетховен, В. –А. Моцарт. Вспомним  творческий стиль каждого из них.

Д:  И.С. Бах- музыка сосредоточенная,  произведения многоголосного склада для органа, полифония.

У:  значит мы исключаем этого композитора. (убирает портрет)

Д:  Л. Бетховен- музыка мужественная, героическая, сильная, мощная.

У:  значит авторство этого композитора мы тоже исключаем.  ( убирает портрет)

Д: В.-А Моцарт- музыка радостная, светлая.

У:  так кому же принадлежит прослушанная музыка?

Д:  В.- А.  Моцарту.

У:  как можно охарактеризовать время В. Моцарта?  Назовите отличительные черты  того времени. Постарайтесь подобрать  более точные слова.

Д:  проходили балы, танцевали старинные бальные танцы, мода на парики, камзолы.

Показ слайдов

У:  а теперь еще раз прослушаем фрагмент произведения. Ребята, подумайте  какая это музыка? Самые яркие и интересные сравнения я запишу на доске.

Звучит «Маленькая ночная серенада », высказывания детей записываются на доске.

В.-А. Моцарт

«Маленькая ночная серенада»                      Реквием «Лакримоза»

-          -

-                                                                          -

-

У:  ребята, а как бы вы назвали это произведение?

Д:  в а р и а н т ы

У:  ваши высказывания мне понравились. Это произведение  Моцарта называется  «Маленькая ночная серенада» (запись на доске названия произведения).

«Маленькая»  - это понятно,   «ночная» - звучит ночью, а что такое  «серенада»?  Ребята готовили  сообщение об этом понятии. Предоставим им слово.

Д:  п о д г о т о в л е н н о е   с о о б щ е н и е

У: итак, что у нас получилось:

Серенада -  (франц. serenade итал .serenata) – теплая, вечерняя погода, ночная прохлада.  Музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого – нибудь лица в знак почтения или любви (песня в честь возлюбленной).

Слайд

Итак ,мы с вами прослушали  фрагмент произведения В. –А. Моцарта «Маленькая ночная серенада». Такие сочинения раньше писали специально для ночных праздников. Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи.

Любой человек мечтает о радости, счастье. Какая жизнь была у Моцарта? Вспомним некоторые моменты его биографии.

Д:  рано пришел успех, много занимался творчеством...

У:  я хочу познакомить вас с историей происшедшей с Моцартом в Париже. Послушайте фрагмент из книги  Г. Цыферовой  «Тайна запечного сверчка».

О поездке Моцарта в прекрасный Париж

    Париж! Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц.

   Улица Старой голубятни, улица Кошки, играющей в мяч! Парижане уверяют,  что на этой самой улице родился знаменитый Кот в сапогах. Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут: куда влетит мячик, к тому придет счастье!  Ну не сказочно ли это?

     А вот что писали в своих письмах иностранцы, которым посчастливилось побывать в Париже в те времена: « Сам  воздух Парижа веселит нас!» Более того. Говорят, что каждый отъезжающий увозил с собой в изящной вазе или кувшине парижский…. Воздух!  И когда ему становилось грустно, он открывал сосуд и, вдохнув волшебный воздух старого города, начинал беспечно смеяться. Как известно, парижане очень любят шутить. Когда Моцарт приехал в Париж,  они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки.  «Такой младенец -  и талантливее многих старых! Ну разве это не забавно!» - смеялись парижане. И, желая угодить добрым французам,  Моцарт  писал им сонаты, менуэты, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нем  заговорил весь Париж.

   А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. В тот праздничный вечер Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король спрашивал:

  -Скажите мой друг, что вы думаете о музыке?

  Моцарт с поклоном отвечал:

  - Музыка, Ваше величество, это голос нашего сердца!

    Король улыбался и милостиво кивал, а следом за королем улыбались и кивали все придворные. Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Но и на улице люди снимали шляпы и, с восхищением глядя на маленького музыканта, шептали: «Смотрите, смотрите! Это Вольфганг Моцарт – паж Его Величества!» Новогодняя ночь была поистине сказочной!  Вольфганг шел и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия оборвалась, Моцарт остановился. На набережной Сены , возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.

   Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдет там и сантима. И  тогда, решительно сдернув с себя бархатный  плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать…

     Ему было нестерпимо стыдно!  Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!...

    « Музыка- это голос нашего сердца!» - сказал королю Моцарт.

У: Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены,  Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности, в ней были радость и грусть, печаль и надежда. Ребята сейчас мы прослушаем это произведение, текст песни перед вами и вы можете принять участие в ее исполнении.

Звучит «Колыбельная песня»  ребята подпевают.

У:  музыка Моцарта  нужна людям сегодня и будет нужна всегда.  Соприкасаясь с такой красивой музыкой,  человек сам будет красивее и красивее будет его жизнь.А сейчас мы прослушаем  еще один фрагмент.

Звучит Реквием «Лакримоза».

У:  а об этой музыке можно сказать, что она светлая и радостная?

Д:  нет, это грусть, скорбь,  увядает цветок, уходит из жизни что-то красивое.

У:  и это тоже музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания.

   Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все черное, и сказал,  что желает сделать музыкальный заказ. Ничего удивительного в этом не было. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра. Удивило Моцарта то, что заказ был не совсем обычным. Незнакомец в черном заказал траурную музыку, хотя Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями.

«Черный человек» был немногословен.  Безмолвно отсчитал крупную сумму, которую озадаченный и несколько растерянный Моцарт запросил как задаток, и удалился. В это время болезнь уже подтачивала силы композитора, но он с увлечением принялся за сочинение этого произведения. Какие интонации вы здесь услышали?

Д:  интонации плача, вздоха, слышна тоска.

У:  вы точно почувствовали музыку, и самые  яркие сравнения запишем на доске.

   Заполняет второй столбец таблицы.

У:  с чем в жизни человека связаны горе и плач?

Д: со смертью.

У:  произведение, которое было заказано незнакомцем называлось «Реквием» Реквием – ( лат. покой) – заупокойное песнопение, которым провожали усопшего.Вы услышали  одну из частей которая называется   «Lacrimosa» - «Слезный день».

Слайд

Запись названия произведения на доске.

У:  вначале Моцарт задумал 12 частей, но так как сам был тяжело болен, он успел написать 7 частей. Реквием закончил его верный ученик Зюсмайер. Моцарт пишет другу: «В моей голове хаос.  Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих, он требует работы. Чувствую, мое состояние подсказывает мне: мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Итак, я заканчиваю свою погребальную песню. Я не вправе оставить ее незавершенной…» Оказалось, что это было его последнее творение.

  А тайна  «черного человека»  раскрылась очень просто. Оказывается к Моцарту в тот памятный вечер приходил  всего – навсего слуга, которого послал граф Вальзегг фон Штуппах. Этот сиятельный господин был большим меломаном и хотел прославиться как сочинитель.  Он уже неоднократно покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои.  И тут у графа случилось горе- умерла жена.  И, потрясенный,  он решил увековечить ее память реквиемом собственного сочинения, для чего и заказал втайне это сочинение Моцарту.  Заплатив за  «Реквием»  деньги, граф полагал,  что этот «товар» становится его собственностью.

У:  и так о чем мы говорили сегодня на уроке?

Д: познакомились с разной музыкой одного композитора

У:  что же могло повлиять на создание такой разноплановой музыки?

 Ответы детей и запись на доске, например:

-состояние души

- настроение

 -заказ

-болезнь…

У:  жизнь не бывает  только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты, ошибки, разочарования. Именно в искусстве наиболее ярко  проявляются чувства и раздумья,  которыми живет человек. И поэтому не следует удивляться, когда Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду », тот  Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом -  богом солнца музыки, о  котором восклицал: « Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!», создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием.

У:  ребята, мне понравилось как вы сегодня работали на уроке, как чувствовали музыку.  Как бы вы назвали наш урок?

Д:  в а р и а н  т ы

У:  а я вас дополню:  Мелодический контраст в творчестве Моцарта.

Запись темы урока на доске и слайд.

У:  мы сегодня познакомились с разной музыкой одного композитора. Музыка Моцарта, воспевающая красоту жизни,  победу света над властью тьмы, всегда будет с нами. Хочу предложить вам несколько строк из стихотворения поэта Виктора Набокова:

                                          …Счастье!

  Звучит нестареющей Моцарт!

  Музыкой я несказанно обласкан.

  Сердце в порыве высоких эмоций

  Каждому хочет добра и согласья.

Я хочу пожелать, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласие.  И пусть поможет в этом нестареющая музыка великого Моцарта!

   .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество В.А. Моцарта

жизненный путь великого композитора с презентацией...

Презентация к уроку в 6 классе по теме: "Жизнь и творчество В.А.Моцарта"

Презентация к уроку в средних классах по теме: "Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта"....

Жизнь и творчество В.А.Моцарта

Моцарт начал сочинять музыку, когда ему было всего четыре года, его первым учителем был отец – Леопольд Моцарт.Когда Моцарту исполнилось 6 лет, он стал ездить с отцом...

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству В. А. Моцарта.

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству В. А. Моцарта "Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе!"...

биография и творчество В.А. Моцарта

Моцарт — редчайшее явление в мировой культуре. Он был чрезвычайно одаренным ребенком, имевшим небывалый успех. В подобных случаях очень немногим удается сохранить свою яркую индивидуальность, не привы...

Статья "Характеристика творчества В.А. Моцарта"

Эта статья об особенностях творческого наследия  великого Моцарта. ...