Урок в одиннадцатом классе по теме: «Средства выразительности языка»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что труднее всего учащимся даются задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного. Самое трудное – развить умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры. Материалы данного урока можно использовать для контроля или коррекции знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_2.docx | 74.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В 11 –М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Средства выразительности языка»
Цель урока:
Познавательный аспект: повторить термины, развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определять их роль в тексте
Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку, воспитание бережного отношения к слову автора , ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи
Ход урока
Организационный момент. Запись темы урока
Вступительное слово учителя
Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение-свое и собеседников . соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня, в хх1 веке, журналисты, ученые, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные вопросы: что делать? и кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными «, на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.
Наш родной язык - самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное и удивительное
Средства выразительности языка - это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
Составление синквейна или диаманты. Формулирование задач.
-Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их классифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д. Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах или диамантах, выберите формулировку темы:»Выразительные средства языка», «Речь», «Язык»
Синквейн
Средства выразительности: СРЕДСТВА выразительности: они непонятные, красивые, Разнообразные
живые, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу
Украшают, описывают, имитируют определить
Богатство языка…богатство мыслей (усложняют, путают, озадачивают)
(Н.М.Карамзин) «Богатства русского языка
Сокровища речи неизмеримы…»
(К.Паустовский)
Проблема
Диаманта
Речь
Красота, выразительность, гибкость, вместительность
Красивая, живая(необычная, богатая, волшебная)
Обогащающаяся, описывающая, оживляющая
Оскудевающая, шокирующая, омертвевшая
Примитивная, невыразительная
Словесный мусор
- Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приемы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
- Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (обсуждение в группах)
Повторить термины
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности
Продолжить развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.
Проверка домашнего задания. Работа в малых группах
Учащиеся обмениваются заданиями, приготовленными дома, и работают в парах, тройках. Взаимные консультации. Социализация(защита задания-принцип составления). Результат выполнения. Чем были вызваны затруднения?
Задание 1 Кроссворд 1 «Стилистические фигуры речи»
1 | 2 | |||||||||
3 | * | |||||||||
4 | * | |||||||||
5 | * | |||||||||
6 | * | |||||||||
7 | * | |||||||||
8 | * |
По горизонтали: 1 Стилистические фигуры речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости.3.Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4.Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5.Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6.Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8.Прием, который дает читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали:2.Повторение слов или словосочетаний в начале предложений , строф.
Задание 2. Кроссворд 2
1 | 2 | ||||||||||
3 | * | ||||||||||
4 | * | ||||||||||
5 | * | ||||||||||
6 | * | ||||||||||
7 | * | ||||||||||
8 | * | ||||||||||
9 | * |
По горизонтали:1.Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного.3.Слово , определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности. 4.Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.5.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 7.Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности. 8.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров какого-либо явления.
По вертикали 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
Задание 3.
- Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин «спрятан» в фокусе?
Синекдоха
Сравнение Метафора
Эпитет Метонимия
Перифраза Антономазия
Литота Аллегория
Гипербола
Задание 4 «Солнышко»
Обобщение
- В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говоря о его многоликости, величии. Язык – «исповедь народа», его душа, его нравственность, основа культуры… Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами Горького, «Неисчерпаемо богат и все обобщается с быстротой поражающей. Но! Чем он обобщается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?
Список использованной литературы.
- Власенкова А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – 9е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Галкина Т.И. Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004
- Горшков А.И. Русская словестность: От слова к словестности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
- Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2005 г.
- Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2006 г.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: «Высшая школа», 1974.
- Руский язык и культура речи: Учеб. Для вузов/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др./ Под ред. В.Д. Черняк – М.: Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 509 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в восьмом классе по теме "средства массовой информации"
Конспект открытого урока...
Урок в 7 классе по теме "Антарктида"(укр. язык)
Тема уроку: Антарктида й Антарктика. Своєрідність географічного положення материка, його розміри. Відкриття Антарктиди та сучасні наукові дослідження материка. Міжнародне співробітництво у вивче...
Интегрированный урок русского и английского языков в 11-м классе по теме: "Средства выразительности в английских и русских текстах по теме: «Изобретение и изобретатели»."
Интегрированный урок русского и английского языков в 11-м классе по теме: "Средства выразительности в английских и русских текстах по теме: «Изобретение и изобретатели»."...
Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".
Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....
План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"
Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...
Конспект урока элективного курса "Написание сочинения" в 10 классе на тему "Средства выразительности и их роль" .
Конспект урока элективного курса "Написание сочинения" в 10 классе на тему "Средства выразительности и их роль" ....
План-конспект к уроку в 7 классе на тему "Средства массовой информации". УМК "Spotlight 7"
План-конспект отражает современные требования к уроку, содержит разнообразные формы работы, индивидуальные, парные, основные аспекты: аудирование, монологическая и диалогическая речь....