Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий"
I четверть. Программа Б. М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 3. Линия и её выразительные возможности
Цели деятельности учителя | Познакомить с выразительными свойствами линии, их видами и характером; показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа; сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью линий различного характера |
Тип урока | Изучение новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения, развивать композиционные навыки. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной и практической деятельности, анализировать работы товарищей, корректировать свое мнение, излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке, формировать духовно - нравственную и эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Личностные: осознают свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача), свои эмоции, понимают эмоции других людей, воспитывать в детях доброту и человечность, коммуникабельность, креативность. |
Методы и формы обучения | Проблемное изложение, поисковая, практическая; фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Образовательные ресурсы | yspu.org/Искусство_(интернет-ресурсы) «Времена года» П. И Чайковского; «Времена года» А. Вивальди |
Оборудование | Графический материал по выбору учащихся, бумага, карандаш |
Наглядно-демонстрационный материал | Репродукции картин: Рембрандт «Старый нищий», «Женщина в кресле, читающая книгу», «Два крестьянских дома», А. Матисс «Женский портрет», рисунки педагога. Мультимедийный ряд: презентация выполненная учителем «Характер линии и её выразительные возможности» |
Основные понятия и термины | Свойства, характер, вид линий, ритм линий |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развива- ющие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Проблемное изложение | Дорогие мои дети, Много есть чудес на свете Три приятеля больших - Точка, линия и штрих! Штрих - от линии кусочек, Точка - маленький кружочек, Ну а линия большая, И прямая, и кривая, Может в шарик превращаться И в зигзаги изгибаться, Может сеточки плести, Ведь они всегда в пути. Учитель читает стихотворение и одновременно на доске или на листе бумаги рисует линии мелом, кистью, фломастером, углём. - Угадали, кто герой нашего урока? Правильно - Её величество линия. - Вспомните, какие бывают линии. Назовите, где мы в жизни можем увидеть различные линии? (Слова учителя и ответы учеников сопровождаются презентацией). | Ставят проблему, формулируют познавательную задачу. Отвечают на вопросы. Выполняют наброски | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы (основ-ной элемент рисунка, его значение и основная задача) |
II. Изучение нового материала | Поисковая | Разделимся на группы. Все члены группы пишут на одном листе слово «линия». Как видите, одно и то же слово каждый написал по-своему. Известно, что по почерку можно многое сказать о характере человека. -Так и линия имеет свой характер. - Язык линий понятен людям всей земли. Линии окружают нас повсюду. Это линия горизонта, дороги, стволов деревьев, облаков, реки.… Овладев выразительными возможностями линии, вы сможете на рисунке показать практически всё. Блеск молнии, ветер, туман, мечту человека, фантастический мир. В этом смысле изобразительное искусство близко к литературе, которая рассказывает, но не показывает. А рисунок может показать! - Я вам расскажу «Сказку о деревьях - характерах» В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли Деревья - Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко - далеко за горами. У каждого Дерева - Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношения к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева - Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве - Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где - то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где - то пригибалась до земли от своей Приниженности, а где - то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях - Характерах скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья - Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья - Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь у каждого человека в жизни складывается всё по - разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья - Характеры…. Иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не смогла. Были и такие, что не клонились под самым ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. - Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево - Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки. | Организация активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач под руководством педагога. Определяют выразительные свойства линии, используют их. | Фронтальная и индивидуальная работа | Познавательные: находят решение поставленных учебных задач. Коммуникативные: аргументированно оценивают работы товарищей |
III. Творческая практическая деятельность | Практическая | – Предлагаю вам немного поиграть: Первый ряд – все вместе слегка стучат ладошками по столу. Второй ряд – потирает ладошкой о ладошку. Третий ряд – хлопает в ладоши. Все движения начинаем одновременно по моей команде. Прислушайтесь: выдерживая определенный ритм, мы создали шум дождя. Дождевые капли, течение речки – быстрое или плавное движение воды, движение на ветру травы или веток деревьев передается ритмом линий, длинных или коротких, создавая тревожное или радостное настроение. Согласование ритма линий и цвета создает настроение. Ритмы могут быть быстрыми и плавными, спокойными и тревожными. -Я предлагаю вам создать свой волшебный лес. | В игровой форме приходят к понятию «ритм». Выполняют творческий рисунок | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные: различают свойства линий, виды и характер. Личностные: осознают свои эмоции, понимают эмоции других людей |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Беседа в форме «вопрос – ответ» | Учитель монтирует вместе с учениками детские рисунки на общий фон. Теперь вы можете ответить на вопрос: – От чего будет зависеть впечатление от рисунка? – От свойства, характера, вида линий. – Ритма линий. Ваше впечатление будет зависеть от того, каким образом линия управляет движением вашего взгляда | Отвечают на поставленный вопрос. Выражают свои эмоции. Достигают цели, поставленной в начале урока | Индивидуальная работа | Познавательные: делают вывод. Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".
Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...
Технологическая карта к уроку английского языка "Учимся выразительно читать стихотворение"
Данная технологическая карта разработана к уроку английского языка по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English". Интересный урок , связанный с прочтением стихотворения А.С. Пушкина Winter morning на а...
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...
Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»
Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»...
технологическая карта по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека."
ТемаГрафический портретный рисунок и выразительность образа человека.Тип урокаУрок систематизации знаний.Цели урока• закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы...