Разработка урока в 11 классе «Изобразительно-выразительные средства русского языка ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24)".
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Дурсун Ирина Викторовна

На уроке повторяются основные виды изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста. Учащиеся готовятся к выполнению экзаменационного задания № 24 на основе комплексного анализа текста. Продолжается работа по развитию языкового чутья, умения определять проблему текста и формулировать её в сочинении. Закрепляется навык бережного отношения к родному языку через осознание художественной ценности русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Изобразительно-выразительные средства русского языка.» ( Подготовка к ЕГЭ. Задание 24).

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторение основных видов изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста;
  2. подготовка учащихся к выполнению экзаменационного задания В8 на основе комплексного анализа текста и определения изобразительно-выразительных средств языка.

Развивающие:

  1. продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
  2. дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
  3. развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  4. развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений отстаивать своё мнение, объяснять свою точку зрения.

Воспитательные:

формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:


1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. — Один очень мудрый человек сказал, что полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. Вот на уроке, как и всегда, мы с вами будем учиться друг у друга, будем повторять то, что изучено ранее.

Прочитайте предложение, записанное на доске, вставьте подходящее по смыслу определение, сформулируйте тему урока.

Особое звучание художественной речи придают … языка.

- Запишите в тетради.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

- Отталкиваясь от темы, назовите цель нашего урока.

Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.

- Подумайте, где пригодятся вам знания средств художественной выразительности?
(при выполнении задания 24 на ЕГЭ).

- Существует много классификаций изобразительно- выразительных средств языка. но для вас я разделила их на три группы: лексические, синтаксические, стилистические. Так звучат они на ЕГЭ.

Выделяют выразительные средства фонетики, но о них мы поговорим в следующий раз.

4. Работа в группах.

Учитель:

- В каждой группе есть консультант, который следит за правильностью ответа. На столах лежат распечатки. В помощь даны справочные материалы. Это первый лист. Далее задания, которые необходимо выполнять на специальных листах, вписывая названия тропов рядом с примерами. Время на подготовку -10-12 минут. В то время, когда группа отвечает, всем следует делать записи на другом листе – это будут ваши затруднения.

Лексические средства выразительности (группа 1).

Примеры

Лексическое средство выразительности.

Синтаксические средства. Мои затруднения.

Стилистические фигуры. Мои затруднения.

«Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…»

"В саду горит костёр рябины красной"

"Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела"

"Заря алая улыбается"

Живой труп; мёртвые души; молодая старость.

Царь зверей; «Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед»

Синтаксические средства выразительности (группа 2).

Примеры

Синтаксическое средство выразительности.

Лексические средства. Мои затруднения.

Стилистические фигуры. Мои затруднения.

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

«Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.»(А. Блок)

"Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас".

"Роняет лес багряный свой убор…»

«Этим летом я видел море. Первый раз.»

«Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской…»

Стилистические фигуры (3 группа).

Примеры

Стилистические фигуры.

Лексические средства. Мои затруднения.

Синтаксические средства выразительности. Мои затруднения.

«Глаза громадные, как прожекторы».

«Мальчик с пальчик».

"И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы».

"Швед, русский колет, рубит, режет"…

«Откуда, умная, бредёшь ты, голова?»

«А новое так отрицает старое!»

(После работы в группах ответы прослушиваются, рецензируются, учащиеся отмечают свои затруднения, на листах самооценки выставляют баллы).

Учитель:

- Работа окончена. Слушаем ваши ответы. Группы, которые слушают ответы, также включаются в работу и заполняют свободные колонки. Не забываем подписать работу.

- Есть ли вопросы к отвечающему?

5.Терминологический диктант

1. Приём, заключающийся в сходном построении предложений.

2. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности.

3. Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

4. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим.

5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.

7. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

8. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения какого-либо явления.


9. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.


(Синтаксический параллелизм, эпитет, олицетворение, сравнение, перифраза, аллегория, гипербола, литота, метафора) .

6. Работа с текстом.

Учитель:

- А теперь постараемся применить свои знания при выполнении задания 24 из тестов ЕГЭ.

Перед вами текст. Прочитайте его. Читая текст, подумайте, какую проблему поднимает автор? Это поможет вам сэкономить время в процессе работы с текстом на ЕГЭ (чтение вслух). 

ТЕКСТ

          (1) Быть культурным не значит знать обо всём понемногу, не значит это и знать всё о чем-нибудь одном. (2) Быть культурным – значит не поверхностно, а глубинно изучить произведения великих писателей, проникнуться духом их творчества. (3) Существует немало авторов, которые станут нам верными спутниками на всю жизнь. (4) Хорошо было бы, чтобы их мудрые мысли стали вашими мыслями, их произведения – вашими воспоминаниями.

(5) Не пожалейте времени на Гомера, и вы увидите, что «Илиада» вовсе не скучна, а «Одиссея» подавно. (6) Независимо от того, верующий вы или неверующий, найдите в своей небольшой библиотеке место для Ветхого и Нового Заветов.

(7) Невозможно прожить достойную жизнь, не прочитав Вольтера и Дидро. (8) Ни большего ума, ни лучшего стиля нельзя себе представить. (9) Вы не можете обойтись ни без Шекспира, ни без Лопе де Веги. (10) Ни без Свифта. (11) Ни без Диккенса. (12) Ни без Эдгара По, ни без великого Гёте. (13) Ни без Данте, ни без Сервантеса. (14) Наконец, никто не подарит вам такого волшебного ощущения жизни, как русские писатели.

(15) Нет ничего прекраснее лучших произведений Толстого. (16) Рядом с Толстым поместите повести Пушкина, рассказы и пьесы Чехова.

(17) Некоторые считают, что необразован тот, кто читал Шекспира, но не знают законов физики. (18)На самом деле то и другое равно необходимо. (19) Наука даёт человеку всевозрастающую власть над внешним миром, литература помогает приводить ему в порядок мир внутренний. (По Андрэ Моруа)

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

« К числу проблем, затронутых А.Моруа, относится проблема выбора книг для самообразования. Для привлечения внимания читателей автор прибегает к такой стилистической фигуре, как ____________ (предл.1,2). Составляя список книг для обязательного прочтения, он использует ____________ (предл. 5,7,9,12) и ______________ (предл. 10-13). Давая характеристику творчеству великих писателей,, автор применяет такое лексическое средство, как __________ (предл. 15).

Список терминов:

  1. сравнительный оборот
  2. литота
  3. эпитет
  4. анафора
  5. метафора
  6. градация
  7. парцелляция
  8. гипербола
  9. ирония

- Подумайте, какую проблему поднимает автор?

Но а сейчас приступаем к выполнению задания 24, где анализируются языковые особенности данного текста ( 3-5 минут).

Перечитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(проверка правильности ответов).

Учитель:

- Какие есть вопросы?

- А теперь консультанты проверят листки самооценки и поставят отметки за работу на уроке (листочки сдаются).

Лист самооценки.

Этап работы

Максимальное кол-во баллов

  Реальное кол-во     баллов

Выводы

Рефлексия.

Что нового для себя вы узнали?

Домашнее задание. К предложенному учителем тексту сильная группа учащихся составляет свою рецензию, слабая группа – выполняет готовое задание, средняя группа – исправляет ошибки во фрагменте рецензии (зачеркните неверный ответ, правильный ответ впишите рядом, ответ обоснуйте в свободном поле после рецензии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в7 классе "Изобразительно-выразительные средства"

Презентация к уроку в7 классе "Изобразительно-выразительные средства"...

Разработка урока русского языка "Подготовка к ГИА. Задания части В"

Закрепление анализа текста, используя знания орфографии, пунктуации, лексиски и синтаксиса. Разбор заданий ГИА по русскому языку (часть В)...

Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописание НЕ с ...

Урок русского языка. Подготовка к ОГЭ (Задание 4).

Разборов способов связи в словосочетаниях. Алгоритм выполнения задания 4....

Проверочная работа по русскому языку . Подготовка к ЕГЭ. Задания 9-13

Проверочная работа по русскому языку при подготовке к ЕГЭ в 3-х вариантах с ответами по заданиям 9-13. 10-11 класс....

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4) Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Урок русского языка подготовка к ОГЭ (задание 4)Словосочетание.Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях....