рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО "Живые краски"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа «Живые краски» реализует общекультурное (художестенно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_p_kruzhka_izo_zhivye_kraski.docx | 53.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГЕРГЕБИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей ИЗО, музыки, технологии и физической культуры «___»___________________2021г. ________________Курбанов К.Д. | «Согласовано» Зам директора по УВР ___________/Мучиева М.М./ ФИО «___»____________2021г. | «Утверждаю» Директор школы ___________/Магомедов М.М./ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка художественно-эстетического направления
«Живые краски»
Учитель: Курбанов Курбангаджи Дибирович
С. Гергебиль
2021
Пояснительная записка
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной, творческой личности.
Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа «Живые краски» реализует общекультурное (художестенно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения.
Огромной задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетичес-кого воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает школьнику мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты, форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школы. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь ученикам в этих стремлениях призвана программа «Живые краски».
Дополнительная образовательная программа «Живые краски» относится к образовательной области «Искусство», является программой комбинаторного типа и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности школьников. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей учащегося, развивает пространствен-ное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ученику трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у учащихся воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать подходящий материал. В своем творчестве ученики передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Актуальность.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала учеников, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ученика экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Новизна образовательной программы состоит в том, что в процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесит умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения». Эстетическое воспитание школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа комбинаторного типа «Живые краски» может рассматриваться как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.
Цели программы:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов, на 1 год обучения. На реализацию программы отводится 34. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю по 45 минут в соответствии с нормами СанПина. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек. Для успешной реализации будут использованы Интернет-ресурсы, интерактивное посещение художественных выставок, работа с программами рисования на ноутбуках.
Программа стоится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признании себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совестной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеозаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе учеников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
1. Знакомство с искусством.
2. В мире много интересного.
3. Красота в умелых руках.
4. В мире волшебных красок.
Занятия художественного кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает сведения о развитии изобразительного искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров искусства, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть направлена на получение навыков художественного мастерства.
Формы работы:
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
-творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Формы организаций занятий:
- информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
- художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
- изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
- художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает ученикам возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с учениками более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Сочетание холодных, теплых тонов.
Об узорах, орнаменте в полосе.
О сюжетной композиции.
О конструктивном, скульптурном способах лепки.
Скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки.
Перспектива.
Штрих.
Плакат, открытка, шрифты.
О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.
О росписи, ее видах и основных различиях.
Творческий подход к работе.
О фактуре предметов.
Учащиеся должны уметь:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.
Выделять главное и второстепенное.
Самостоятельно обдумывать и выбирать композицию.
Создавать композиции из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников.
Изображать животных и человека в движении.
Изображать объем.
Чувствовать цвет.
Передавать форму, структуру предметов, величину и соотношение частей.
Работать в разных техниках «а-ля прима», «гризайль», «монотипия».
Лепить народные игрушки.
Передавать мысли и переживания в работе.
Личностные результаты.
- развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
- умение организовать рабочее место
- бережное отношение к инструментам, материалам
- развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера
- ознакомление с художественными терминами и понятиями
- ориентирование в социальных ролях
- нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
- развитие наблюдательности зрительной памяти
- активное использование в речи терминов
- сформированность мотивации к познанию и саморазвитию
- отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности
- развитие художественного вкуса
- овладение художественными терминами.
Метапредметные результаты.
- приобретение навыка работы в паре, группе
- диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности
- действовать в различных ситуациях
- участие в коллективном обсуждении
- умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
Предметные результаты.
- овладение основами художественной грамоты
- знание цветов и рисовальных материалов
- умение передавать форму, величину изображения
- соблюдение последовательности выполнения работы
- умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет
- умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта
- способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
Содержание курса с учётом программы воспитания
№ | Раздел программы | Модуль «Курсы внеурочной деятельности» |
1. | Знакомство с искусством. | Воспитание духовного человека, имеющего развитие потребности в познании и самопознании |
2 | В мире много интересного. | Воспитание творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом |
3. | Красота в умелых руках. | Развитие в детях способностей к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире. |
4. | В мире волшебных красок. | Приобщение детей к миру искусства. Помочь лучше понимать реальный мир, видеть и любить прекрасное. |
Календарно-тематическое планирование курса «Живые краски»
№ занятия | Раздел, Тема | Знания, умения | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Знакомство с искусством -8 часов . Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Представлять то, чем будем заниматься на внеурочном занятии по изобразительному искусству. «Акварель». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
2 | Краски радуги, акварель. Приемы. | Сочетание холодных, теплых тонов. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Различать цвета красок Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
3 | Холодные и теплые краски. | Знать: сочетание холодных, теплых тонов. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Различать цвета красок Сочетание холодных, теплых тонов. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
4 | Щедра осенью земля - матушка | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Уметь: изображать маленькое и большое, дальше и ближе | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Создавать композицию на тему |
5 | О чем рассказали красочная осень и кисточки. Листопад | Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
6 | Мои любимые животные (лепка). | Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. О конструктивном, скульптурном способах лепки Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). . |
7 | В чем секрет узора хохломы. Вариации элементов росписи Хохломы | Знать: о формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений |
8 | Орнамент в полосе. | Знать: об узорах, орнаменте в полосе. Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. |
9 | В мире много интересного -7 часов Лепка животных. Домашние животные. Палитра холодных цветов. | Практическая работа: лепка животных (коллективная работа (плакат).. Уметь: Изображать маленькое и большое, дальше и ближе | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). |
10 | Узнай цвета солнечного снежного пейзажа | ||
11 | Рисование открытки к Новому году. | Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Создавать несложные новогодние открытки |
12 | Герои русских народных сказок. | Животное в скафандре (игровой прием) Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
13 | Подводное царство. | Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
14 | Мои фантазии. Краски зимней природы. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Творческий подход, фантазия, композиция | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
15 | Сибирский пейзаж в творчестве К.П.Белова. | Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. |
16 | Красота в умелых руках – 10 часов Портрет папы (поздравительная открытка). | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
17 | Портрет мамы (цветные карандаши). | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
18 | Деревья зимой (акварель). | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Любоваться красотой природы. |
19 | Экспериментируем с графическими материалами. | Знать: О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. |
20 | Мои мечты. Моя мастерская игрушки. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
21 | Увлекательный космос. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. |
22 | Жар – птица. Силуэты сказочных героев. | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Знать: О сюжетной композиции | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
23 | Роспись посуды. Вазочка. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Об узорах, орнаменте в полосе. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. |
24 | Расписной платок, акварель, фломастер. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Об узорах, орнаменте | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. |
25 | Матрешка. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
26-27 | В мире волшебных красок– 9 часов Как красиво весной (акварель). | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. |
28 | Весенний букет (цв. карандаши). | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
29 | Ярмарка шумная, звонкая, яркая. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
30-31 | Попугай (акварель). Птицы – вестники весны. | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
32-34 | Свободная тема (творческая работа). Выставка работ | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки |
Итого: 34 |
Методическое обеспечение программы.
№ | Раздел программы | Форма работы | Приемы и методы | Дидактический материал, ТСО ИКТ |
1. | Знакомство с искусством. | Инструктаж. Экскурсия. Коллективное рассматривание. Практическая работа. Ролевая игра. | Наглядные. Словесные. Репродуктивные. Интегрированные (восприятие с музыкой) | Сбор осенних листьев. Стихи об осени. Репродукции картин русских художников. Музыкальные произведения. Дидактические таблицы по темам. |
2 | В мире много интересного. | Практическая работа. Коллективно-групповая форма (панно) Викторина. Экскурсия | Интегрированные.( восприятие с музыкой и стихами) Репродуктивные. Частично-поисковый. | Фотографии, слайды, теневой театр, мультимедиа литературные произведения, классическая музыка. |
3. | Красота в умелых руках. | Активная беседа. Технические упражнения. Ярмарка-выставка. Коллективно-групповые формы. | Словесные. Наглядные. Репродуктивные. Творческие. Исследовательский | Набор альбомов по декоративному рисованию. ( Гжель, Хохлома, Городец) Наборы деревянных матрешек, посуды. Музыкальные пьесы, литературные произведения. |
4. | В мире волшебных красок. | Инструктаж. Технические упражнения. Индивидуальная, коллективно-групповая формы. Выставка. Презентация. | Словесные наглядные Проблемный Поисковые работы моделирование Демонстрация просмотр | Музыкальный центр, книга по технике квиллинга, цифровая фотокамера, компьютер, Работы детей, фотоработы, мультимедиа. |
Таблица диагностики, средства контроля.
№ п/п | Специальные умения и навыки | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Удержание карандаша, кисти. | Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. | Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. | Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно. |
2 | Работа с красками и карандашом. | Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. | Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. | Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами). |
3 | Компоновка листа. | Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д. | Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. | Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе. |
4 | Пластические умения. | Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками. | Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. | Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом. |
5 | Умение вырезания. | Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. | Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. | Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров. |
6 | Степень самостоятельности. | Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. | Работа с подсказками педагога. | Не работает без помощи педагога. |
7 | Творческий подход. | Использование своей фантазии на заданную тему. | Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. | Работает по наглядным пособиям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Авторская разработка программы внеурочной деятельности "Природа в красках" для 1-4 классов
Авторская разработка программы внеурочной деятельности «Природа в красках» для 1-4 классов (теория, практика, КИМ) составлена на основе требованийк планируемым результатам прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...