Конспект урока ИЗО "Цвет в произведениях живописи " 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Шерстюк-Гринько Лариса Юрьевна

Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей­ствием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскры­тия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Цвет в произведениях живописи (ИЗО , 6 класс)

Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Планируемые образовательные  результаты :

Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.

Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях

Оборудование: репродукции картин художников  Веермеера «Женщина ,  наливающая молоко» ;

К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», таблица «Цветовой круг».

                                                                      Ход урока

1.Организация урока.

2. Сообщение темы урока.

– Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета.Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.

Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

- О чем говорит эта легенда?

С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!

Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее.

ЖИВОПИСЦЫ

Живописцы, окуните ваши кисти 
в суету дворов арбатских и в зарю, 
чтобы были ваши кисти словно листья. 
Словно листья, словно листья к ноябрю.

Окуните ваши кисти в голубое, 
по традиции забытой городской, 
нарисуйте и прилежно и с любовью, 
как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнется, как очнется! 
Пусть начнется, что еще не началось! 
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется... 
Что гадать нам: удалось — не удалось?

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы, 
наше лето, нашу зиму и весну... 
Ничего, что мы — чужие. Вы рисуйте! 
Я потом, что непонятно, объясню.

 Это замечательное стихотворение Б. Окуджава. Поэт убежден, насколько полезен и необходим труд художников-живописцев. Он понимает связь между живописью и поэзией, эта связь выражается в творчестве человека искусства.

             На предыдущих уроках мы с вами изучили вид изобразительного искусства - рисунок, также мы проходили основные выразительные средства рисунка. Затем мы начали изучать такую серьезную науку, как цветоведение неспроста. Так как в основе живописи лежит цвет. А искусному смешению красок художники учатся годами. После того, как мы изучили конструктивную основу формы, т.е. рисунок, мы с вами будем учиться правильно видеть и чувствовать цвет. Конечно, не забывая, что в основе живописи лежит грамотный рисунок.

3. Формирование новых знаний

          Цвет – душа живописи. В основе живописи лежат цветовые отношения. Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них особым языком – живым смешением красок.  В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.  

Сами предметы цвета не имеют, а цвет, который мы видим обусловлен, тем какие лучи он поглощает, а те которые отражает мы и будет принимать за его цвет.

Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. Снег отражает все лучи спектра, поэтому мы видим снег белым. Но не чисто белым, а в нем присутствует большое число оттенков, которые отражаются от других предметов и тел.

- Посмотрите, например, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

           Как же удается верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Со всем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окраской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не со всем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.

На цвет предмета оказывает большое воздействие освещение. 

- Картина  художника Яна  Веермеера «Женщина , наливающая молоко»

         Давайте представим, какими красками мы будем писать пейзаж в пасмурный день, а какими в солнечный.

Естественное освещение очень отличается от электрического, так как при нем предметы будут иметь естественные холодные оттенки, в то время как при электрическом цвет предмета будет более теплым и желтым.

           Так же на цвет влияет пространство, т. е. воздушная среда в которой находится предмет. В дали предметы будут как бы рассеиваться и постепенно исчезать, станут холодных оттенков, вблизи же будут более теплого цвета, яркого и контрастнее в отношении среды.

            Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов называется в живописи колоритом. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа.

           Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

          «Весь секрет ... живописи, -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут вы плывать золотые и серебряные «рыбки» света».

          Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» замечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи.

               Старые мастера писали тремя красками, ограниченной палитрой, но, не смотря на это добивались большой выразительности цвета. Чтобы писать ограниченной палитрой, необходимо очень внимательно относиться к цвету, чутко чувствовать его, как мастерски делали это старые мастера. Для обогащения колорита используется также лессировка – нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета.

Другой живописной техникой является Алла-прима. Где художник сразу с первых мазков, а не последовательно, как старые мастера строит живописное произведение, накладывая мазки рядом друг с другом, постоянно сравнивая их между собой, чтобы они вписывались гармонично.

Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.

Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан.

              Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна).

       В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.

 Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.

Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.

           Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.

            Применение локального цвета характерно для изобразительного искусства средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики (Э. Делакруа, О. А. Кипренский и др.) – Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например В. Г. Перов, часто изображавший в своих картинах пейзаж.

Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).

Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим примерные схемы гармонических сочетаний цветов:

1)  двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контрастно, уместно только в плакате;

2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других;

3)  четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гармоничным.

Вот некоторые практические рекомендации:

а) лучшие цветовые сочетания – в больших интервалах по цветовому кругу;

б)  более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсивными надо брать в меньших количествах (по площади пятна);

в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые – лучше с темно-серыми, холодные – лучше со светло серыми.

             Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний относительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установленными для всех случаев.

            При работе красками следует учитывать еще одно интересное явление, называемое пространственным отношением цветов. Установлено, что некоторые цвета в соседстве с другими кажутся нам или выступающими вперед, или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светлые и насыщенные цвета, отступающими – холодные, темные и ненасыщенные. Надо оговориться, что в каждом конкретном случае играют роль характер и величина пятен, контур и другие обстоятельства.

             Все эти и многие другие свойства используются живописцем. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения.

             Электрический свет (ламп накаливания) по сравнению с естественным содержит значительно больше желто-оранжевых лучей, что заметно сказывается на нашем восприятии цветов. При этом освещении все цвета приобретают оранжевый оттенок: красные становятся еще более оранжевыми и насыщенными, холодные же – фиолетовые и голубые – теряют насыщенность, сереют, темнеют. Желтые цвета светлеют, кажутся более бледными. Вследствие этого живописные работы, выполненные при электрическом свете, днем могут оказаться слишком желтыми.

 Беседа  по  картине   К. А. Коровина «Зимой».

            Главным в творчестве К. А. Коровина является колорит. «При рода наделила его исключительным глазом колорита, – вспоминал о своем учителе художник Борис Владимирович Иогансон. – Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы – везде, во всем его живопись соткана, если можно так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в тончайших и тончайших красочных соотношениях, характеризую щих живое».

          Картина К. А. Коровина «Зимой» сыграла важную роль в русской пейзажной живописи конца XIX века. Чем же так примечательно это небольшое произведение? Сюжет у него самый незатей ливый: белое зимнее утро. Все бело – небо, снег. Но обратили ли вы внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна избы, изго родь, цвет дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы (отсветы, блики) снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа.

- Что вы можете сказать о колорите данной картины? Цветовом тоне?

4. Актуализация знаний учащихся. 

         Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.

          Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.

Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д. 

Физкультминутка .

Поднимаем кверху руки,

Опускаем их на плечи.

Поднимаем, опускаем,

От урока отдыхаем.

Руки все перед собой,

Позвоночник выпрямляем.

Локти сводим, распрямляем,

Организм оздоровляем.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

И за парты все вернулись.

Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение по вторите 4-6 раз.

5. Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа в цвете ).

  Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимися, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

6. Итог урока. Выставление оценок .

7. Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию своей любимой картины, описать ее, проанализировать цветовое и композиционное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Н. А. Римский-Корсаков – чародей музыкальной живописи».

На уроке применяются современные образовательные технологии:             Технология развивающего обучения (ТРО)....

ИЗО 7 класс тема урока "Цвет в произведениях живописи"

Тема урока "Цвет в произвелениях живописи" ИЗО 7 класс...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Тема урока «ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ»

конспект урока по ИЗО, 6 класс...

Конспект урока по литературе для 7 класса по произведению Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев"

Цели урока:1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;              2) способствовать развитию речи учащихс...