Технологии проектирования и проведения интегрированных уроков
статья по изобразительному искусству (изо)
Интегрированный подход в современном образовании предполагает изменение содержания и методов обучения. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии проектирования и проведения интегрированных уроков
В настоящее время многие достижения в педагогической практике связаны с педагогикой искусства, которая играет большую роль в процессе перехода от знаний, умений и навыков к педагогике развития. Стремление к интеграции просматривается в базисном учебном плане школы, где выделены не отдельные предметы, а блоки – «образовательные области». Примером могут служить уроки изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство » - «образовательная область» на основе интеграции изобразительного искусства и трудового обучения или музыки. Фактически предлагается интегрированное построение учебного процесса. Интеграция это путь к восстановлению утраченной целостности. Интеграция в методике преподавания — это процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной однотипности.
Интегрированный подход в современном образовании предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Этот вид урока требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.
Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Идея интеграции обучения вытекает из стремления дать молодому поколению целостное представление о природе, обществе и своем месте в них. А для формирования этого представления необходимо формирование интегративного сознания, т. е. такого рода сознания, которое заключатся в способности человека воспринимать действительность как совокупную целостность каких-либо частей, связанных между собой. Именно на формирование такого сознания направлена деятельность учителя, дающего интегративный урок. Такие уроки могут проводиться в форме лекций, конференций, семинаров и пр. Но не все уроки приемлемы для интеграции. В основе интегрированных уроков должна быть близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Например, русский — литература, математика — природоведение, литература — природоведение и др. Такие уроки нельзя проводить часто, т. к. они теряют новизну и снижают интерес учащихся к такого рода урокам. Да и не все темы и разделы учебной программы надо интегрировать. Наиболее благоприятны для интеграции уроки литературы, ИЗО, музыки, технологии. Именно на таких уроках у детей развивается образное мышление, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.
Интеграция в образовании необходима, т. к. у современных школьников из-за множества учебных дисциплин формируется фрагментарность мировоззрения и трудности с адаптацией в современном интегрированном мире. Интеграция должна быть постепенной, от внутрипредметной к межпредметной. Подготовка к такого рода урокам кропотлива. Что требуется от преподавателя?
1. Он должен в полной мере владеть содержанием своего предмета.
2. Хорошо знать содержание учебного предмета, с которым будет интеграция.
3. Уметь создавать для себя единую картину мира, единое пространство.
4. Если урок проводят несколько учителей-предметников, то между ними важна психология, должно быть взаимопонимание с полуслова. Не каждый преподаватель решится на проведение такого урока. Роль учащихся тоже должна стать иной. Ученик должен стать активным участником учебного процесса. У талантливого педагога ученики на интегрированном уроке становятся союзниками по решению проблем урока.
Интегрированный урок должен быть построен таким образом, чтобы 60–80 % учебного времени занимало творчество учащихся. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Преимущества интеграции на уроке:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
4. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
5. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины.
С помощью предлагаемой технологии учитель имеет возможность использовать средства одного изучаемого предмета для достижения практических целей в другом предмете.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
1. Предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
2. Логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
3. Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. 3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
Процесс подготовки к традиционному интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:
I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы учителей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.
II этап - исполнительный (проведение интегрированного урока).
III этап - аналитический (анализ проведения урока, выводы).
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
На страницах Интернета можно изучить современные разработки интегрированных уроков:
- Л. А. Петренко «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». festival.1september.ru›articles/212587/
- М. И. Балагурова «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира». festival.1september.ru›articles/102582/
- О. С. Михайлова «Интеграция, как методическое явление». festival.1september.ru›articles/214076/
и другие.
Авторы разработок единодушны в определении целей и результатов интегрированных уроков. Результаты проявляются в развитии творческого мышления учащихся.
За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ней, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс
6 класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение « Cпорт в моей жизни». (1ч.)...
Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий (из опыта работы)
Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...
Выступление на январском совещании учителей «Технология подготовки и проведения интегрированного урока».
Данное выступление носит практический характер по теме интеграции для руководителей методических объединений, заместителей директоров по учебной работе, учителей, заинтересованных данной темой. Собран...
Мастер-класс "Технология проектирования и проведения открытого урока"
Правила и этапы построения и проведения открытого урока...
Методическая разработка проведения интегрированного урока (занятия) «Сталинградская битва: уроки истории»
Данная методическая разработка интегрированного урока литературы и истории (внеклассного мероприятия) предназначена для учителей литературы и учителей истории, педагогов-организаторов, классных руково...
Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике
Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике...