Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий (из опыта работы)
учебно-методический материал (11 класс) по теме
Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разобщенность научного знания по дисциплинам, исключают дублирование, освобождают учебное время для изучения других явлений и обеспечивает многоаспектность, ясность, прочность усвоения изученного материала. Перечисленные достоинства позволяют мне до 50% учебных занятий проводить интегрированными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология организации и этапы | 14.4 КБ |
приложение | 31 КБ |
приложение | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий (из опыта работы)
Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий включает 3 основных этапа: подготовительный, исполнительский и рефлексивный.
В ходе подготовительного этапа осуществляется:
а) организация творческой группы с учётом психологической совместимости (это важный фактор успеха работы двух и более педагогов, так как требуется их тактичность, умение слышать партнера, корректность в оценочных суждениях; строгое разграничение компетенций, требуется тщательная координация действий);
б) конструирование урока
в) парная работа для педагогов (если урок бинарный).
В ходе исполнительского этапа провожу учебное занятие в соответствии с технологической картой интегрированного учебного занятия.
Фаза вызова: формирование интереса к теме урока посредством работы над эпиграфом, актуализация имеющихся знаний посредством проблемных вопросов, блиц-опросов, интересных или важных событий.
Фаза осмысления:
- приобретение и осмысление студентами новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями осуществляется посредством организации индивидуальной и групповой работы,
- развитию их познавательных умений способствуют задания на анализ текста, заполнение таблиц, выполнение сравнительных характеристик,
- проживание ими ситуаций, формирование у студентов ценностных отношений к изучаемым событиям осуществляется посредством формулирования им наводящих и проблемных вопросов, персонификация, игровые приёмы.
Фаза обобщения и рефлексии: студентам формулируются вопросы, способствующие обобщению, систематизации знаний, закрепление осуществляется с помощью работы над эпиграфом.
В ходе третьего этапа осуществляю рефлексию у студентов в виде эвристическая беседа или работы студентов с организационно-деятельностной картой.
Как педагог подвожу итог, как на практике реализовались основные особенности интегрированного занятия:
- как были проанализированы многоплановые объекты, представления посредством различных учебных дисциплин;
- была ли сохранена самостоятельность каждой учебной дисциплины со своими целями, задачами, содержанием;
- каким образом и было ли достигнуто включение у студентов всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно - двигательных) в процессе познания;
- что и каким образом обеспечивало прочность усвоения изученного;
- как проявилась познавательная активность студентов.
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность студентов | Результат |
Фаза вызова | Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний | Стимулирует познава-тельную деятельность студентов с использо-ванием проблемных вопросов, использова-ние интересных фактов, знакомство с существу-ющими гипотезами, демонстрация репро-дукций, видеофильмов | Вспоминают известную им информацию, воспринимают новую информацию, осмысливают проблему, формулируют вопросы. | Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания |
Фаза осмысления | Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям | Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи | Работают с различными источниками информации, обсуждают вопросы, задают собственные вопросы, представляют результаты коллективного обсуждения. Создают логические и структурные схемы и таблицы | Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок |
Фаза обобщения и рефлексии | Обобщение и систематизация знаний, рефлексия | Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии | Обобщают и систематизируют полученные знания. Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности | Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка |
Технологическая карта интегрированного учебного занятия
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И РАЗВИТИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
ПАМЯТКА 1.
КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАННОЕ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИЛОСЬ
Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются. Более эффективен – метод кодирования. По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:
- прокомментировать новые данные;
- оценить их значение;
- поставить вопросы;
- сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.
ПАМЯТКА 2.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ)
УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ
- Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
- Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
- Определи вывод, который будешь доказывать.
- Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
- Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
- Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
ПАМЯТКА 3.
ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
- Названия тем писать ручкой с цветной пастой.
- Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.
- Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.
- Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.
- В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.
- Каждый абзац пишется с красной строки.
- Между абзацами оставляется чистая строка.
- В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».
ПАМЯТКА 4.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ТРЕБОВАНИЮ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ
- Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное
освещение темы.
- Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов.
- Правильность и чистота речи.
- Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
- Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
ПАМЯТКА 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООБЩЕНИЙ
В ходе проведения урока - «круглого стола» все студенты внимательно заслушивают выступления и комментарии к ним, делают пометки, анализируют и оценивают по следующим критериям:
- Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
- Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
- Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.
ПАМЯТКА 7.
АЛГОРИТМ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
- Изложить высказывание своими словами.
- Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
- Дополнить высказывание, если это необходимо.
- Оценить высказывание с моральной точки зрения.
- Сделать вывод.
ПАМЯТКА 8.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
И ЯВЛЕНИЙ
- Каковы причины события или явления?
- Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
- Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
- Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
- Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
- Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
- Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?
- Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Технология организации и проведения совместных занятий с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни»
Предлагаю ознакомиться с обобщением многолетнего опыта работы с детьми и родителями в объединении дошкольников "Азбик", которое осуществляет свою деятельность во Дворце творчества детей и ...
Технология организации и проведения подвижных и спортивных игр в учебно-воспитательной работе
Статья раскрывает значение игр и их влияние на организм ребенка. Рекомендована учителям физической культуры, воспитателям групп продленного дня, организаторам спортивной работы. Поможет выбрать ...
Организация и проведение внутришкольной психологической олимпиады (из опыта работы)
Одно из направлений работы психологов в школе – это психологическая подготовка учащихся-олимпиадников к выполнению конкурсных заданий. В МБОУ "Советская СШ №2" (ранее - УВК «школа-лицей»№2) дан...
Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии
Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...
Рекомендации по организации и проведению открытого учебно-тренировочного занятия
В этой методической разработке вы сможете найти ответы на вопросы "как правильно организовать и провести открытое учебно-тренировочное занятие"...
Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей (из опыта работы учителя технологии)
Опыт учителя технологии по использованию метода фасилитации для облегчению понимания, восприятия учениками поставленной задачи...