Мастер-класс "Технология проектирования и проведения открытого урока"
методическая разработка по биологии на тему

Правила и этапы построения и проведения открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologiya_otkrytyy_urok.zip509.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектирования и проведения открытых уроков

«Открытый урок в моем представлении — это маленький шедевр. Иначе за него не стоит и браться» (М.М.Поташкин).

В жизни каждый учитель провел много открытых уроков. Перед каждым таким уроком учитель волнуется, думает о методике его проведения, о том как повысить активность учеников, каков будет выход, что ценного с этого урока могут взять коллеги и многое другое. При подготовке к открытому уроку учитель затрачивает много сил, времени.

А для чего проводятся открытые уроки? Какова цель их проведения?

Определяются три главные цели проведения открытого урока:

повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к преподавателям – профессионалам высокого класса;

экспертиза коллегами (руководителями образовательного учреждения, экспертной комиссией и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной преподавателем, в период аттестации на более высокую аттестационную категорию;

саморазвитие преподавателя (стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития преподавателя).

К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки.

Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей.

Открытый урок обязательно должен иметь новизну.

Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих.

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессуУрок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы.

Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися: учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным.  Посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы.

Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом. Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока.

Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.

Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.

Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроковНежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся и учителя.

Порядок подготовки и проведения открытого урока

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения.

Выбор тем, позволяющих применить новое, осуществляется на основе анализа содержания программы и учебника. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться. Например, если методическая цель открытого урока относится к обучению работе с письменными источниками, в том числе с учебником, выбирается тема, позволяющая наиболее полно раскрыть приемы организации изучения учебника, дополняя информацией из других источников.

Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, учитель на открытом уроке должен показать их наиболее рациональное сочетание.

Проектирование открытого урока осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных уроков открытый урок имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

4 . Из чего складывается проектирование урока?
При подготовке к уроку главенствующими вопросами, стоящими перед преподавателем были и остаются:
Для чего учить? Чему именно учить? Как учить?

— Первый этап проектирования урока — определение типа урока. Проектированиеоткрытого урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого этапа будет определение типа урока. Типы уроков: урок изучения новых знаний; урок закрепления знаний; урок формирования (комплексного применения) ЗУН учащихся; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся; комбинированный урок.

— Второй этап проектирования урока — постановка целей урока. Принципиально важный момент – выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока.

Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока

— Четвертый этап проектирования — Выбор метода обучения. При выборе метода не забывайте о психологических характеристиках и каналах восприятия учащихся.

— Пятый этап проектирования урока — отбор подходящей организационной формы обучения. Под организационной формой будем понимать организационную форму урока: лекция, практическое занятие, интегрированный урок и т.д. Формы урока могут быть организованы нетрадиционно: урок — КВН; урок — ток-шоу; урок — творческая лаборатория и т.д. Формы организации деятельности студентов фронтальная; индивидуальная; парная; групповая; коллективная.

— Шестой важнейший этап – разработка структуры урока. На этом этапе будущий урок оформляется виде документа- плана или схемы. План урока – это начало творческого поиска. В нем отражается тема урока и его тип, форма организации урока, триединая цель урока, методы и средства обучения, уточняется структура урока, определяется примерная дозировка времени на различные виды работ, учитываются межпредметные связи ит.п. Структура урока должна соответствовать выбранному типу урока.

— Седьмой этап – содержательное наполнение урока. Здесь мы формируем тексты: что расскажем учащимся; что потребуем изучить самостоятельно; какие зададим вопросы; какие задачи предложим на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы; какую часть материала учащиеся могут освоить сами; где потребуется помощь преподавателя; что необходимо прочно запомнить; что использовать только для иллюстрации; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; как будет проходить контроль и коррекция их учебной деятельности. Чтобы не загромождать план (схему) урока, все эти тексты лучше сделать отдельными модулями (на отдельных листах). При необходимости их можно легко заменить.

— Восьмой этап проектирования урока – отбор средств обучения. Во всех случаях в плане или схеме будущего урока расставим значки, показывающие время и характер применения выбранных средств.

— Девятый этап урока – обдумывание организационной схемы урока: кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать. Аккуратное исполнение этих этапов позволяет преподавателю спроектировать грамотный профессиональный, технологический урок.

— Десятый этап урока – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники. Умелое применение продуманных и красивых приемов педагогической техники делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.

— Одиннадцатый этап связан с имиджем урока. Возможно, следует внести изменения в интерьер учебного помещения. Не повредит музыка, в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами – например, во время лабораторного опыта. Частью проекта урока является внешний облик преподавателя. Психотехники очень советуют придумать уроку девиз или эпиграф, временные атрибуты.

Обоснование проекта урока или слово преподавателю.
По окончании урока преподавателю как организатору открытого мероприятия предоставляется слово, в котором педагог раскрывает замысел урока, т.е. рассказывает о том,
как был осуществлен урок, исходя из его проекта, т.е. дает обоснование выбранному проекту урока. Затем преподаватель отвечает на вопросы гостей и заслушивает мнения присутствующих об открытом уроке, что им больше всего понравилось, что они отметили взять для себя в качестве повышения педагогического мастерства, а также рекомендации, замечания и т.д.

 И еще необходимо сказать об ошибках, допускаемых на открытом уроке

Ошибки, допускаемые при проведении открытого урок

1.Отсутствие логических связей между элементами технологии, что приводит к нарушению ее целостности, и как следствие этого – бессмысленное применение технологии.

2.Учитель демонстрирует те или иные педагогические действия, но никак не обосновывает их применение.

3.Учитель 45 минут демонстрирует свою эрудицию, но забывает ученика.

4.Учитель либо не имеет характеристики класса, либо имеющиеся данные о классе, не мог рационально использовать.

5.На открытом уроке категорически не допускаются терминологические ошибки.

 В заключении хочу сказать, что учителя, представившие свой открытый урок со всеми составными частями представленной технологии проведения открытого урока, имеют все основания претендовать на присвоение им как минимум первой, а скорее всего и высшей квалификационной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...

3.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня)

3.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения третьего открытого ...

3.4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытог...

3.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения пятого открытого ур...

Технологии проектирования и проведения интегрированных уроков

Интегрированный подход в современном образовании предполагает изменение содержания и методов обучения. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных ...

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике...